Сегодня я расскажу о великом короле Августе.
Август принадлежал к династии Веттинов, ныне представленным правящим домом Виндзоров в Великобритании. Английская королева Елизавета Вторая – представительница дома Веттинов, которые более 800 лет правили разными королевскими домами Европы.
Август родился 12 мая 1670 года в Саксонии, отец – Иоанн-Георг III, курфюрст саксонский, мать – Анна София Ольденбургская. Мальчик с детства отличался большой силой и выносливостью, еще будучи подростком он поднимал двумя пальцами с земли тяжелое железное ружье. В двадцать он сгибал руками серебрянную тарелку, мог одним ударом сабли отрубить голову быку.
В 17 лет юноша был уже вполне готов к амурным приключениям – и они не заставили себя ждать. Отправившись путешествовать по Европе и заехав в Венецию, юный Август соблазняет макизу Мансера. Ее супруг едва не убил успешного соперника, а жену заставил принять яд. Эта мрачная история положила начало многочисленным любовным похождениям короля, но он был удачливее другого знаменитого соблазнителя – Казановы. Того запомнили именно как великого любовника, перенебрегая тем, что он был неплохим писателем, наблюдательным человеком, склонным к науке и философии. Августа помнят и как сердцееда, и как реформатора, и как друга Петра Первого, и как военачальника. Образование Август получил не слишком хорошее, но он много занимался сам и к середине жизни стал энциклопедически образованным человеком.
Он был добрым щедрым, но не чуждым корыстолюбия. Однако деньги ему нужны были только для того, чтобы проявить свою щедрость и удовлетворить свои страсти. А когда деньги доставались ему незаконно, он всегда старался свалить вину на других.
Тяга к удовольствиям и тщеславие – вот главные черты его характера, однако удовольствия всегда стояли на первом месте и очень часто пересиливали тщеславие. Тщеславие и желание добиться внимания и восхищения всего света часто заставляли его заниматься всякими пустяками, из-за чего ему приходилось бросать действительно первостепенные и имеющие важные последствия дела.
Тот, кто хотел понравиться ему и показаться полезным, легко добивался этого и мог надеяться, что надолго останется у него в милости. Однако он никогда не вмешивался в ссоры своих придворных и предоставлял им возможность выпутываться самим. Флеминг писал, что подобная манера поведения часто приводила в ярость его куртизанок и даже самих министров. Однажды он воздержался при принятии важного решения и вернулся к нему только тогда, когда у него сложилось совершенно другое мнение. Ему можно было говорить правду, но только с глазу на глаз и без малейшей фамильярности. Он очень ревниво относился к своему авторитету и к своей популярности, во время вечеринок не позволял себе ничего лишнего, в то же время от него самого не ускользало ничего.
Он нелегко забывал обиды, но прощал их. Он хорошо знал своих придворных и так разговаривал с ними, что каждый считал, что знает мнение обо всех остальных, однако не знал, что думают о нем самом. Те, кто обращался к нему с подчеркнутым почтением к его сану, ни в чем не знали отказа. Август никогда не делал ничего со злым намерением, но его можно было легко перетянуть на свою сторону. Он был лукавым несмешником, и часто людям крепко доставалось от него, он настраивал друг против друга министров и слуг, и каждый считал, что только он его любимец.
В общем, эдакий Макиавелли немецкого образца.
Самым главным развлечением для него была “наука страсти нежной”, но бытует мнение, что весь этот антураж побед был нужен для него, чтобы поддерживать реноме, но на самом деле Август не слишком нуждался в удовольствии любви. Он больше нуждался в репутации ловеласа, поэтому придумывал всяческие интриги, романтические приключения, сложные любовные игры и так далее. Он был больше играл, чем переживал – разыгрывал сцены ревности и сцены с собственным разбитым сердцем, играл в рыцаря и бросал к ногам женщин огромные деньги, не любя их на самом деле. В общем, Нерон развлекался написанием пьес и их разыгрыванием перед Сенатом, Август играл в великого соблазнителя.
Его отца называли саксонским Марсом, его называли саксонским Гераклом и Самсоном, а турки окрестили его «Железной рукой», точно так же, как они называли его врага и двоюродного брата Карла XII Шведского «Железной головой». Август всегда мечтал о славе великого завоевателя.
В июне 1695 года, когда он находился в Вене, откуда он собирался отправиться на войну с турками, английский посланник в Дрездене Степни писал своему венскому коллеге Лексингтону, что Август занят только пьянством и балами: «Я очень хотел бы, чтобы он прекратил эту праздную жизнь и вернулся к своим делам, если он хочет быть принятым подобающим образом у императора. Однако я начинаю думать, что он возьмет с собой в лагерь биллиардный стол и бальный зал». Август хотел поле боя и войну тоже превратить в развлечение и предполагал, что знаменитый Мюльбергский лагерь не что иное, как место проведения военного праздника…
Самыми известными фаворитками Августа были несколько дам.
Расскажу о самых ярких из них.
Аврора вон Кенигсмарк.
Сейчас тип красоты изменился, но эта женщина считалась одной из красивейших в Европе. Она была блестяще образована, обладала остным умом и государственным мышлением. У нее было много романов, когда ей исполнилось 26 лет, на нее обратил внимание Август, которому тогда было 24 года. Графиня сопротивлялась напору курфюрста, что добавило ему пыла. Наконец, она стала официальной фавориткой, поселившись в Морицбурге, замке недалеко от Дрездена. Она считала, что никто больше не посягает на внимание ее возлюбленного, однако Август не считал, что должен хранить верность. Правда, он делал это как заправский разведчик и никто долго не догадывался о его походах за юбками. Затем Август снял для Авроры дом в Дрездене, где она была окружена немыслимой роскошью. Ее ребенок родился совсем немного спустя официального наследника от законной жены, которая была жертвой династического брака и которая вынуждена была терпеть все любовные победы мужа. Сына Авроры назвали Морицем, в честь прекрасных мгновений, проведенных в Морицбурге. Аврора числилась в официальных фаворитках несколько лет, даже в 30 лет она еще имела шанс выйти замуж. Однако, она этого не сделала, вела жизнь великосветской дамы, имела множество романов. Ее сын – чья молодость была довольно бурной, а отношения с отцом – натянутыми – впоследствие стал полководцем при французском дворе, но Аврора уже этого не увидела. Она умерла не в нищете, но была довольно стеснена в средствах.
Анна-Констанция, графиня фон Козель.
Анна происходила из стариного дворянского рода. Будучи выдана замуж, быстро поняла, что муж вызывает в ней отвращение. Как раз в самом конце бракоразводного процесса Анна встретила Августа, который быстро влюбился в красавицу. Она так искусно повела игру с ним, что выбила обещание, что после смерти королевы займет ее место. Август усыпал фаворитку подарками, построил для нее знаменитый Дрезденский дворец Coselpalais.
Дворец стоит рядом с Фрауенкирхе и туда можно дойти пешком из официальной резиденции короля Августа.
Анна родила Августу трех детей и провела с ним рядом восемь лет. Говорили, что она была столь искусна в любви, что король проводил в ее спальне каждую ночь. Но графиня была достаточно умной, чтобы, несмотря на все любовные письма и заверения Августа и в бесконечной преданности, не задумываться об охлаждении его страсти к ней, и, наученная горьким опытом своих предшественниц, хотела по возможности упрочить свое положение. После одного из своих визитов в Варшаву, когда она получила новые доказательства неверности короля, Анна отправилась в Голштинию к своим родителям и депонировала в банк Гамбурга 31 большой ящик с различными ценностями…
В 1712 году, когда Анна должна была вот-вот родить третьего ребенка, она добилась от Августа юридических гарантий своего положения, «что она, а также ее наследники могут беспрепятственно владеть всем тем, что значится в перечне недвижимого имущества, а также всем движимым имуществом, которое она имеет теперь, а также всем тем, что может быть пожаловано ей Нашей Милостью в будущем. Без оговорок она может пользоваться этим в дальнейшем, так же как и ее наследники, не внося за это никакой платы, в том числе и в случае утраты. А также обладать полной властью над всем этим и по желанию продать, обменять или, другими словами, рассматривать как наследное имущество и иметь возможность завещать кому угодно и т. д.». Согласитесь, серьезная бумага – как для фаворитки. Ее дети не значились бастардами, как дети других фавориток, она была практически королевой. И однажды она ошиблась – она отпустила Августа в Польшу одного. Ее положение просто обязываоло иметь много могущественных врагов, которые тут же засуетились и подсунули сластолюбивому королю польскую красавицу графиню Марию-Магдалину фон Денхоф.
Когда Август собрался с новой любовнице в Дрезден, Анне ясно дали понять, что она не должна быть там к приезду короля. Собрав вещи, она перебралась в Пильниц (пригород Дрездена). Судьба ее сложилась мрачно. Слишком мрачно для женщины, привыкшей к любви, богатству и поклонению. Ее покинули все, даже друзья, она была вынуждена отдать ключ от своего дворца, правда, вывезла оттуда мебель. Пыталась вернуть любовника при помощи колдовства и магии – напрасно. Кроме того, она подписала обязательства никогда не появляться в Польше и в Саксонии в тех местах, где собирался бы остановиться король. «Я обязуюсь, – следует далее,- никогда не говорить и не делать ничего такого, что может быть неприятно королю или противно его интересам. А также воздерживаться от участия в любых интригах и сплетнях, никогда более ни в письмах, ни в разговорах не вмешиваться в дела, касающиеся короля, и вообще постоянно вести себя так, как следует из этой грамоты, которую я подписала. А если я в чем-либо нарушу данные условия, то вызову справедливый гнев короля и признаю, что тогда Его Величество имеет полное право лишить меня всех своих милостей, которые он мне оказал при условии, что я не нарушу условия договора. И да поможет мне Бог до конца дней моих». К французскому оригиналу договора прилагался длинный постскриптум, в котором графиня протестовала против клеветы в свой адрес и просила короля сохранить ее привилегии и имущество.
Все осталось без ответа, и в конце концов Анну вынудили покинуть Саксонию. Она жила в Берлине и Галле, а затем прусский король дал согласие на ее арест. Под арестом она и прожила до конца жизни, сначала душевно заболев, но потом слегка прийдя в себя. Дети были допущены к ней лишь после смерти Августа, но эта встреча не принесла ей радости – они давно стали чужими. Ее заточение не закончилось после смерти бывшего любовника. 50 лет провела она в тюрьме и тихо угасла в 1765 году, прожив очень долгую жизнь.
Впрочем, хватит о любовных похождениях. Август сыграл свою роль и в европейской политике.
15 сент. 1697 г. состоялось торжественное коронование Августа в Кракове. Но это избрание обошлось ему недешево: до 10 млн. гульденов было потрачено на подкупы польских магнатов, и чтобы добыть ему сумму, пришлось продать и заложить часть своих наследственных земель. Вскоре Саксония почувствовала тяжесть новой короны своего государя. При своем вступлении на престол Август обязался вернуть Польше уступленные ею шведам провинции. Но польские магнаты не хотели войны, и, чтобы исполнить свое обещание, король должен был вести ее с помощью саксонских войск и на средства своей собственной страны.
Курфюрст вступил в союз с Данией и русским царем Петром Великим. Но Карл XII, победив сначала союзников, разбил потом дважды саксонское войско (при Клиссове в 1702 г. и при Пултуске 1708 г.), после чего польский сейм под его давлением лишил Августа престола и избрал на его место Станислава Лещинского, воеводу познанского. Сам Август, чтобы спасти Саксонию, должен был согласиться на Альтранштадтский мир. После этого он под чужим именем принимал участие в походе принца Евгения против французов (1708), но, узнав о поражении Карла под Полтавой, объявил недействительным Альтранштадский договор и снова соединился с Петром. Началась новая война со шведами, возгоревшаяся с особенною силою по возвращении Карла XII из Турции, и только смерть последнего (1718) при Фридрихсгалле положила ей конец. В 1719 г. было заключено со шведами перемирие, перешедшее потом в 1782 г. в окончательный мир. Август был признан польским королем, но против саксонских войск составилась конфедерация со Станиславом Ледоховским во главе. Саксонские войска должны были удалиться. Наконец, при посредничестве России в 1716 году между Августом и Речью Посполитой состоялся так называемый Варшавский договор, вследствие которого саксонские войска должны были очистить Польшу. Но если Августу не удалось подчинить себе поляков силою оружия, то зато он привлек их к себе блеском и пышностью своего двора, вся тяжесть содержания которого ложилась на несчастную, разоренную им Саксонию. Фавориты и фаворитки и разные шарлатаны, обещавшие изготовить жизненный эликсир, поглощали неимоверные суммы. Науки мало пользовались его покровительством, а искусства он поощрял лишь настолько, насколько они служили его страсти к роскоши и постройкам (последняя информация взята из энциклопедии Брокгауза и Эфрона).
Не знаю, насколько Август интересовался искусством, но он собрал едва ли не самых роскошный музей мира, о котором мы еще поговорим. Картинная Галерея, располагающаяся во дворце Цвингер, славится огромным количеством работ великих европейских мастеров. А музей Зеленые Своды – собранием редчайших драгоценностей. При Августе были построены почти все современные достопримечательности Дрездена и он приобрел именно тот вид, который имеет сейчас. Без сомнения, Август был неординарным человеком – и отпечаток этой личности хранит в себе город, столица его земли.
Сердце его лежит в подвале Католической Дворцовой церкви и говорят, если мимо проходит красивая женщина, оно начинает биться…