Ребята, я уже писала об этом фильме, а тут заговорила со своей близкой подругой, которая меня младше на 10 лет. И поняла, что уже поколение 30+ не совсем понимает, что в этом фильме к чему, а уж молодняк и подавно не разбирается, поэтому последние лет 15 Лукашина и Надю принято ругать на чем свет стоит. Никого переубеждать не стану, просто дам кое-какие справки – и тогда фильм будет понятнее, равно как и характеры героев. Кое-какие вещи вы тут уже читали, простите, если повторюсь.
Итак, Женя Лукашин.
Одно из главных обвинений от почтенной публики состоит в том, что Лукашин бухает. Но ребята, он НЕ ПЬЕТ 🙂 Во-первых, он сам об этом несколько раз говорит. Во-вторых, он хирург, а в СССР, тем более в Москве, пьющий хирург-травматолог – это почти невозможно. Для начала – сама его профессия и опасность накосячить в пьяном виде говорят о том, что пьянство в его случае маловероятно; далее, причиной алкоголизма может быть быт и нереализованность, с чего же человеку еще пить, да еще в 36 лет. Но Женя вполне успешен, обеспечен жильем, а то, что он неженат – так у несчастно женатого человека пить поводов гораздо больше 🙂 Далее – сам казус с самолетом и попаданием в Ленинград мог получиться только с непьющим человеком: так напиваться могут только неопытные в питье люди (мы не говорим об алкашах, Лукашин не алкоголик, надеюсь, это понятно). Его друзья очевидно гораздо более опытные в принятии на грудь люди – поэтому Женя был в хлам, а они еще сумели вспомнить, что кто-то должен лететь в Ленинград и доставить тело к самолету, посадить его туда и еще и не забыть портфель с веником.
Но почему-то никто не попрекает друзей Жени в том, что они бухари, а несчастному Лукашину достается за всю его честную компашку.
Теперь – почему Женя (и Надя) живут с мамами.
Любовь Добржанская не даром играла маму Жени Лукашина. Сама она из дворянской семьи, ее отец, штабс-ротмистр Императорской Армии был сослан на Соловки, вернулся оттуда полным инвалидом, работал пастухом и в 1941 году умер от инфаркта. Мать была выпускницей института благородных девиц. Любовь Добржанская была театральной актрисой, талантливой, многосторонне одаренной, но в кино почти не снималась. Для Рязанова она всегда делала исключение.
Итак, вот у нас имеется благородная мать, отсутствующий отец и 1939 год рождения героя (фильм снят в 1975 году, Лукашин говорит, что ему 36, возраст считайте сами). Любой советский человек сразу поймет, что это за год рождения и что это за семья, молодые уже не свяжут в голове, что это время репрессий, последующей за ними войны – и что за характером Лукашина стоит не только благородство крови, но и дворянское воспитание, которое было весьма строгим, с уважением к родителям и особенной роли матери, которая явно тянула сына одна. И в войну тянула, и после войны, и образование ему дала, и воспитание.
То, что Лукашин живет с мамой, снова-таки непонятно пост-советскому поколению. Прописка, даже нет, не так – московская прописка. Главное заклятие, главное вожделение любого советского человека. Без прописки невозможно было получить квартиру и вообще жить в Москве, без прописки человек был никем и не имел никаких прав ни работать, ни лечиться, ни учиться в столице (да и вообще вне места прописки). Прописка предполагала некое количество квадратных метров на человека – и то, что у Лукашиных было две комнаты, говорит о том, что они свои квадратные метры получили согласно нормативам, причем если бы они с матерью разъехались, каждый бы получил по однокомнатной квартире, и не факт, что в одном районе (не говорю, что в одном доме). А так – расчет прост: мама уже пожилая, как только она умирает, Лукашину достается двухкомнатная московская квартира. Мечта – а не событие. Так что не лузер Лукашин и не оболтус – он живет по правилам тогдашней жизни и пытается совместить сыновний долг с перспективой жить в лучших условиях, чем ему полагалось в том случае, если бы он был один.
Ровно то же самое, та же логика – идет в случае с Надей и ее мамой. Ленинградская прописка, две или одна комнаты, потенциально двушка всегда лучше однушки.
Теперь отношения Лукашина с женщинами.
Главной темой фильмов Рязанова о любви является то, что вроде бы самый безнадежный мужчина может измениться, если рядом с ним появится правильная женщина.
Женя, всю жизнь росший с матерью, которая вынуждена была скрывать свое происхождение, мимикрировать в стране победившего пролетариата, а потом и воспитывать сына в тяжелейших условиях, вырос типичным сыном авторитарной матери. Женщин он себе не выбирал – его выбирали. То некая безвестная медсестра, от которой он сбежал буквально накануне свадьбы (не удивлюсь, если она была старше его), то активная девушка Галя, которая пришла к Жене на прием да так и взялась за тютю-доктора, который, вероятно, вспоминал, как быть сильным и смелым только в операционной (иначе он бы просто не сумел резать людей. Кстати, милый нюанс: Женя должен быть очень крепким человеком, хирурги-травматологи другими не бывают, им порой приходится делать вещи, где нужна изрядная физическая сила). Галя уже практически дошла до логического завершения своего марша-броска на порог ЗАГСа, она уже срывается со своего мурканья и щебета в авторитарные команды типа “Пусть мама все приготовит и уйдет”, или “Катаняны обойдутся”. Собственно, Жене оставалось всего ничего – до перекочевывания из-под маминого крыла под крыло жены, и я даже предвижу дальнейшее развитие ситуации: столкновение сильной свекрови с невесткой очень быстро бы обернулось инфарктом первой и быстрым освобождением жилплощади для будущих Галиных и Жениных детей.
Потому что Женина мама – женщина сильная, а Галя – наглая, при столкновении этих качество сила, необремененная подлостью, всегда проигрывает. Сила знает, как прокормить сына в войну, но не знает, что делать, если тебе хамят и изводят мелкими и крупными пакостями.
Но на Галину беду Женю погрузили в самолет и он отправляется на 3 улицу Строителей, где встречает Надю Шевелеву.
Учительница русского языка из Ленинграда, 1941 года рождения (в 1975 году ей 34 года). Десять лет жизни она провела в тяжелом романе с женатым человеком, встречаясь с ним два раза в неделю, но потом устала, поняла, что еще чуть-чуть – и ее поезд окончательно уедет, родить детей не придется, жизнь будет неустроенной и одинокой, без надежды, без любви, без радости. Школа – дом, дом – школа.
Это мама Нади, судя по внешнему виду – тоже учительница. Раз дочка 1941 года рождения, а папы нет – следовательно, почти наверняка Надя родилась либо незадолго до ухода отца на фронт, а возможно – ее мама стала вдовой еще до рождения дочки. Ленинград, 1941 год… Либо эвакуация, либо блокада – а матери удалось сохранить жизни себе и ребенку. Это тоже несомненно очень сильная и смелая женщина, которая знает, чего в жизни надо бояться, а чего – нет (безумно много людей считают ее сумасшедшей, что она не испугалась присутствия в доме постороннего мужчины, когда Надя ушла покупать Жене билет и он остался один). Эх, милые мои! Вдова военного времени, выжившая в блокаду, не будет бояться каких-то посторонних мужиков в новогоднюю ночь в разгар застоя, потому что у нее в жизни уже был такой страх, по сравнению с которым Лукашин – это так, плюнуть и забыть.
У Нади в жизни имеется – язык не поворачивается написать “любимый человек” по имени Ипполит.
Уж не знаю, отчего, но современные женщины от Ипполита млеют и закатывают глаза. Какой мужчина! Явно богатый, раз дарит французские духи. Явно чиновник, причем еще и с очень модной машиной. Собственно, о восторгающихся такие рассуждения говорят больше, чем им хотелось бы.
Но если рассмотреть Ипполита все под тем же углом знания времени, то выходит вот что. Да, Ипполит явно какой-то руководитель, у него весьма неплохая зарплата, он хорошо одет и может позволить себе подарить женщине духи по цене зарплаты уборщицы. Но давайте зададим себе несколько вопросов. А почему если Ипполит такой офигительно прекрасный – он до сих пор не женат? Ну ведь он постарше Нади будет – и судя по повадкам, явно не был связан супружескими узами, или его брак был заключен в очень молодом возрасте и тогда же разорван. И тогда возникает совершенно справедливый вопрос: а почему же на красавца и умницу Ипполита не нашлось своей Гали, ежели такое сокровище до сих пор без кольца на пальце? Даже на Женю с его общепринятым лузерством нашлось целых две претендентки, а на Ипполита же должна была быть очередь с его достоинствами и ленинградской пропиской впридачу.
Значит, характер? Значит, скрытые изъяны?
В том-то и дело, что они, они, родимые!
Кстати, ребятки, а давайте присмотримся вообще к этому персонажу и для начала снова-таки выясним его возраст. Ну лет под сорок, да? Следовательно, 1936-38 год рождения примерно. Тоже не самые радужные годы, тоже, возможно, семья всякое пережила. Но давайте обратим внимание на имя – Ипполит. Имя редкое, вычурное – и мы тут же переносимся в 60-е годы… Помните еще персонажа с редким вычурным именем?
Вот же у нас брат по разуму товарища Ипполита, Рудольф… То же время, тот же возраст. В 50-60-е годы вычурные имена, да еще сочетающиеся с русскими, зачастую простецкими отчествами и фамилиями, высмеивались как мещанские и глупые (если вы хорошо знаете кино тех лет, то должны были заметить, что отрицательные персонажи непременно звались как-нибудь “богато”). Кстати, еще Зощенко и Булгаков смеялись над всеми этими “благородными” именами, которые давали своим детям бывшие крестьяне, приехавшие в город и обставлявшие свою жизнь “красиво”.
Так что вполне вероятно, что наш Ипполит – дитя таких деревенских выдвиженцев, присланных в Ленинград заменить репрессированных врагов народа из “бывших”, и занимавших руководящие посты по комсомольским или профсоюзным путевкам.
Приехали – огляделись, увидели дворцы и проспекты, получили, небось, отдельное жилье в квартире тех самых “бывших”, расставили слоников на салфеточки и сыночка назвали “по-благородному”, не каким-нибудь Ванькой. Вот Ипполит и получился первым в семье с образованием и какой-никакой культурой, но куда ж деть эти начетнические “как надо”, “как правильно”. Все эти поклонницы Ипполита почему-то как одна уверены, что они с Надей уже “живут”. Ребята, окститесь! Во-первых, “живущая” с мужчиной женщина никогда не будет просить его отвернуться, когда она переодевается и не будет мастерски увиливать от тактильности и близости (в том, что Ипполит Наде физически неприятен сомневаться не приходится, потому что она впускает Женю в личную зону весьма быстро – у нее нет зажатости или напряженности, а вот от Ипполита она мягко, но настойчиво ускользает). Кроме того, у Нади хватает ума понять, кто перед ней: если бы у них случилась постель до свадьбы, самой свадьбы бы не было. Такие, как Ипполит, делят женщин на “честных” и “шлюх” и под шлюх подпадают все, кто “дает до свадьбы” или знают другие позы, кроме миссионерской. Не считайте, что я преувеличиваю, друзья мои, ибо случилась у меня выслушать историю женщины, которая получила в лицо “Шлюха, кто тебя такому научил” от собственного мужа, с которым прожила довольно много лет и которому решила сделать сюрприз в виде сеанса французской любви. Сеанс состоялся, но особенно духовитый православный муж после всего этого устроил скандал, объявил ее падшей в геенну огненную, да и бросил ее с малолетним сынишкой. Видать, оно французская любовь – больший грех, чем бросить жену с сыном и потом не помогать ей ни копейкой, боясь замараться о скверну.
Ну да ладно, я отвлеклась, у той женщины в результате все закончилось хорошо, нашелся мужчина, которому разведенная с прицепом не показалась оскверненной, получилась хорошая церковная семья, еще детишек родили…
Так вот, Ипполит – как раз из таких мужчин, у них весьма своеобразные представления о нравственности, из них получаются самые лучшие на свете ханжи. Он не подонок, кстати, потому что в пьяном виде не агрессивен, а гораздо более человечен, но Надя с ее тонкой душевной организацией была бы с ним потрясающе, просто чудовищно несчастна. Умная, тонко чувствующая поэзию и музыку женщина – и кондовый мещанин-ханжа. Что может быть более неподходящим друг другу?
Вот с Галей у них бы получился идеальный тандем, вот просто один в один. Жаль только, что такие редко западают друг на друга – подсознательно чувствуя внутреннюю суть друг дружки, они стараются держаться от себе подобных подальше, хотя могли бы горы сворачивать, если бы не выясняли, кто главный и кто знает, как правильнее, а смотрели бы в одну сторону и вместе улучшали качество собственной жизни.
Ну и наконец – почему я верю в то, что сама эта новогодняя ночь стала началом долгих отношений Нади и Жени. Да потому что редко – но такие истории бывают. Когда подсознательно люди понимают, что они находятся не с теми, не там – и что еще немного и они совершат в жизни большую ошибку. Но годы, обстоятельства, давление окружающих обусловливают их смирение перед тем, как будет развиваться жизнь. И вдруг – встреча с тем, кого ты предузнаешь, кого ты так ждал, так мечтал увидеть не в мечтах, а в реальности.
Я недавно прочитала еще одно обвинение в адрес Нади – дескать, какая она идиотка, что оставила Лукашина в своей квартире одного, а сама ушла в ночь шляться по Питеру. А мне как раз такое поведение кажется единственным возможным – потому что у меня в свое время тоже была такая прогулка по старому Луганску, когда я сидела в сквере и думала, нужно ли мне отказываться от всего напланированного, от человека, которого я выбрала себе в будущие мужья, от вроде бы намеченной жизни – и звонить мужчине, к которому я чувствовала нечто доселе мне незнакомое – и которого знала совсем мало времени. Уйти подумать в одиночестве – мне это очень понятно, очень знакомо. Потому что глубоко в сердце ты понимаешь, что от этого решения может зависеть вся твоя жизнь, все будущее. ЧТо именно сейчас ты стоишь не просто перед выбором, ты стоишь на жизненной развилке – которая навсегда изменит в своей жизни ВСЕ.
И где же было Наде обдумать этот шаг – как не в ночном Питере с его великолепной красотой, а не среди веселящихся в новогоднюю ночь людей.
Надя и Женя – люди, которые, встретив друг друга, изменились навсегда. Женя, наконец, обрел самого себя, соединив несоединимые половины – смелого и решительного хирурга-травматолага и покорного мямлю-подкаблучника, неспособного самостоятельно принимать решения о своей жизни. Он узнал свою женщину, сумел ей понравиться и завоевать ее в течение одной ночи – став смелым, решительным – но оставшись добрым и мягким. Надя – заткнула подальше и роль униженной любовницы, и роль расчетливой устроительницы судьбы с “правильным человеком” и достала из себя идеалистку-филологичку, которая столько читала о любви – но не верила, что она бывает именно такой, как описывается в книгах, которые она читала. Эти двое нашли не только друг друга, но и себя в объятиях друг друга…
И вот этот кадр вы можете сравнить с кадрами, где Женя с Галей, а Надя с Ипполитом. Чем мне нравятся фильмы Эльдара Рязанова – так это достоверностью каждой мелочи, каждого взгляда и жеста. Эти двое улыбаются иначе, смотрят иначе, двигаются иначе… Просто потому, что только вместе они сумели стать, наконец, самими собой.
В общем, ребята, я наблюдаю интересный феномен.
Нашим современникам уже очень сложно понимать “Мастера и Маргариту” Михаила Булгакова. Я все жду, кто напишет обширный комментарий к этому роману, как Лотман написал книгу комментариев к “Евгению Онегину”. Ей Богу, если бы я была помоложе и жила в России, наверное, выбрала бы это в тему диссертации – объяснить, что имел в виду Михаил Афанасьевич, когда писал московские главы, потому что львиную долю иносказаний нынешний молодняк не считывает, как и иностранцы, читающие роман в переводе.
Но “МиМ” – роман, законченный в 1941 году, 80 лет назад. Но оказывается, что очень многие вещи 1975 года уже становятся совершенно незнакомыми и несчитываемыми, вызывающими совершенно противоположные ассоциации и трактовки людей без опыта жизни в СССР.
Чувствую себя осколком Атлантиды – честное слово.
Так что решила написать этот текст, вдруг еще кто-то найдет для себя нечто новое, заставляющее подумать. Моя подруга сегодня сказала, что сильно задумалась, потому что под таким углом на фильм даже не догадывалась посмотреть.
Ирина, а вот в “Ирония судьбы. Продолжение” (вообще не впечатлил) показано, что у Нади и Жени не сложилось быть вместе. Я это “Продолжение..” даже ни разу не смогла досмотреть до конца, но расстроилась как-то по этому поводу))
Я даже не стала это позорище смотреть. Снято ради денег – а значит, не нужно и рассчитывать на то, что будет что-то путное.
Согласна. Редкостная тягомотина!
ИРИНА, благодарю за такой интересный разбор этого фильма. И правда, после ваших статей и “Ирония судьбы”, и “Вами не снилось” стали более глубокими и понятными для меня, 30-летней. А можно попросить Вас все же написать о МиМ, хотя бы немного!
Анна, где-то очень давно статьи есть, лет 10 назад писала, подредактирую и вывалю. Спасибо за вдохновение
Как же я люблю вас, Ира! Ради таких статей я с Вами столько лет! Спасибо вам огромное!
А Мастер и Маргарита моя настольная книга. Непонятый иностранцами шедевр, да и где им понять, если даже наши перестали…
Спасибо, Галя! Уже занялась “МиМ”, открываю для себя вещи, которые раньше не знала. Самой уже интересно стало.
Очень интересно написано, спасибо.
Вот только не соглашусь насчёт мамы Нади. Она, как раз, очень испугалась, увидев Женю в своей квартире. И меня всегда это удивляло и возмущало. Это неестественное и неадекватное поведение мамы. С чего вдруг его называть вором и так пугаться, если это новогодняя ночь и прийти в гости мог кто угодно в её отсутствие? Мало ли кто к Наде с Ипполитом зашёл в гости, а они вышли на улицу к машине на например!))) Вариантов много, но мама странная.))