Знаете, у меня по поводу Ксении Анатольевны давно иллюзий не содержится, но мне казалось, что на маньяках-то хайповать она не станет. Ну туповата я, все пребываю в иллюзиях, что пределы имеются, тем более, что ребенок у нее есть, а у матерей к таким нелюдям особое отношение, выражающееся в непреодолимом желании выцарапать глаза.
И понимаете, снять-то можно было разное: и разговор со следователем, который этого урода поймал, и с жертвами поговорить, и со свидетелями… Собственно, все это в “фильме-расследовании” имеется, да вот только название у этого позорища “Скопинский маньяк. Разговор на свободе”. И тут же ты понимаешь, кто является центральным персонажем фильма, даже некоего профайлера пригласили “прокомментировать” разговор.
КсеньяАнатольна в истошно голубом наряде изображала на лице эмоции (мне особенно понравилось прерывание оперативной съемки о вскрытии бункера с жертвами, которую просто невозможно смотреть спокойно, рекламой ковид-тестов, где Ксения тужилась изображать актрису, а сама реклама была вся из себя очень мажорная), но особенно “журналистка” старалась ковыряться в самых паскудных подробностях происходившего. Честно, ребята, я достаточно небрезгливый и выдержанный человек, но происходившее я смотрела на перемотке и с паузами – и во многом потому, КАКИЕ ИМЕННО вопросы выясняла Собчак у жертв, маньяка, следователей.
Я упомяну только пару: “А вот ты принимала роды у Светы (второй девушки), а как ты пуповину перерезала?”. “А ты была ведь девственница, когда туда попала, правда, что у тебя месячные прекратились?” “Правда”. “А когда они снова начались?”. Ну или оператор показывает ободранную страшную ванну, маньяк сладострастно описывает, как купался тут с одной из девушек и “тер ей спинку”.
Кстати, это существо (имею в виду маньяка) – совершенно не раскаивается, блестя глазками описывает происходившее, в общем, у чувака на самом деле все прекрасно. О нем говорят, ему сыпется бабло, он в центре внимания. Более того, он совершенно уверен, что он своих жертв облагодетельствовал. Поэтому, попивая пивко из “хрустального бокала” (тут следует перебивка с показом, какого именно – Балтика), он даже жалуется, что страдал, потому что “убить их не мог, отпустить не мог”… Да и КсенияАнатольна обсудила с уродом все подробности его половой жизни, причем вот тут, ребята, я честно, каждые две минуты просто выключала, чтобы немного продышаться, настолько все это было омерзительно, и в результате все равно не выдержала – и промотала на часть, где описывается, как его поймали.
Следователь, который поймал этого нелюдя, – приятный простой мужик, который у интервьюерши, надо сказать, особенного внимания не вызывал. Опросила – ну и ладненько. Жертве ее рисунки вернули, кстати (девушка рисовала, чтобы не сойти с ума), причем эта Катя действительно поражает какой-то внутренней цельностью и выдержанностью (Светлана от общения с прессой отказывается).
Ну а в конце с героем поговорили даже о Боге (он у него “свой и в душе”).
В общем, ребята, это днище со всех сторон. Это днище с точки зрения журналистики – совершенно беспомощная и бездарная работа как интервьюера, так и всей команды (музыка, пейзажи русской глубинки, сама операторская работа, работа сценариста – все это не просто посредственно, а серо и вторично). Это днище с гуманитарной точки зрения – подобные нелюди не имеют права быть распиаренными, и уж тем более – быть показанными в центре сюжета, тогда как жертва и следователь являлись некими статистами, оттеняющими фигуру главного героя.
Этот фильм, даже если бы имелась срочная необходимость его снимать, можно было бы сделать совсем иначе. Показать работу следователя и его команды, поговорить с жертвой, но не об омерзительных подробностях насилия, а о том, что помогало выжить, что держало, как получилось не сойти с ума и в плену, и после него. И если уже сильно хочется – дать разговор с маньяком, причем снимая его со спины – и не расспрашивая, в каких позах он насиловал своих жертв, а либо попытаться найти хотя бы какие-то следы человека внутри этого голема – либо показать, что человеческого там и не содержалось особо. Разумеется, дать развернутое интервью профайлера (а не блондинки, исписывающей бумажки круглым ученическим почерком и комментирующей происходящее лексикой участницы Дома-2), посоветовать девушкам, как не стать жертвой, по каким признакам можно распознавать опасных мужчин.
Но увы… Днище дна… Предела нет.