Вот за что люблю нашу элитарную элиту – она никогда не молчит и не дает повода сойти за умную
Только я отошла от откровений Дуни Смирновой Ксении Собчак (кстати, я попыталась посмотреть Вертинского и не смогла, с середины не работало даже на перемотке). Видимо, я слишком тупа и необразованна, чтобы воспринимать великую актерскую игру “Вера Холодная и Марлен Дитрих силами наших доярок”. Нет, Паулина Андреева и Виктория Исакова прекрасны в ролях сериальных красоток в фильмах вроде “Оттепели”, где им приходилось изображать советскую богему, но видит Бог, не дореволюционный шик и не европейско-голливудский золотой век с этими ряшками, с этой пластикой и с этим выговором…
У меня слов не нашлось, когда я увидела это – и услышала, как “это” говорит и двигается. Но когда на экране возникла вот эта фея… Меня совсем уж перемкнуло
В России не нашлось грузинской актрисы? Визуальное сходство у нас не в почете? Вот эта миленькая, но совершенно славянская девочка изображала одну из красивейших женщин страны, красивую утонченнейшей благородной грузинской красотой? И Дуня нас тут всех уверяла, что работала над подбором актеров не покладая глаз?
Назвать это мискастингом – это ничего не сказать, я уже молчу об актерском мастерстве. Так что с сериалом “Вертинский” у меня не сложилось, хоть Авдотья Смирнова и рассказывала, какой он шикарный и как ее “хвалили все”, а те, кто сериала не поняли, вообще ни хрена в кино не понимают.
Но это я отвлекаюсь – просто по следам, так сказать, наших публикаций – дополняю сказанное.
Только разобрались с Дуней и ее режиссерским даром, еще один режиссерыч нарисовался с определениями элиты.
Константин Богомолов в интервью актрисе Ирине Безруковой наговорил всякого о том, кто у нас нонче в Расее элита и как нам всем с этим жить.
Для начала – метну цитату, ежели вы не слушали нашего мытця.
Элита — это люди, которые имеют внутреннюю потребность к улучшению себя, продиктованную не желанием сделать карьеру, не материальным поощрением, а просто есть, свыше дана эта внутренняя потребность, от мамы с папой перешедшая. Элита — это люди, обладающие определенными, если угодно, генетическими качествами. Эти качества относятся не к форме черепа, не к тонкости пальцев, не к показателям здоровья и даже не к показателям объемов мозга, а вот эта внутренняя потребность совершенствования и требовательность к себе и, как следствие, к окружающему пространству, — это то, что формирует особую касту людей.
Богомолов уточнил, что, по его мнению, представителем элиты может быть и строитель, и дворник, потому что принадлежность к этой прослойке общества не определяют образование, манеры, наличие денег или влиятельность семьи.
Выслушав эту ахинею, я не могла не умилиться. “Внутренняя потребность к улучшению себя” – это у нас как? А если внутренняя потребность к улучшению себя – это потребность наподдуть губья, грудь и попу? А к окружающему пространству – это увесить стены спальни работами Никаса, прости Господи, Сафронова? Эти внутренние потребности у нас тут же записывают персону в элитарии? Я все правильно поняла из законспектированного?
А дальше – Константин еще больше лукавит, произнося фразочку о “дворниках или строителях”, потому что на его элитарных курсах дворника и строителя не увидать – не бывает у дворников необходимого минимума, чтоб на константиновы курсы попасть, так что хоть изведись от “внутренней потребности” – не бывать вороне коровою, не летать лягушатам под облаком.
Еще более мне нравится разбирать это определение дальше. В принципе, “внутренняя потребность изменять себя” ничуть не противоречит логике Константина и подводит под элитарность персонажей типа Блиновской (фея из марафонов желаний), Вики Бони, Регины Тодоренко и прочих инфоцыган, которые ночи не спят – все работают над потребностями изменить самих себя и окружающих. И тогда совершенно понятной становится работа супруги Константина Богомолова Ксении Собчак тамадой на мероприятиях этих несомненных сливок общества. И выкрик элитной элиты “Соситесь, вам уплочено” в адрес Собчак и Урганта (представителей из влиятельнейших семей советского культурно-политической бомонда) – тоже не должен вызывать кровь из наших ушей.
Но как тогда объяснить то, что на прошлой неделе Ксения Собчак выпустила передачу, разоблачающую инфоцыган и обсирающую ту же Блиновскую жидким поносом? То есть вот тут тамада, вот тут – элита, вот тут – обсираем, тут рыбу заворачиваем, а тут с трусами и крестиком разбираемся?
Однако, какая незамутненная прелесть у нас образовывается.
Тут мы и приходим к весьма печальному выводу. Вот именно такого качества у нас и имеется элита – самоназванные скоморохи и мытци со своими индивидуально-убожественными представлениями о том, что такое белая кость и голубая кровь нации.
Я тут недавно перечитала “Яму” Куприна. Потрясающее впечатление от книги, планирую написать развернутую рецензию, а пока упомяну, что одна из героинь произносит монолог о том, что она думает о мужчинах. Все они в ее глазах – скоты, буквально все, без исключения. Означает ли это, что все мужчины в мире действительно скоты и подонки? Нет, просто падшая женщина, в детстве проданная в бордель, ничего в своей жизни никогда не видела – и даже если ей на жизненном пути, не в борделе, а в, скажем, отдаленной деревушке, куда она может случайно попасть, попадется святой, настоящий святой… Она его не разглядит, не сумеет понять, кто это. Его святость окажется в ее слепой зоне, и все, что она сумеет разглядеть, – это то, что он физиологический мужчина. Она может попытаться его соблазнить (у блудниц имеется прямо-таки вопрос профессиональной чести: соблазнить монаха или священника, отсюда все эти истории из патериков или картины в музеях вроде “Соблазнения святого”), может начать с ним спорить или ругаться, может забросать его грязью просто потому, что ненавидит всех мужчин…
Но исчезающе редко, да и то, только чудом, такая женщина поймет, кто перед ней, – и ринется в ноги с криком: “Помоги, я погибаю!”
Так и наши элитарные элитарии вроде Богомолова и прочих… Они вполне могли видеть настоящую гордость нации, ее лучших представителей, они могли общаться с ними, слушать их разговоры, споры, посещать их лекции. Но то, что делало этих людей гордостью нации, понять нашим элитариям оказалось не под силу. Все, что они вынесли из общения с ними, – это не “мне надо тянуться, учиться, я никто и звать меня никак, я должен расти и соответствовать”, а “ну я тоже такой, ничем от них не отличаюсь”, по сути так ничего и не поняв, что этих людей делало элитой в прямом смысле этого слова.
Выскочив в медийное пространство – наши мытци тут же объявили себя единственными представителями национальной гордости, и начали делиться с ширнармассами вроде нас с вами, уважаемые мои читатели, своими представлениями о том, что такое запредельные высоты.
Им абсолютно невдомек, что хотя мы тут и ползаем внизу, вдали от их сияющих вершин, нам никто не запрещает поднимать вверх голову и наблюдать за полетами всех этих небесных воздухоплавателей, и хоть мы, с их точки зрения, и безнадежные кретины – но как-нибудь отличить белого лебедя от птеродактиля в состоянии, что бы нам там птеродактиль ни клекотал, шо у него и перья белые, и лапки с перепонками.
Да, родились мы не в дворянских гнездах и не в семьях потомственных интеллигентов. Реже – высшее образование первыми в семьях было у дедушек-бабушек, а чаще – у мам и пап. А зачастую – мы вообще первые с дипломами вузов в цепочке предков, далеких от столбовых книг. Но мы кое-что запомнили крепко-накрепко, и это позволяет нам различать тех самых лебедей и птеродактилей.
Дело в том, что настоящая белая кость нации, настоящие благородные дворяне, настоящая интеллигенция, НИКОГДА в русской истории последних веков не отделяла себя от народа. Напротив, элита шла в народ – лечить, учить, образовывать, помогать, вытаскивать из беспросветности и нищеты. Разве Пушкин отделял себя от русского народа? Вот тут есть я, офигительный дворянин – а вот тут некая темная масса, призванная издали восторгаться и припадать на брюхо от избытка восхищения. Гоголь, Толстой, Достоевский, Чайковский, Римский-корсаков, Иванов, Брюллов … Все самые талантливые поэты, художники и композиторы Серебряного века (оставим “гениев Игорей Северянинов” и прочих примкнувших в покое) – разве противопоставляли себя своему народу?
Лучшие представители царской фамилии, самых родовитых семей – они что, считали своих подданных дерьмом собачьим?
Нетушки, как раз вся эта система распределителей, спецпайков, спецклиник, спецпоселений и прочего – это продукт большевичков и их нынешних наследников. А значит – худшие представители дворян и разночинцев, сотворивших революцию, потом последовательно уничтоживших белую кость нации за сто лет репрессий, войн и выталкивания лучших людей в эмиграцию, воспитали себе достойных наследников и теперь мы имеем то, что имеем. Самоназванных (за неимением в медийном пространстве реальных) элитариев, по старой традиции отделяющих себя от “быдла”, кокетливо раздавая книксены “это может быть и дворник”, но тут же, буквально через минуту уточняющие, что у дворника помимо потребности должно быть бабло, чтобы, так сказать, соответствовать представлениям о том, что элитарно и что нет.
Когда Константина прямо спросили, а что ж на его элитарных курсах нет этих самых дворников, он на голубом глазу ответил, что “дворникам может быть сложно понять, о чем мы говорим”.
А вот это уже ближе к делу – кстати, не только дворникам, но и мне, человеку с высшим филологическим образованием, было сложновато следить за выкрутасами мысли Константина. Я вообще плохо понимаю людей типа Авдотьи Смирновой и ее сотоварищей по элитарности – когда говорится текста на полтора часа, но о чем конкретно говорилось – пересказать будет невозможно. Сплошная вода и отсутствие смысловой нагрузки текстовых длиннот и заковыристых конструкций.
Так что, ребята, снова я убедилась, что бесконечно далека от элиты, ни тебе на курсы сходить за тридцать косарей баксов, ни тебе гуттаперчевой совести, чтоб сегодня вести элитарный день рождения и говорить юбилярше, как она крута, а завтра ссать ей же в глаза – говоря, что она шарлатанка и инфоцыганка; ни тебе кинА понять, где рязанские ряхи играют столбовых дворян, ни тебе манифестом восхититься и письмо Константину написать со словами поддержки и восторга.
Так и буду сидеть в своем болоте – и восхищаться Лихачевым и Капицей. Никак не дорасту до наших несравненных и недостижимых… Да и нужно ли…