По инфоцыганам уже не прошелся только ленивый, я сама о них писала, скорее, потешаясь над всеми этими рецептами успешного успеха, но мне кажется, стоит всерьез рассказать, в чем же заключается главная ложь всей этой вакханалии.
Мы с мистером Адамсом только недавно нащупали самое удачное определение всего происходящего в инфоцыганском пространстве.
Все без исключения курсы успешного успеха – это когда нищеброды продают нищебродам за деньги нищебродов представление нищебродов о богатстве и успехе.
После продажи своей ахинеи нищеброды-продавцы вселенской мудрости вроде бы перекочевывают в стан богатых, но в реальности так и продолжают оставаться нищебродами по определению, потому что да, у них меняется материальный достаток, но они так и не понимают, как жить, когда ты богат.
Но не буду больше отвлекать ваше внимание – просто резюмирую, что львиная доля постов в соцсетях от всех этих “успешных и знаменитых” – это “жратва-тюнинг-тряпки-цацки-тачки-путешествия”, причем сама фигура достигшего успеха обязательно занимает львиную долю места на фотке, где бы она ни была сделана. Собственно, это все то же “я и великие”, где место великих занимают не персоны, а атрибуты успешного успеха.
Смерды-созерцатели должны обязательно припасть на пузо от вэлычи и гидности достигнутого – ну и по мере сил восторгаться и изливать либо море комплиментов, либо – море негатива, проистекающего, само собой, от зависти.
Я больше скажу: даже если наши достигатели родились во вполне успешных семьях – вроде как господин Гасанов, обучатель мышления миллионеров, они вынуждены выплетать истории “я в бараке все детство провел”, потому что иначе почтеннейшая публика не поймет, не поверит и не заплатит свои кровные в надежде повторить путь на Олимп.
Марафоны желаний – это обучение нищебродов за их же деньги представлениям нищебродов о богатстве. Бедняк, который никогда по сути и не ел досыта, который не знает вкуса хороших продуктов, который никогда не носил дорогой качественной одежды, не жил в добротном доме и не ездил в качественном автопроме и так далее – считает, что обладание всем вышеперечисленным и есть маркер успешности и счастья, он в принципе уверен, что богатство и счастье являются синонимами, поэтому если ему показать – вот я был никем, а теперь я с искусственными сиськами фотографируюсь в Дубае и кушаю омаров, то он отдаст последние кровные, лишь бы его научили, как достичь искомого за “десять простых шагов”.
Тут соединяется множество вполне объяснимых архетипов: от психологии сказочного Емели, который валялся на печи и ему все само подвалило – до выученной за несколько десятилетий закрытых социальных лифтов беспомощности, когда как ни вкалывай, как ни вкладывайся, все равно теплое место и хорошая зарплата достанется генеральскому сыночку, поэтому спасти положение может только чудо. Причем не то чудо, когда ты молишься перед иконами: у Бога с распределением финансовой состоятельности всегда было не так, как нравится искателям успешного успеха; тут как раз нужно чудо, когда некто типа щуки или золотой рыбки появится – и сам все предложит и сам все даст, главное – правильно ключик подобрать, и вот с этим и поможет разобраться прикладная “магия”, вроде “я раздам ненужные вещи – и мне подгонятся нужные вещи”, я раздам старье, а шкаф наполнится гуччами и прадами; я закину на люстру труселя – и у меня появится мужик, который подгонит гуччи и прады.
Короче, “как бы так сделать, чтобы ничего не делать – и достичь успеха”.
Очарованные этими блестяшками и зазывными слоганами регин и гасанов, люди отдают последние деньги, влазят в долги – только бы получить призрачную надежду, что их жизнь изменится к лучшему. А знаете, почему еще они настолько бездумно верят и платят, верят и платят?
Потому что в стране нет культуры богатства и нет настоящей элиты (вернее, ей полностью закрыт выход в медийное пространство). Всем этим охотникам за перьями жар птицы совершенно неизвестно, что такое психология настоящего богатого человека, заработавшего (не укравшего и не насосавшего) свои деньги. Что по-настоящему богатые и успешные люди и мыслят, и воспринимают мир, и транслируют в мир то, что беднякам и в голову не придет.
У меня имеются знакомые как среди очень успешных русских, так и среди западных товарищей. Вы думаете, даже если у них есть соцсети (практически всегда нет, но даже если есть, вы по профилю никогда не догадаетесь, что это за люди и сколько у них денег), они там постят свои тачки и жратву? Зачем? Они не считают это чем-то немыслимо важным.
У них другие ценности. Мы достаточно регулярно общаемся – и всегда, ВСЕГДА они делятся впечатлениями (я ни в коем случае не утверждаю, что это универсальная штука, у меня среди знакомых имеется долларовый миллионер, глядя на которого вы в самую последнюю очередь подумаете, что он богат: он одевается в лабазах среднего класса, ездит на подержанной Тойоте и я однажды случайно увидела, сколько он пожертвовал на благотворительном сборе. Центы, друзья мои, центы. Мы с мистером Адамсом настолько охренели от увиденного, что до сих пор не до конца отошли – я вообще считаю, что лучше совсем никак, чем вот так, но это уже мои персональные тараканы. Этот персонаж вообще ничем не делится и ничего не коллекционирует, у них с супругой одна, но пламенная страсть – деньги как таковые.
Но это скорей исключение. Так вот – привычно богатые люди, то есть те, которые богатели постепенно или уже родились в небедной семье, воспринимают предметы роскоши как обыденность, часть повседневного быта. Я это все время наблюдаю у мистера Адамса, родившегося и выросшего среди коммунистической номенклатуры. Все мои комплексы типа “даже если ты сегодня летаешь на персональном самолете, то у тебя в детстве все равно не было велосипеда” (разумеется, в моем персональном случае все дистиллировано в части с самолетами – и является непререкаемой правдой в части с велосипедом) – являются для него проблемами наблюдения за мной как за экзотической животинкой. У него с детства сохла в холодильнике красная икра, был парк велосипедов, кучи джинсов и прочего вожделенного советской молодежью тряпья, у него был мопед, потом мотоцикл, который он продал, потому что понял, как часто они бьются, – и все вышеперечисленное он воспринимал просто обыденностью, бытовухой, а не атрибутами дольче вита. Как только Союз рухнул и коммунистическая лафа прекратилась – а семья мистера Адамса была из честных коммунистов, которые пользовались распределителями, но не воровали – и, следовательно, золото партии протекло мимо них – так вот, мы все вместе рухнули в нищету 90-х, а потом в реальность дикого рынка, и мистер Адамс плавно начал что-то там зарабатывать с переменным успехом из серии “то густо-то пусто”, ну а потом мы уехали из страны и его внутреннее устройство осталось неизменным.
Он действительно достаточно равнодушен ко всем этим цацкам из серии “красивая жизнь”, ну а мне – если вы достаточно регулярно меня читаете, то помните – что мне пришлось закрыть свои бедняцкие гештальты, только поняв, что даже если у тебя на носу очки Кашарель, а на заднице джинсы от Гуччи, то ты остаешься все тем же человеком и уровень счастья у тебя остается совершенно таким же точно, как и до кашарелей. Дрезденская Прагер Штрассе для меня является одним из знаковых мест на планете – именно там я в тридцать лет поймала свой дзен, открывший мне глаза на тот простой факт, что ты остаешься все тем же человеком, что бы у тебя на теле ни имелось, какая бы тряпка не сияла лэйбаком, какой бы камень не сверкал на пальце.
Так вот – возвращаюсь к своей идее. Богатые люди привычны к тому, что бедняки считают роскошью, – и ценят совсем иные вещи (во всяком случае, те мои знакомые, которые действительно принадлежат к классу “большие деньги”).
Скажем, с одним из этих людей мы обмениваемся интересными фото и информацией о хайках и трейлах. Ему в голову не придет тыкать в нос названия отелей или пафосных мест, где он останавливался – а вот негласное соревнование, кто заметит более необычную штуку на трейле или вообще в окружающем мире, у нас имеется. У меня на телефоне стоит сейчас его фотография украшенных зимних елок, а я ему слила пару фоток из пустой Икеи и попыток эвакуировать нашу прибитую к берегу баржу.
Второй – тут уже натуральный кореш, которого я знаю страшно сказать сколько лет, давеча прислал целую серию фоток, как он успешно справился с ковидовыми локдаунами и открыл целую сеть катков. Причем он поделился не тем, сколько бабла они ему принесли, а тем, как он совместно с дизайнерами выбирал стиль, какие они красивые, каким популярным местом стали. Он поделился/похвастался именно тем, как сумел пережить сложные для его бизнеса времена – и найти нишу, которая оказалась очень удачной идеей.
С еще одним человеком мы обмениваемся знаниями – восполняя пробелы друг друга, я ему – филологию и историю искусств, он мне – макроэкономику и политологию; кстати, вкладывание в свое самообразование – это фича не только этого моего знакомого, а еще пары-тройки других очень и очень важных людей, которые в сильно за полтос могут поступить в универ просто потому, что им стало любопытно изучать физику или биологию.
Я так подробно останавливаюсь на личных примерах, чтобы показать, что даже в моем сильно узком и частном случае – реальный мир успешных людей страшно далек от представлений тех, кто платит кровные за сомнительные курсы. Меня страшно возмущает, как бессовестно этих людей дурят, эксплуатируя их стремления к лучшей жизни, – и как у них не имеется ни малейшего шанса узнать, что такое эта лучшая жизнь, потому что все, что они видят, оглядываясь вокруг, – это шуты-скоморохи, жулики и воры, преступники всех мастей и прочие “сильные мира сего”, присвоившие себе звание элиты, интеллигенции, цвета нации и так далее. Чудовищные китчевые “дворцы”, “лодки”, “джеты”, булыжники на пальцах, часики на запястьях, кожаные салоны под задницами, все более молодые и тюнингованные “мальчики и девочки”… Вот и все атрибуты успеха, вот и все показатели достижений, доступных к наблюдению, вот и все примеры для подражания.
Именно поэтому “миллионеры в водолазках” никак не могут найти понимания среди среднестатистического обывателя, в лучшем случае брезгливое “Тсю, а еще миллионер!” Обывателю просто негде присмотреться и понять, что бывают другие типы богатства и успеха – и что это не обязательно будет “лодочки-караты-шорох соболей”.
Я не знаю, когда это изменится – но должно же когда-то измениться. Все, что могу сделать я, – это просто рассказать тем, кто, возможно, думает прикупить марафон желаний и сомневается, делать это или нет, о том, что оплачивая курс очередной оксаны или регины, вы должны понимать, что вас совершенно точно не научат мышлению миллионеров. Более того, учителя успешного успеха практически всегда понятия не имеют, что такое мышление богатого человека – потому что они сами вылезли из грязи, но так и не попали в князи. Скажу еще больше – в князи их сами князья не возьмут, мараться не захотят. Поэтому все, что им остается, – обучать нищебродов за деньги нищебродов представлениям нищебродов о том, что такое богатство и успех.