Потрясающий фильм Игоря Таланкина, которого я никогда не видела раньше (кстати, оператором тут был мой любимый Рерберг). Снят фильм как вариация на повесть Юрия Нагибина “Терпение”.
Итак, у нас имеется семья Скворцовых – папа “почти академик”, физик Алексей Скворцов в исполнении блистательного Владислава Стржельчика, мама, доктор наук, биолог Анна (которую муж почти всегда называет полным именем), роль играет моя обожаемая Алла Демидова, есть сын с внешностью сказочного принца и дочка практически такая же сказочная Аленушка (Дарья Михайлова и Михаил Неганов), дочка-старшеклассница, сын-старшекурсник, упакованные по последним пискам моды. Есть теплоход, идущий на остров Валаам, куда папа с мамой вытащили отпрысков (посулив отдельную каюту) – причем папа упоминает вскользь, что путевочка на одно лицо стоит 104 родных деревянных рублика, так что стоимость “почти серебрянной свадьбы” вы себе можете представить, равно как и уровень жизни этой упакованной семьи. На дворе 1984 год – и я была шокирована тем, что увидела на экране.
Во-первых, речь в фильме идет о том, что Анна вышла замуж за Алексея вынужденно, потому что с фронта не вернулся ее жених, лучший друг Алексея, с которым роман длился по сути всего месяц, а вот любит его женщина всю жизнь, лишь терпя мужа. И на теплоходе вдруг умалчиваемый и старательно забиваемый внутрь клубок проблем вдруг прорывается – и мы становимся свидетелями страшной семейной пустоты, которая заменяет всем этим людям и чувства, и саму жизнь. Стржельчик и Демидова филигранно отыгрывают сломанного неразделенной любовью к супруге мужа и терпящую его, испытывающую отвращение к любым прикосновениям женщину. КАК они играют и ЧТО говорят – это надо видеть и слышать! Несколькими взглядами и жестами они показывают, насколько мучительны их отношения – и насколько все давно вошло в привычную колею.
Во-вторых, фильм очень жестоко и без прикрас показывает, какими в таком браке выросли дети – циничные, вроде бы равнодушные, но за этим цинизмом прячущие горечь трагедии детей, которых никогда не любила мать, потому что они – “не от того папы”, и слепой любви отца, который отдает им всю нерастраченную любовь, но им ее не хватает, потому что “это не та любовь”.
Ну и в-третьих, на Валааме Анна встречает своего жениха Пашку, именем которого она назвала сына – и сыну этому не смогла простить того, что он – не похож “на того самого Пашку”. Это очень небольшая роль Алексея Баталова, и он провел ее феноменально – отличаясь от всех остальных своих героев, ставших архетипическими для всех женщин СССР.
Я не буду рассказывать, чем фильм закончится – если не видели, посмотрите сами, а потом прочитайте повесть Нагибина, потому что там все заканчивается еще страшнее.
Но я хочу сказать, что это один из самых лучших фильмов, которые я видела в жизни. Во-первых, игра актеров. Ну как после этого можно идти и смотреть современные российские фильмы, где половина актеров не умеет разговаривать (я заметила, что не понимаю процентов 10-20 говоримого ими, потому что у них жуткая дикция), а вторая половина – не умеет играть в принципе своем. После того, что вытворяли на экране Демидова и Стржельчик, всех без исключения молодых актеров российского кино нужно просто отправлять асфальтоукладчиками и кассирами супермаркетов, они все равно профессионально непригодны – умея только размазывать глицериновые слезы или кричать криком, отыгрывая “нюансы чувств”. Да один взгляд Демидовой в сторону сначала Стржельчика, а потом Баталова – расскажет нам все о биографии героини и о том, чем все закончится. А какая сцена у Ургант!!! Той самой Нины Ургант, которая “десятый наш десантный батальон”. Боже мой, у меня кровь застыла в жилах от ее двухминутного монолога на палубе, это ж адище – который она за две минуты на зрителя выплескивает, особенно с учетом нынешней ситуации в мире.
А еще… там у Стржельчика есть короткий монолог о кладбище Пер Лашез, куда советские ученые пошли посмотреть на русские могилы. Они встретили там старого, еще белогвардейского офицера, который пришел навестить могилу сына, погибшего в Сопротивлении. И герой Стржельчика спросил, не хочет ли старик приехать в Ленинград, на что старик ответил, что приедет лишь если Ленинград станет Петербургом, и Стржельчик ответил, что этого не будет никогда, и значит, старик никогда не увидит свою родину. Фильм снят в 1984 году – и у нас есть еще один шанс подумать, что такое “никогда” перед лицом истории.
В общем, если вы не видели этого фильма, посмотрите его… Правда, совершенно непонятно, как потом идти и смотреть современные российские киношЫдевры…