Самым томным днем прошлой недели, друзья мои, было воскресенье, вечер.
Около 9 раздался звонок на рабочий телефон и жилец со второго этажа поинтересовался, выглядывала ли я за боковое окно собственной гостиной. А я в это окно и не выглядываю никогда, потому что оно ведет на небольшую площадочку перед соседским балконом, там просто все забетонировано и ничего нет, кроме птичьих экскрементов, так что выглядывать в эту узкую часть собственного окна мне не хочется – там тупо нечего смотреть.
Однако после звонка все же полюбопытствовала – чтобы узреть, что на этой площадочке, до которой еще надо добраться – настолько она скрыта растениями – вольготно расположился наркоман, как раз вводящий себе в вену дозу. Наркоман, надо сказать, еще молодой и с еще неспрятавшимися венами, потому что помимо самого наличия человека под собственными окнами, меня поразило то, что вообще-то было уже темно, света в этом углу практически не было, а чувак с первого раза загнал себе баян в вену, попав просто вслепую сразу в нужное место.
Вы хирургическую медсестру с опытом попросите это проделать во тьме – наслушаетесь про невозможность, а этот – просто зашел в секунду. В общем, на стадии зуда по телу (он начинается у наркоманов практически сразу после инъекции, Господи, какие вещи я вынуждена знать) я уже звонила в полицию с просьбой забирать тело, потому что вечера уже прохладные, а только “тятя, тятя, наши сети притащили мертвеца” мне тут для полного счастья и не хватало.
Прибывший полицай нарка арестовал, думаю, дяденька отличился еще чем-то кроме употребления – у нас только за это не арестовывают.
Но понимаете ли, зачем я начала с такой вот отдаленной печки – наркоман этот был относительно молодой белый мужчина, которому еще жить и жить, работать и работать. А он в своем возрасте уже присел на инъекционные наркотики, следовательно, жить ему осталось недолго. В нашем Ванкувере, если обращать внимание – то увидишь, что чаще всего совершенно конченными наркоманами становятся белые мужчины, реже – женщины, а вот индейцы – стремительно спиваются, на наркотики они присесть и не успевают, особенности печени у индейцев таковы, что спиваются они за несколько месяцев, а там – здравствуй, цирроз, до свидания, Ванкувер, летим прямиком к праотцам.
Оглядываясь вокруг на остальной крещеный и некрещеный мир, я вижу, что ситуация с веществами, сокращающими жизнь, мало где является другой. Где не колятся, там бухают, а там, где не бухают и не колятся, процветает такое, что первые опции кажутся уже не такими уж и страшными способами переместиться из нашей матрицы куда-то в другие миры.
И кажется мне, что первопричиной подобных массовых самоубийственных практик (а никто не сможет меня переубедить, что подобное поведение – это всего лишь растянутое во времени самоубийство, когда человеку страшно просто пойти и прыгнуть с моста, и он решает самоликвидироваться каким-нибудь более длинным, но не менее надежным способом) – так вот, первопричина лежит в том, что человечество потеряло смыслы. Не только смысл жизни, но и вообще смыслы, определяющие экзистенцию.
Ну вот смотрите – если смотреть на человеков в перспективе от Средних Веков до Нового времени, то смыслом бытия для целых цивилизаций было распространение своей веры (от христианства и мусульманства до буддизма ), завоевание новых территорий, ассимиляция и/или полное уничтожение местного населения, аккомодация новых земель под свои нужды. Англичане двигались к ошибочно принятой за Индию Северной Америке, испанцы и португальцы – в Америку Южную, турки строили свою Османскую империю, а русские осваивали бескрайние сибирские и дальневосточные земли. Все куда-то двигались, что-то открывали и переоткрывали, в новые земли бежали самые смелые, самые активные, самые авантюристически настроенные; развитие науки и техники требовало новых видов полезных ископаемых, новых видов энергии, новых городов.
Грубо говоря, человечество было очень занято – оно распространялось по планете, распространяло себя, свои идеи, стремилось к новым целям, открытиям и завоеваниям. Я не оцениваю всю эту деятельность по морально-нравственной шкале, собственно, никакого оптимизма по этому поводу испытывать не приходится – лучше всего со времен Каина и Авеля люди умеют друг друга убивать, поэтому какая уж тут мораль с нравственностью. Но в общем и целом люди действительно были заняты делом – и каждый мог найти себе применение. Кто-то мог собирать вещи и отправляться за океан или за Урал за новыми свободами и перспективами, кто-то предпочитал оставаться и возделывать свой собственный надел – как я уже говорила, люди вне зависимости от расы и национальности делятся на кочевников и оседлых, поэтому и те, и другие, могли найти себе не просто применение, но и использовать шанс начать все с нуля на новом месте. А там – фортуна и дарвинизм в помощь. Не помер от лихорадки, нашел свои золотые слитки, нефть или просто способность зарабатывать на хлеб с маслом – вот и живи.
Ближе к 20 веку, когда на карте оставалось все меньше белых пятен, люди обнаружили, что им все еще есть к чему стремиться – недовольство социальным устройством породило тучи всяких партий и движений: от антиколониальных и антиимпериалистических до коммунистических и до национально-освободительных. Хошь – царей взрывай с целью построить коммунизм, хошь – за независимость от короны воюй, хошь – за отмену рабства сражайся, хошь – за оставление рабства. Гуляй, рванина, короче.
С оценкой по шкале морально-нравственной шкалн тут тоже все очень непросто – за все хорошее против всего плохого человечество умеет воевать еще лучше, чем за просто земли, но снова-таки, если взглянуть на процесс максимально цинично – люди все еще были при деле.
Потом пришли революции и войны, неизбежно потянувшие за собой голод, эпидемии, террор, а потом и вообще абсолютно катастрофическую Вторую мировую. Было убито столько людей, что человечеству тупо пришлось восстанавливать популяцию – а затем пытаться отстраивать разрушенный войной мир. Но смыслы и целеполагания людей – все еще были живы и здоровы. Если предельно грубо – то мир в той или иной форме стремился либо за американской мечтой (стань богатым и успешным) – либо за советской мечтой (построй идеальное общество, где все будут равны и счастливы). То, что вокруг каждой мечты было и есть наворочено миллионы трупов – все еще находится вне морально-оценочной шкалы, я просто пытаюсь констатировать факт целеполагания человечества в конкретный период времени.
И, наконец, мы приходим к нашему времени, когда оказалось, что американская мечта достигнута большинством населения развитых стран, коммунистическая идея схлопнулась как нежизнеспособная – и человечество осталось один на один с тем простым фактом, что жизнь вроде продолжается, а цели в ней – нема и не предвидится. Ну и правда – не пятую же машину покупать и не стопятьсотые штаны, тут как в кино “Курьер” – плащ мечты уже есть, а о чем дальше мечтать – не придумалось.
И этот кризис смыслов породил беду нашего времени – сотни и тысячи молодых людей, которые не знают, зачем живут и чего им хотеть от жизни. Они не умеют найти себе применения, а скудность внутренней жизни не дает им никаких подсказок, кроме как пойти, чего-нибудь уколоть или выпить – и исчезнуть хотя бы на время из этой опостылевшей реальности.
А еще мне кажется, что многие люди не могут найти себе применение, потому что родились не для этого мира и не для этого образа жизни. Не буду называть ни конкретную страну, ни национальность, скажу, что это брат одного моего близкого человека. Мягко говоря – очень неудачный брат. Будучи еще молодым, человек успел получить условный срок за дедовщину в армии, потом болтаться по жизни, как говно в проруби – без нормальной профессии, без семьи (правда, наплодив внебрачных потомков), бухая и просирая все заработанные деньги. А потом грянула война – и получилось как в том бородатом анекдоте про Рабиновича.
Помер Рабинович, закопали его и никто так никогда и не узнал, каким же прекрасным полководцем он мог бы стать.
А вот брат близкого мне человека своей войны дождался – и оказалось, что это и есть его призвание. У него уже имеются боевые награды, отцы-командиры носятся с ним как с писаной торбой, его повысили в званиях с какой-то немыслимой скоростью, подчиненные на него не нарадуются. У человека, который методично себя убивал, – появилась настоящая цель и настоящее призвание. И мне снова приходится выводить под белы рученьки рефрен – о том, что мы не берем в расчет морально-нравственную оценку происходящего, мы имеем дело с фактом: спивавшийся от нереализованности человек внезапно понял, где его место.
Собственно, эта история и сподвигла меня задуматься – а не в том ли дело, что огромное количество мужиков сейчас тухнут в наркотическо-алкогольном угаре только потому, что нет у них ни цели, ни смысла жизни, что они могли бы быть солдатами, открывателями новых земель, искателями приключений и авантюристами, а вместо этого им предлагается спокойная мирная жизнь обывателя, копящего сначала на машину, потом на квартиру, потом – на пенсию. А они – не за этим, не про это и никак про это не будут.
Не знаю, ребята, мысль свежая и еще необкатанная, однако, никаких альтернатив ей я не вижу. Однако, меня пугает и появление смысла – как в случае с братом, открывшим в себе призвание. Тем более, что ежели весь мир ввяжется в мировую войну, мало нам всем не покажется.
Выводов никаких не будет – просто решила поделиться варевом из головы.
Главный смысл человеку в каждой конкретной культуре давала культурообразующая религия. Именно она и определяла физиономию этого общества. Иногда это могла быть не одна религия, а несколько хорошо совместимых друг с другом языческих религий. Как в Японии – синтоизм давал человеку ощущение единства с природой и предками, буддизм отвечал, как умел, на вопрос о конечной цели бытия, а конфуцианство обеспечивало моральный кодекс. В Индии вообще царила и до сих пор ещё во многом определяет и смысл, и цели санатана дхарма (по-нашему – индуизм), которую многие религиоведы называют семьёй религий.
Упадок культурообразующей религии неизбежно ведёт к упадку самой цивилизации. Классический пример – античный Рим. Восточная римская империя подарила себе дополнительную тысячу лет жизни, вовремя заменив язычество православным христианством.
Нет ни одной сколько-нибудь долговечной цивилизации, которая была бы построена на основе материализма. Материализм иссушает духовные источники человеческого бытия.
Христианская цивилизация уникальна, потому что её фундамент – истинная вера в истинного Бога. Именно поэтому культура христианских народов отличается особенной глубиной, гармоничностью и утончённостью. Равно как и особым уважением к человеческой личности.
К сожалению, в западном христианстве уже больше тысячи лет назад начался процесс медленного, но верного отхода от христианства. Сначала в ветхом Риме было допущено искажение учения о Троице и о Церкви, из которого выросли прочие римо-католические заблуждения, пропитанные языческим римским духом юридизма и рационализма. В Риме стали придавать слишком большое значение человеческому рассудку в ущерб сверхрассудочному постижению Бога в молитве. (Разница в подходе к духовной жизни между православием и католичеством особенно ярко проявилась в ходе паламитских споров). Католическая церковь всё больше стала превращаться в чисто земную, рационально устроенную организацию, всё больше напоминать дисциплинированную армию, во главе с ватиканским генералиссимусом, присвоившим себе звание наместника Христа на земле. Тем же католикам, которым была невыносима сухость схоластического богословия, приходилось искать утешения в душевных эмоциях, в собственном воображении, доходившем до нездоровой экзальтации.
Это положение вызывало недовольство у многих и привело к протестантскому бунту. Протестанты отвергли папский диктат, восстали против разного рода католических злоупотреблений. Их целью было вернуться к исконному христианству. Но не зная подлинной христианской духовности, они приняли за исконное христианство собственные фантазии. Поверив, что каждый человек способен сам понять Писание своим умом, отвергнув Предание Церкви, они усугубили пороки католицизма – рационализм, с одной стороны, и – как реакцию на его – эмоциональную экзальтацию и сентиментальность, с другой. И, конечно, поскольку каждый толковал Писание от ветра главы своея, протестантизм распался на множество сект, исповедующих порой несовместимые учения. Некоторые направления протестантизма – мормонство, иеговизм, христианская наука – вообще вышли за пределы христианства.
Всё это привело к ослаблению христианской веры и широкому распространению рационалистических философских учений, которые отводили Богу всё более скромное место в мироздании, а человеческому разуму – всё более почётное. Соответственно, люди этой цивилизации всё меньше своих душевных и прочих ресурсов отдавали служению Богу и всё больше – улучшению материальных условий жизни. В этом секрет расцвета и экспансии европейской цивилизации.
В итоге западная цивилизация вообще потеряла интерес к Богу и стала по сути материалистической. Однако тем самым она утратила источник своей жизненной силы и начала приходить в упадок. Упадок в области веры неизбежно привёл к упадку в области морали, прежде всего семейной. Начался кризис семьи и брака. Начался упадок и в сфере культуры и искусства. Утрата веры в бессмертие души привела к массовому ощущению потери смысла жизни, которое мы сейчас и наблюдаем.
Православный мир, зачарованный военными, экономическими, научными и прочими успехами Запада, начал постепенно перенимать, вместе с западными достижениями, западные пороки. Сейчас православные народы находятся в почти таком же бедственном положении. У нас ещё есть Церковь, покуда хранящая подлинную христианскую веру, но крайне мало людей глубоко интересуется этой верой. Да и в самой церковной ограде, даже среди духовенства, всё шире распространяются ложные и смертоносные заблуждения. В остальном – у нас почти такой же кошмар.
Чувство духовного оскудения уже 19-м столетии, если не раньше, привело к попыткам найти какую-то новую духовную опору, замену христианству. Чего только не перепробовали на этом пути! Спиритизм, теософию, неоязычество – от германского и славянского до псевдовосточного. Всё шире распространяются сатанистские культы. Но всё это имеет чисто разрушительный характер, на этом цивилизацию не построишь.
Образовавший духовный вакуум очень активно заполняет экспансия ислама. У мусульман-то со смыслами пока всё в порядке.
Но есть и другая религия или псевдорелигия, которая агрессивно захватывает бывший христианский мир и жаждет мирового господства. Это пресловутая идеология woke. Она ещё толком не устоялась, но суть её – в доведённом до абсурда гуманизме. Провозглашается, что для человека не должно быть никаких ограничений – ни моральных, ни даже законов природы. Можно по собственному капризу менять пол и даже биологический вид. Пожилой педофил имеет право объявить себя маленькой девочкой и все обязаны “уважать его выбор”. Человек имеет право как угодно уродовать своё тело. Отвергаются все традиционные авторитеты – родителей, государства, Церкви. При этом нетрадиционные авторитеты контролируют вокистов исподволь, но очень жёстко. И при ближайшем рассмотрении выясняется, что человеку можно всё, да не всё. Например, белый мужчина имеет право считать себя женщиной, но не имеет право считать себя негром или индейцем. То есть, декларируется безграничная свобода, однако на деле мы имеем рамки не менее жёсткие, чем в самом традиционном обществе.
Другая характераная вокизма – обожествление природы и отрицание уникальной ценности человека. Человек объявляется лишь одним из множества видов животных, причём самым агрессивным и вредоносным. Отсюда ненависть вокизма к деторождению и к традиционной семье.
Ну, и самое интересное – вопреки всем историческим и современным реалиям, главным злодеем в мире объявляется белая раса. Особенно белые христиане и особенно мужчины. Только они вели захватнические войны, только они навязывали другим свою религию и свою (самую ужасную в мире мораль), только они обращали людей в рабство. Негры, индейцы, мусульманские народы, папуасы и прочие людоеды Океании и т.д., по мнению идеологов вокизма, вели идиллически-буколическое существование, ели одну лишь травку, не трогали ни козявку, пока к ним не пришли лютые белые христиане. На белых гетеросексуальных мужчинах лежит что-то вроде первородного греха, от которого невозможно избавиться.
Понятно, что белому человеку, особенно мужчине, усвоившему такую идеологию остаётся только удавиться. В более мягком варианте – искать утешения в наркотиках и алкоголе.
Самое ужасное, что постхристианский мир заражает своим материализмом и всё остальное человечество. Особенно страшно это выглядит в Восточной Азии, народы которой оказались очень восприимчивы к материалистическому мировоззрению (но, правда, не к вокистской религии).
Господи, Антон, какой вокизм? Какой агрессивный захват? Ну где вы это все берете? Я на Западе 20 лет живу, про такое не слыхала, пришлось лезть в сеть читать, шо там нас опять агрессивно захватывает. Оказалось, с 60-х годов 20 века захватывает-захватывает, захватить не может.
Я вам больше скажу, я уже начала наблюдать, что страны типа ЮАР вдруг обнаружили, что когда был апартеид – они отчего-то процветали, а сейчас в глубинах задницы, и уже слышны голоса, а не вернуть ли белых руководить страной и в полицию. Да и в фильме “Барби” уже повесточка сильно изменилась, так что не знаю, в каком там месте вокизм, а ветерок у нас начал задувать в другую сторону. И здается мне, что качнуть нас может совсем в другую сторону – да, не быстро, но в историческом масштабе вполне наблюдаемо в пределах поколения.
И знаете, Антон, вы во многом правы – но вот только человечество любило золотишко задолго до того, как разделились христианские церкви, человечество вообще материальные ценности обожало всегда, так что, конечно, заманчиво видеть мир как “все на западе материально заинтересованные, а у нас духовность”, да только ежели посмотреть на историю в масштабе, так выяснится, что не было в истории человечества никаких особенных духовных периодов, а бесконечная война и дележка ресурсов. Что князья друг друга грызли, что короли, что вожди, что другие предводители, а островки духовности и хотя бы какой-то человеческой порядочности как были редкими, так и остались вне зависимости от доминирующей религии, общественного строя или века на дворе. От Каина с Авелем вокруг одна гнусь да кровь – тем ценнее то, когда человек выбирает другое, противоположное, добро вместо зла.
Так что не пугайтесь вы так мифического вокизма, это вас кто-то сильно напугал, преувеличив его значение раз эдак в десять тысяч %)
Ирина, а разве я писал, что “у нас духовность”? Я вроде писал, что у нас то же самое – ну или почти то же самое.
В России в 1917 году материализм стал официальной идеологией. Самый верхний этаж человеческой личности – духовный – власти старательно демонтировали именно тогда. Правда, дело это было нелёгкое, сталкивалось с сопротивлением народа (результаты перепеси населения 1936 г. были засекречены, потому что слишком много народу не побоялось назвать себя верующими). Но где-то после войны материализм уже овладел массами, и тут-то советское общество начало загнивать. Идеалы коммунизма быстро всем наскучили.
Интересно, что те достижения СССР, которыми так гордятся сторонники коммунизма, и прежде всего победа в Великой отечественной войне – дело рук поколений, воспитанных либо до революции, либо в деревне, где ещё долго после революции сохранялась вера и старинный уклад жизни. А также их детей, который утратили веру, но ещё в какой-то степени сохраняли православный подход к жизни. И любили работать – крестьянская черта. А потом духовный капитал, нажитый предками, был растрачен, новых источников жизненной силы взять было негде, и преобладающим настроением в СССР стал унылый цинизм. В перестройку был окончательно снесён и прогнивший идеологический этаж, и личность слишком многих людей стала ограничиваться самым нижним этажом, где живут чисто животные потребности. Слава Богу, кто-то нашёл дорогу в Церковь. Мне кажется, только это нас и спасло от полного одичания и вымирания. Но сейчас и Церковь ослабевает. В семинарии стали принимать мальчиков после школы, которые зачастую не имеют не только духовного, но и просто жизненного опыта, не знают, что такое труд, что такое скорбь, что такое молитва, что такое послушание, но уже воображают себя очень умными, начинают выдумывать какие-то собственные завиральные богословские теории, а иногда, что уж совсем печально, выйдя из семинарии эти желторотые батюшки свысока смотрят на прихожан, которые куда больше повидали и пострадали, чем они. В целом, отношение к вере стало намного более легкомысленным, чем лет тридцать тому назад, а это очень плохой знак. Мы обленились, расслабились, осуетились. Так что большого желания хвалиться чем-то перед Западом у меня нет.
Может, Господь попустил все бедствия последних лет именно, чтобы встряхнуть нас?
Что касается любви к золотишку – это, конечно, было есть и будет. Так же как и любовь к власти. Но в былые времена люди больше понимали, что есть в мире нечто большее, чем “золотишко”, чем удовлетворение животных потребностей. Те же князья и короли считали своим долгом жертвовать “золотишко” на храмы и монастыри, княгини и королевы своими руками вышивали плащаницы и покровы, одним словом, склоняли коронованные головы перед Богом. А перед кем сколняет голову условный Джордж Сорос? Или какой-нибудь Обама? Или Билл и Мелинда Гейтс?
Разница между прежним миром и нашим, не в том, что тогда все были добрыми и бескорыстными, а сейчас стали злыми и жадными. Понятно, что это совсем не так. Изменилось другое – из нашей жизни уходит духовное измерение. Мы пытаемся решить все стоящие перед нами проблемы собственными силами, без Бога, чисто материальными средствами. Сейчас очень много гуманитарных организаций, гуманитарной деятельности (не будем уточнять, насколько честно и эффективно она ведётся). И правительства тоже, как никогда, уделяют внимание социальным проблемам, как бы заботятся о благе граждан, тратят на социальные проекты огромные деньги (опять же, оставим в стороне вопрос об эффективности этих мер и порядочности тех, кто распределяет на них средства).
Но всё это делается исключительно исходя из материалистического понимания блага и исключительно материальными средствами. Без Бога. А, как учил нас, в числе прочих, преподобный Серафим Саровский, ценно только то доброе дело, которое делается во славу Христову. Я эти слова впервые прочитал 34 года назад, и тогда они мне показились жестокими и даже безумными. Но с тех пор я убедился, что это истинная правда.
Особенно хорошо ужас материализма виден на примере образа жизни хипстеров. У них всё их существование ограничивается рамками материального, превращается в какую-то исступлённую заботу о телесном и душевном комфорте. Барбершопы, лавандовые рафы, котики… Сегодня только говорили об этом с женой, она вообще считает хипстерство каким-то оккультным, сатанинским явлением. Уже очень в их мире душно, как в той самой баньке с пауками у Достоевского. Все щели, из которых может повеять Дух, наглухо законопачены. При этом они сами могут считать себя идеалистами. Вегетарианствовать из любви к животным. Или бороться против шуб из натурального меха. Даже в детский дом могут приехать с подарками. Но на первом месте всегда собственное “Я”, свой комфорт, свои интересы. И при этом они могут быть очень злыми – если всерьёз их задеть. Да и к “идейным врагам”.
Вот именно в этом весь ужас материализма. Верующий человек, даже если и любит “золотишко” или что похуже, всё-таки знает, что это неправильно и может покаяться, может и переступить через своё преступное пристарстие. У него есть нечто большее в жизни. А вот у материалиста, даже самого доброго и милого, ничего в жизни нет, кроме материально-душевного. А это для человека противоестественное состояние. Причём оно усугубляется из поколения в поколение. В СССР это очень хорошо было видно. Первое поколение новой советской интеллигенции, вышедшей из деревни, полно жизненной силы, сохраняет какие-то здравые представления о жизни, трудится. Второе поколение – уже более вялое, больше психологических проблем и отклонений, но в социальном плане ещё благополучно, ещё соблюдает или делает вид, что соблюдает какие-то нормальные моральные нормы, а в третьем или в четвёртом начинается уже полный песец. Психические заболевания, разврат, пьянство, наркотики. Или просто жуткая вялость и нежизнеспособность. И помочь может только обращение к Богу.
Антон, я тут открываю для себя дивный мир истории – до 1917 года, и понимаю, что с духовностью тоже все было весьма скверно. Зато с воровством и злоупотреблениями среди самых верхних эшелонов власти – все было прямо прекрасно, как и сейчас. Так что я перестала и в “Россию, которую мы потеряли” верить. Куда ни глянь – беззаконие, нулевая ценность человеческой жизни и совершенно равнодушное отношение элит к холопам.
Как и везде в других странах. Помните эпиграф к “Капитанской дочке” про всех тех, кто проходили предо мной – суть воры и разбойники. Так вот, что-то подсказывает мне, что вся история человечества на этом стоит и стоять будет. И хипстеры в этом ряду – еще не самая паскудная глава.
Я не об этом. Мир и тогда лежал во зле. Но люди понимали, что жизнь не исчерпывается земным ее отрезком. И чувствовали рядом с собой присутствие духовного мира. Это накладывало свой отпечаток на душу человека и на всю его жизнь. Были страшные преступление, но было и великое покаяние. Сейчас преступлений не меньше, а примеров покаяния наоборот. Самое главное, эти примеры никому особо неинтересны. Раньше люди читали жития святых, а теперь следят за новостями из жизни Моргенштерна или Билла Гейтса. Святость – это скучно и старомодно. Вот в чём ужас.
Антон, а вы можете привести хотя бы один пример великого покаяния?
Что касается вокизма, то это я кратенько пересказал лекцию “Опасности вокизма” французского товарища Жана-Франсуа Бронстайна (Браунштейна) https://www.youtube.com/watch?v=pfurKxVTvfc
Он, кстати, сам человек неверующий, живущий французскими идеалами Просвещения и секуляризма. Он очень трогательно удивляется, как это университеты – светильник разума (рационализма) – могли породить такое чудовище, как религию woke. Причём он считает вокизм именно религией.
Мне кажется, что вы, живя в Канаде, настолько принюхались к аромату вокизма, что просто его не замечаете.
А вот в странах, где он ещё не особо распространился, люди очень болезненно реагируют на попытки его навязать. А навязывают его жёстко. Слышали, что Всемирный банк перестал предоставлять кредиты Уганде, за то, что там очень жёстко преследуется гомосексуализм? Или как Макрон направил, если я не ошибаюсь, в Камерун, посла ЛГБТ и как этого “посла” выгнали? А как мордовали Грузию и Молдавию, чтобы они приняли закон о защите сексуальных меньшиств? И какие там были народные протесты?
А всё целование ботинок неграм? Или уничтожение памятников “неполиткорректным” историческим деятелям в Англии и во Франции?
Но вы, возможно, правы. Маятник может качнутся и в другую сторону, и тогда тоже будет жуть. В Германии-то тоже при Веймарской Республики был полный разгул всякой нечисти, в результате немцы ринулись в объятия Алоизыча со всеми вытекающими. Люди никогда не могут остановиться вовремя и любую идею доводят до абсурда.
Антон, ну я понимаю, что вам очень хочется найти доказательства того, что у нас тут вокизм, а мы сидим и не в курсе, принюхались. Но просто для общего развития – буквально вчера у нас в Оттаве была манифестация против ЛГБТ пропаганды в школе, поднялись мусульмане, к ним присоединились канадцы, китайцы, наши из бывшего СССР. Об этом рассказали в новостях, митинг был согласован и его никто не запрещал. Неграм ботинки у нас не целуют, у нас не так много чернокожих, так что тут точно мимо.
А вообще я предлагаю вам на досуге вспомнить про то, как в СССР в программе “Время” показывали “загнивающий Запад” и симметрично – как “империю зла” показывали на Западе. Вспомнили? Так вот, с тех пор ничего не изменилось – новостники по-прежнему выпячивают мелочи и не показывают обычной жизни. А знаете, что в обычной жизни происходит? Вам как ревнителю веры должно быть интересно. У нас тут провели масштабный соцопрос – как сейчас знакомятся молодые люди. Ну сеть, школа, вуз, достаточно стандартные ответы. А знаете, что в Штатах победило с большим отрывом? “В церкви”! В церкви, Антон. Вы отдаленно себе можете представить подобную победу в России? Что большинство пар молодых людей знакомятся в церкви. Вам, разумеется, этого не расскажут – потому что это сильно нарушит восприятие США как гнилого оплота материализма, но в том же и цель. Чтобы вы смотрели на Штаты, Канаду и Европу как на вонючее болото, где люди сидят и тихо деградируют в содом с гоморрой, глядь – а свое болото уже и не таким гнилым с этой точки зрения кажется. Ровно то же самое – делают и у нас. Там вот живут варвары и путиноиды, а мы – в белых польтах за мир во всем мире.
А мир между тем – сильно разнообразнее и неожиданнее.
Насчет Уганды – вам не кажется, что ключевое слово тут – “жестко преследуется”? Вы, Антон, действительно считаете, что тюрьмы, побивание камнями и принудительное лечение – это правильное наказание для гомосексуалов? Вы серьезно считаете, что у вас с морально-нравственной оценкой подобных деяний – все хорошо и пристойно? Прошу заметить – не с оценкой с точки зрения религии, а с правовой, ведь только у государства (по идее) имеется монополия на насилие, следовательно, вы считаете, что государство должно наказывать за сексуальную ориентацию?
И, возможно, вы меня тут же обвините в проповеди вокизма (хотя о его существовании я узнала только от вас, что-то херово у этой “религии” с агрессивным распространением, ежели у нее ни адептов, ни храмов, ни миссионеров), но я действительно считаю, что преследовать за сексуальную ориентацию нельзя. Самым разумным отношением к ним – будет оставить их в покое, пусть живут как хотят, пока речь идет о том, чем они занимаются за закрытыми дверями и без нарушения уголовного кодекса. Я вам напомню, что в России еще десять лет назад все тоже было вполне спокойно по этому поводу, вы им не мешали жить, они вам не мешали жить, все были заняты другими делами – и уж точно не войной.
Я не знаю, качнется ли маятник до Алоизыча, но в любом случае ничего хорошего уже не будет. Пока мир не перезагрузят на следующий экономический виток – так точно.
Так что, у верующего человека, по крайней мере, у православного христианина, проблемы отсутствия смыслов быть не может – иначе он не верующий, по крайней мере, не православный. Смысл один на все времена – пройти узкий путь, ведущий к Богу, спасти свою душу для вечной жизни.
Бессмысленное существование – удел материалистов и агностиков.
Да все это так, совершенно согласна, но вот в чем затык… У верующих тоже бывают кризисы, депрессии, сомнения и разочарования… Так что вера – это не панацея, не гарантия, Тут что-то еще должно быть.
А кто говорил, что будет легко?
Христос говорил ученикам, что в мире они будут иметь скорбь и что идти надо узким путём.
И святые предупреждают об опасностях этого пути – в том числе об унынии, сомнениях, охлаждении веры и так далее.
Потом, не всякая вера спасительна. Вы же прекрасно знаете, что есть состояние прелести. В таком состоянии человек может выглядеть и сам себя считать очень даже верующим, но такая вера его губит.
Так что вера должна быть правой, не искажённой. А для этого нужны трезвение и смирение. Корень всех неудач и катастроф верующего человека – это гордыня и склонность доверять собственным фантазиям на религиозные темы. И, конечно, недостаток любви.
Вера не гарантирует спасения. Но она всегда даёт цель и смысл. В принципе, и ложная вера даёт цель и смысл, только ложные. Но даже и ложные цели и смыслы каким-то образом дают человеку силы жить и чего-то добиваться в земной жизни. На языческих религиях выросли великие цивилизации.
Ирина, мне кажется, вы мне приписываете мотивы, которых у меня нет. Я не пытаюсь доказать, что ваше болото хуже воняет чем наше. В принципе, я ни Россию, ни Канаду болотом не считаю и не испытываю ни малейшего презрения к канадцам. И когда я пишу о Западе, я не имею в виду конкретно Канаду, о которой знаю мало. Мне больше знакома Европа. Я там много раз бывал и всегда старался получше понять страну, в которой нахожусь. И много общался и общаюсь с европейцами. О США я тоже знаю больше, чем о Канаде, у меня были близкие знакомые американцы. Ну и кроме того я много читаю западных авторов, которые с ужасом наблюдают гибель собсвтенной цивилизации. Могу дать длинный список, если вам интересно.
Но особенно важно для меня свидетельство о. Серафима Роуза. Он ещё сорок и более лет назад говорил и писал о деградации западного общества и о том, что западная культура становится всё более враждебной Православию. Вот его голос: https://www.youtube.com/watch?v=V4JyaaUgj_I С тех пор стало только хуже. На мой взгляд, это очевидно.
Что касается борьбы канадских мусульман против пропаганды извращений, я об этом читал. С точки зрения вокизма это очень интересная коллизия. С одной стороны вокисты борются с “исламофобией”, с другой – “с гомофобией”. И вот два опекаемых ими меньшинства вступили в борьбу. Любопытно, как на это отреагирует поликорректная рать. Впрочем, многие считают, что вокизм и стремится разделить общество на множество враждебных друг другу меньшинств, чтобы элиты могли действовать по принципу “разделяй и властвуй”.
В случае Уганды меня возмущает прежде всего неуважение к суверенитету государства. Не дело банка, даже Всемирного, навязывать независимой стране свои представления о морали, противоречащие убеждениям её народа.
Меня удивляет, что вы, православная христианка, пользуетесь словарём антихристианской идеологии. И не только словарём, но и идеологическими штампами. “Государство преследует за сексуальную оринтацию”. Если мыслить такими категориями, то это ужасно.
А что если попробовать мыслить православными категориями? Как называют гомосексуализм православные святые? Святитель Игнатий Брянчанинов перечислял это извращение в числе “грехов, взывающих к небесам об отмщении”. По соборным канонам, человек, согрешивший таким грехом на шесть лет отлучается от причастия. В современной практике, из соображений икономии, это правило не соблюдается, но это не значит, что сам по себе тяжкий грех стал легче.
Значит, определились гомосексуализм – это один из наиболее тяжких грехов. Каково христианское отношение к греху? Ненавидь грех, но люби грешника.
В чём же состоит любовь к грешнику? В том, чтобы создать условия, в которых ему можно было бы и дальше грешить, максимально безопасно и комфортно? Но тем самым мы содействуем его дальнейшему духовному разложению, топим его в смрадном болоте греха. Не придётся ли нам отвечать на Страшном Суде за попустительство греху?
Для блага самого гомосексуалиста гораздо лучше жить в нетолерантном обществе, чем в толерантном. Неприятие его греха со стороны окружающих может подтолкнуть его к раскаянию и тем самым помочь избежать вечной смерти. А вечная смерть – страшнее даже побиения камнями и тюрьмы. Но даже если нетолерантность окружающих и не подтолкнёт его к покаянию, она хотя бы заставит его сдерживать свои страсти, стараться вести себя как нормальный человек. Что уже неплохо. Ибо чем более свободно и активно извращенец удовлетворяет свои нечистые желания, тем быстрее и бесповоротнее гниёт его душа.
Теперь посмотрим на этот грех с точки зрения общества. Безбожные гуманисты говорят нам, что половые извращения – личное дело каждого. Но православные святые говорят нечто иное. Преподобный Силуан говорил, что грех, совершённый одним человеком, даже в тайне, вредно влияет на всех людей, ибо все люди между собой духовно связаны. А победа над грехом, даже тайная, идёт на благо всему миру.
Так какое государство лучше – которое поощряет грехи своих граждан или которое принимает разумные меры для их сдерживания? Думаю, что второе.
Помимо духовной стороны, гомосексуализм вреден и в социальном плане. Не знаю как лесбиянки, но про мужчин-гомосексуалистов собирали в своё время статистику в США. По этим данным, у одного гомосексуалиста в год нередко бывает несколько десятков разных партнёров, а то и больше ста. За жизнь легко набирается больше тысячи. Естественно, это бывает там, где для такого разгула есть возможности – в больших толерантных городах. Физиологические особенности половой жизни гомосексуалистов способствуют тому, что они чаще заражаются венерическими болезнями, при этом несмотря на всю пропаганду, презервативами они часто пренебрегают. Поэтому такого рода болезни в гомосексуальной среде распространяются очень широко. А бисексуалы заражают потом и женщин.
Далее, среди гомосексуалистов очень широко распространены алкоголизм и наркомания. Не менее широко – проституция. Это создаёт питательную среду для преступности.
Наконец, не будем забывать и про то, что грех очень агрессивен и стремиться распространяться как можно шире. Гомосексуалисты постоянно пытаются втянуть в свою среду всё новых людей, особенно подростков и молодёжь. В армии, в закрытых учебных заведения и других подобных учреждениях гомосексуалисты активно принуждают к сексу зависимых от них людей. Поскольку сексуальная ориентация у довольно многих людей не сто процентно определена, то в грех оказываются вовлечены и такие люди, которые в других условиях даже не знали бы о его существовании.
Именно поэтому так страшна пропаганда гомосексуального образа жизни в СМИ, кино, книгах и т.п., а также с помощью гей-парадов и других подобных мероприятий. А в последние десятилетия эта пропаганда приняла гигантские масштабы. Она ведётся и в России, несмотря на законодательный запрет, хотя пока что совсем не в таких масштабах как в более толерантных странах.
Не знаю, убедил ли я вас, но по-моему пример ЛГБТ как раз показывает, насколько бесчеловечен и страшен безбожный гуманизм. Изображая “милость к падшим”, он этих падших окончантельно уничтожает.
Я, конечно, против смертных казней или каких жестоких наказаний за гомосексуальные сношения, но я и против толерантности к ним. Мне кажется, неплохой вариант был в СССР, где за мужеложество была статья, но по ней осуждали лишь в крайне редких случаях. То есть, люди знали, что риск загреметь в тюрьму есть и вели себя тихо. Кроме того, гомосексуализм публично нигде не обсуждался, в полном соответствии с заветами православных святых, которые считали, что об этом “срамно и молвити”.
Всё, на эту тему я замолкаю, больше мне сказать нечего.
Я очень рад, что большинство молодых американцев знакомиться с будущими супругами в церкви. Можно только позавидовать. У нас это значительно более редких случай. Я с женой познакомился на православном интернет-форуме. И не только я, там много кто поженился. Не знаю, как сейчас, я там давно не бываю.
Думаю, что во Франции или в Англии знакомства в церкви значительно более редкий случай, но у меня статистики нет.
С другой стороны, насколько мне известно, и в США с кадждым новым поколением всё меньше людей ходит в церковь, всё больше предпочитают не жениться, не выходить замуж и не иметь детей.
В церковь у нас, конечно, очень мало ходит людей, это меня страшно огорчает. Но, с другой стороны, то, что называется “церковью”, например в Англии (Церковь Англии) или в скандинавских странах (государственные лютеранские церкви) – это уже не Церковь Христова, а омерзительная на неё карикатура. Чего стоит одна только стокгольмская епископша, живущая в однополом блудном сожительстве и нагло называющая это сожительство “браком”, которая велела убрать из собора в Стокгольме все кресты, потому что туда могут зайти мусульмане и оскорбиться.
И в США есть очень разные церкви. Есть такие, которые сохраниели нормальную христианскую мораль, нормальное отношение к браку и семье, а есть и ультралиберальные, с радужными флагами. Есть и просто безумные секты. Есть и “Церковь” мормонов, которая по сути представляет собой неоязыческий культ. Уж не знаю, что лучше – быть прихожанином такой “церкви” или вовсе в церковь не ходить.
А вообще, наверное, мне лучше не заводить с вами споров на подобные темы. Они как-то очень напоминают разговор глухих. Такое впечатление, что у нас с вами очень разный подход к одним и тем же вещам, настолько разный, что мы друг друга не можем понять.
Простите, что завязал этот ненужный спор, отнял у вас столько времени. И поверьте, я глубоко уважаю ваш канадский патриотизм и вовсе не пытаюсь вас убедить в том, что Россия лучше Канады или ещё какой страны. Я сам в этом не убеждён.
Но интересно, как один и тот же ядовитый туман безбожных идеологий окутывает весь мир, но на разные народы и культуры он действует по-разному, находя у каждого свои слабые места.
Антон, так мыслить православными категориями можно в государстве, где церковь объединена с ним! Но там, где государство от церкви отделено, увы, существуют государственные законы и церковные законы. Можно сколько угодно (вполне справедливо) считать гомосексуальность грехом, но применять к этому греху государственную монополию на насилие – это противоречить закону. И церковному, который не является государственным, и государственному, в котором основным законом является не Декалог, а конституция и уголовный кодекс. Вы же смешиваете одно с другим и начинаете доказывать, что гомосексуалистам полезнее жить там, где их преследуют. Что ж вы так в этот гомосексуализм вцепились… Блуд, предательство, насилие, убийство, воровство, абортирование нерожденных детей – смертные грехи, так отчего же не начать рассуждать о том, что блудников и доносчиков нужно карать за грехи при помощи уголовного кодекса. Гомосексуализм – грех, гомосексуалистов надо бы сажать, они противные, а тех, кто супругам изменяют, – карать не стОит, этот грех – он не столь противный в очах Господа? А давайте тогда женщин, повинных в абортах, тоже уголовно преследовать, чего ж останавливаться на малом. Надобно и их по тюрьмам рассовать, заодно их мужей и врачей, которые выполнили прерывание беременности.
И где тогда остановиться? Где найти грехометр, который покажет, какой грех мерзее – и вот за этот карать, а этот пусть будет непокаранным.
Знаете, у меня складывается какое-то странное ощущение, что вы гомосексуалов только по телевизору видели и никогда с ними не общались. Вы о них рассуждаете как об абстрактном зле, эдакой мерзости, которая смердит и к ней погано и подойти. А они просто люди – разные, как и все мы. И вот когда у этих “мерзких грешников” появляются имена, возраст, биография, беды и страдания, болезни и радости, все меньше хочется рассуждать о том, как бы их всех посадить, чтоб грехом не смердело, ну или жалеть, что их не побить камнями. Помните, когда поднялся железный занавес, русские и американцы обнаружили, что нет каких-то бешеных дядей сэмов и кровавых иванов на медведях, что есть – просто люди? Вот и вы, если бы жили рядом с людьми гомосексуальной ориентации, работали бы с ними, соседствовали, общались, встречались за общим столом, вы бы не были столь категоричны в суждениях.
Скорее всего, я очень плохая христианка, если разделяю этих людей и их грех. Но я перестану себя уважать, если начну через губу с ними общаться и считать себя чем-то выше их только потому, что мне посчастливилось родиться гетеросексуалкой. В принципе это наша не первая дискуссия по поводу гомосексуальности, не знаю, почему вас эта тема так триггерит, однако, мы действительно друг друга не переубедим.
Ирина, я предпочитаю не рассуждать о предметах, с которыми знаком только по книжками. Этим я грешил в молодости, но сейчас прекрасно понимаю, как это глупо.
Мне приходилось общаться с гомосексуалистами, с лесбиянками меньше. Видел лица, знаю имена и судьбы. И через губу с ними не разговаривал, и сочувствовал. И жил, и работал рядом с ними. Но именно поэтому я знаю, что чем больше свободы имеют люди, одержимые этим грехом, тем хуже для них. Они идут вразнос и духовно сгнивают заживо. Иногда и физически тоже. А когда над ними висит угроза какого-то наказания, они вынужденно держат себя в рамках, и это им только на пользу.
Почему я так “вцепился в этот грех”? Потому что он бьёт по самой основе человеческой личности, разрушает её, губит людей особенно эффективно. Как, впрочем, и любые другие извращения в половой сфере.
Что касается “нормальных” прелюбодеяний или блуда, они тоже разрушительны. Особенно для женщины. Мужчины немножко покрепче. Рассуждать на эту тему долго не стоит – об этом всё сказал Лев Толстой в Анне Карениной. Но этот грех, хотя бы не противоречит человеческой телесной природе. Он опускает человека до уровня скота. А гомосексуализм опускает его ещё ниже. Причём, по моим наблюдениям, мужской гомосексуализм страшнее женского. Особо слабые натуры от этого греха теряют человеческий образ, это я вам точно говорю. В отличие, от “нормального” блуда, которым многие мужчины занимаются по многу лет и выглядят вполне свеженькими. Что очень мешает их покаянию.
Про аборты мы с вами уже говорили, оба остались при своих убеждениях, продолжать этот разговор не имеет никакого смысла.
О том, какой грех мерзее достаточно подробно нам говорили и писали духовно опытные святые подвижник. Тот же Игнатий Брянчанинов, если говорить о близких нам по времени.
Ирина, у меня такое впечатление, что вы, хотя в Бога верите и вроде хорошо знакомы с православным вероучением (за что я вас очень уважаю), но не понимаете природы греха, его глубины, его сатанинской природы. В принципе для человека, выросшего в религиозно индифферентной среде это естественно. Но многие православные, выросшие в таких же условиях, всё же сумели осознать, как серьёзен грех.
Вот что пишет о гомосексуализме современный мудрый и глубокий православный подвижник, о. Рафаил (Карелин):
“Говорят, что глаза – окна души. Взгляните в глаза развратника и вы увидите грязь, плавающую в их глубине, как отражение грязи, которая собралась в душе. Красота имеет мистический смысл, в этом отношении она спасает мир. Красота – один из аспектов Божества, а безобразие – свойство демона. И, все-таки, содомиты – это не злые духи, а люди, генетически наши братья и сестры. Поэтому вместе с отвращением к их греху, должна быть жалость к ним, жалость, что они лишили себя духовной радости и душевной красоты. Нам надо бороться не только с развратом, но и с демоническими силами за души этих несчастных людей, похожих на самоубийц.”
Вот подлинно христианское отношение к греху, христианская любовь к грешнику. А потакание греху – это не любовь, это подлость по отношению к грешнику.
И далее: “Христианин должен бороться с развратом всеми средствами и во всех доступных ему формах. Он должен противостоять массовому развращению людей, в том числе парадам содомлян, которые своими шествиями в христианских странах оскверняют землю, окропленную мученической кровью. Христианин имеет религиозный и гражданский долг защищать свою семью и народ от нравственного растления. Развращение может начаться с детских лет, поэтому от содомитов надо особенно охранять детей как от духовной заразы. Надо протестовать в рамках закона, надо разоблачать демоническую сущность разврата, в частности содомских грехов, надо быть проповедником христианства, только слова должны быть подтверждены примером жизни, тогда они будут иметь духовную силу. А если человек, обличающий содомизм, затем спокойно садится за телевизор или компьютер и наслаждается развратными картинами, то его слова будут похожи на гром без дождя, который не может напоить иссохшую землю другой души”.
И я вовсе не считаю, что современное светское демократическое общество – лучший вариант организации земной жизни. Понятно, любые другие варианты тоже небезупречны, есть и гораздо худшие. Да, демократическое постхристианское общество, пока в нём сохраняется хоть какой-то отзвук христианской любви к человеку, чрезвычайно комфортно. За это мы все его и любим, ради этого и стремятся попасть в него миллионы людей из менее комфортных обществ.
Но всё хорошо в меру. Чрезмерный комфорт – душевный и телесный – расслабляет человека, с каждым поколением всё больше и больше. Пресыщенный, расслабленный человек привыкает жить по своим прихотям и похотям, забывает Бога. А забыв Бога, забывает и своё высокое предназначение. Весь смысл жизни видится только в том, чтобы побольше получить удовольствий и поменьше пострадать. В итоге люди постепенно становятся похожими на животных, а некоторые – и на демонов. Не отсюда ли современное увлечение “правами животных” и прочий экофашизм? Человек, забывший о явленном в нём образе Божием, логично начинает считать себя животным и испытывать солидарность с другими животными. Поскольку человеку свойственно любое заблуждение доводить до абсурда, он приходит к выводу, что он – худшее из всех животных, что человечество должно вымереть, уступив место более достойным. (Оговорюсь: я всей душой за разумную охрану природы, но против человеконенавистнических тенденций в движении зелёных).
Эта лишь одна из форм оскотинивания, есть много других.
И мне очень странно, что вы с вашим умом и богатым жизненным опытым, а главное – при вашей православной вере, не видите таких простых и очевидных вещей.
Может быть, всё дело в том, что вы мало грешили, и поэтому видите грех только со стороны? Вы не заглядывали в адскую пропасть, не ощущали разрушительных бесовских ударов по вашей душе? Отсюда ваше странное благодушие? Но ведь много было святых, которые сами страшно не грешили, но всё же поняли адскую сущность греха!
Что ж, все люди разные, к Богу приходят из разных отправных точек и с разной скоростью и внешне это выглядит очень по-разному. Главное только, чтобы путь вёл к Богу, а не куда-то ещё.
Я, конечно, не хочу говорить, что я-то уж уверен в правильности своего пути – нет, сомнений и неуверенности в себе у меня хватает. Но всё-таки надеюсь, что вырулил куда надо. По крайней мере, меня долгое время преследовал один сон – что я пытаюсь куда-то доехать – на метро, на поезде – а приезжаю всё время не туда. А теперь уже много лет, как это прекратилось. Может, это знак? Как вы думаете?
И я ни в коем случае не пытаюсь высокомерно поставить под вопрос верность вашего пути – никто мне такого права не давал. Но от всего сердца желаю вам дойти до места назначения – и вам, и вашему замечательному мужу, и дочери.
Мне было радостно прочитать у вас, что вы не раз отказывались от каких привычных мнений из стремления к истине. Если ваш подход к греху, в самом деле, как мне представляется, ошибочен, то вы вполне способны эту ошибку понять. Если же заблуждаюсь я, то буду только рад распроститься со своим заблуждением.
А пока мы с вами думаем по-разному и друг друга переубедить не сможем. Поэтому, я постараюсь больше не заводить бессмысленных споров об этом предмете.
Антон, вот по поводу “разрушительного воздействия блуда на женщину больше, чем на мужчину” – тут вы однозначно неправы. Далеко не нужно ходить – среди христианских святых есть бывшие блудницы, но известен только один святой (простите, я запамятовала его имя, по-моему, сирийский и не очень известный в России), который всю жизнь боролся с блудным возбешением, приняв монашество и причем закапывая себя по горло в землю и все равно мучаясь и терзаясь. Что-то тут, видимо, связано с тем, что растленную блудом душу и тело женщины Господь спасти и развернуть у святой жизни может, возможно, это как-то связано с чадородием, возможно, с чем-то иным, а вот после какой-то роковой черты мужчина больше не способен на покаяние от греха блуда. Вот почему я где-то читала, что христианство не знает святых мужчин, бывших блудников. Вероятно, поэтому ваш пример с мужчинами-гомосексуалистами, растленными грехом, может пойти туда же, в тут же копилку примеров.
По поводу вашего сна – я совершенно не знаю обстоятельств вашей жизни и того, что с вами на тот момент происходило, поэтому приведу юнгианское стандартное толкование. Итак, для среднестатистического европейца, принадлежащего к христианской цивилизации 20 века средняя скорость движения жизни – это автомобиль. Для 19 века это была лошадь, но этот пример рассматривать мы не будем, вы человек века 20. Более того, автомобилем человек может управлять либо сам, либо быть пассажиром (грубо говоря, либо вести автомобиль, либо сидеть в нем). Бессознательное обозначает скорость протекания жизненных процессов, когда выходит на связь при помощи снов, именно самым стандартным и привычным способом для времени проживания человека. Грубо говоря, если вам снится, что вы управляете автомобилем, то сейчас течение вашей жизни стандартно и соотносимо “со средней температурой по больнице. Что с автомобилем происходит – то происходит и с вами. Если занос или авария, бессознательное вас предупреждает, что вы плохо управляете своей психической жизнью, находясь в стрессе, поэтому рискуете либо попасть в проблемную полосу – либо действительно травмироваться или заболеть. Если напротив, вы едете по гладкой дороге и спокойно управляете машиной, бессознательное говорит: сейчас все хорошо, жизненный процесс уравнян со скоростью протекания процессов в подсознании. Если вам снится, что вы едете на пассажирском сидении, нужно обратить внимание, кто за рулем – этот человек и является сейчас “держащим в руках вашу жизнь”, либо, если там появляются некие фигуры из коллективного бессознательного, вступает в силу совсем другой уровень анализа, и он нам тут ни к чему.
А теперь берем поезд. Для европейца поезд – движется быстрее, сильно быстрее автомобиля, более того, пассажир находится в нем в том положении, что он ни на что не влияет, его тупо берут и везут туда, куда поезд идет. Если в анамнезе имеет место быть повторяющийся сон о движении в поезде или метро (что обычно еще хуже), то речь идет о глубоком стрессе (чем глубже залегание поезда, тем глубже стресс коснулся слоев бессознательного, то есть метро – это уже хреновастенько). Сон символизирует то, что человек теряет контроль над управлением собственной жизнью, а особенно, если он на поезд опаздывает, либо едет все время не туда, куда вообще-то планировал, если поезд, на котором он едет, попадает в крушение, или горит, или тонет. Бессознательное такими снами уже криком кричит: “Ты в беде, все движется слишком быстро, ты не успеваешь реагировать, не успеваешь остановиться, не можешь управлять, тебе срочно нужно останавливаться на любой станции и думать, что делать”.
Если сны прекратились, значит, что-то в вашей жизни переключило, грубо говоря, стрелку, и вы попали в нужную колею. На будущее – если сон начнет приходить снова, обязательно нужно будет обратить внимание, что в конкретный момент происходит с внешней жизнью – что подсознание начало снова реагировать и пытаться объяснить, что дело принимает скверный оборот. ПОдсознание не говорит с нами на языке в смысле лингве, оно говорит символами и образами – сильнейшим образом связанными с системой мифов и религии данного региона. Вот почему сны европейца и сны азиата – это кардинально разные сны, если речь идет о толковании.
С наличием смыслов действительно сложно.
А главное – наблюдается какое-то тотальное обмельчание всего и вся. Какую сферу ни рассматривай.
Например, культура. Посредственное кино, которое снимается для освоения денежных средств. Никто не снимает на годы, десятилетия. Просто нет такой задачи. Ну кто и когда в последний раз из режиссеров выдавал шедевры?
То же обмельчание и в театре.
Наука и образование.
По сути, все революционные открытия уже совершены.
Современная наука прислуживает большому бизнесу. Проплаченные исследования, то же освоение ден.знаков.
Образование – та же имитация бурной деятельности. При колоссальной загрузке учеников и серьезном уровне стресса- неуклонное снижение качества знаний. И знаете, когда я училась, я все же ощущала у педагогов нехилую ответственность за результаты своих трудов. Им было, мягко говоря, не все равно, кого они выпустят в мир. У учителей сегодня главный критерий – баллы, рейтинги, отчёты и пр. Я думаю, в этой сфере особенно ощущается потеря смыслов.
Даже в своей сфере наблюдаю мельчание мысли, масштабов, людей. Всё идёт к упрощению и вместе с тем, засилью индустрии этими простыми решениями. Искусственно созданное многообразие примитивных идей.
Нет глобальных целей. Все придумано/изобретено/освоено ( украдено) уже до нас.
Казалось бы, живи и радуйся жизни. Но пытливому уму сложно. И да, мужчинам сложнее. Это мы, женщины, можем закопаться в мелочах и находить смысл в рутине.
Мужчинам, способным мыслить более глобально, по-настоящему трудно в наш век мелких идей и отсутствия смыслов.
Ну в принципе да, согласна, надо было всё-таки нам в космос вкладывать ресурсы, а не в айфоны и танки))) Всё-таки эту пассионарность или СДВГ, называй как хочешь, поиск приключений на свою пятую точку, он никуда не делся, а приключения закончились. Виртуальный мир это неплохо, но это всё равно не совсем то, имитация, нет настоящих трудностей, лишений, риска, поиска выхода