Конечно же, опять виноват Бог

Я понимаю, сколько сейчас вокруг горя и слез, я понимаю, что который год подряд мы живем в полностью обрушающемся мире, и когда-то заклинаемый и проклинаемый ковид уже кажется не таким плохим временем, когда мы всего лишь сидели дома на изоляции и всего лишь теряли работу, а не жизнь.

Однако, я все чаще и чаще читаю и слышу одно: “Ну и где же Бог? Почему Он не останавливает все это безумие? Если Он не вмешивается, значит, Он злой или Его нет”.

Меньше всего на свете я достойна заниматься теодицеей, однако я все никак не могу понять, а зачем возлагать на Бога ответственность за все то, что вполне наздобулы сами?

Ну то есть годами, десятилетиями и иногда столетиями люди дерутся и убивают друг друга за клочки земли или за то, кто из них верит правильно, а кто – нет; за то, как нужно одеваться женщине или имеет ли право человек с другим цветом кожи называться человеком. От Каина с Авелем люди увлеченно и с задором изобретают все новые и новые способы убивать и калечить друг друга, и даже если нечто изобретается вроде бы для блага – сначала люди должны проверить, а не годится ли это “для блага” чуток поизощренней убить ближнего, потом – проверяют, а сколько за это “для блага” можно получить денежек – и только после этого “благо” выпускается в большой мир сотворить, так уж и быть, немного добра.

Столетия и тысячелетия люди вытворяют такое, что волосы на голове шевелятся – и при этом имя Бога их не останавливает, я больше скажу – с его именем они веками убивали друг друга, считая, что как раз такое убийство – наиболее угодно богу, какое бы имя он ни носил. Мало кто останавливался, чтобы подумать, а может ли быть угодно богу убийство – тем более массовое, на войне, и тем более сопровождаемое убийствами слабых – стариков, женщин, детей.

То есть люди замечательно справлялись и справляются сами – как превратить собственную жизнь в ад. И ладно бы, они не знали – что убивать грешно, так нет же, им внятно говорили это и пророки, и Сам явившийся на землю Бог, принявший от своего создания самую страшную из изобретенных казней. “Не убий” – заповедь универсальная, разве что совсем уж сатанинские культы вроде мезоамериканских или карфагенянских, возводили смерть ближнего в добродетель, и страшно представить, что было бы с нами, если бы это зло не было уничтожено другим злом (римским или конкистадорским). Да, мы такие, мы умеем побеждать зло при помощи зла или создавать ситуации, когда выбирать приходится из двух зол.

Знаете, происходящее сейчас можно проиллюстрировать довольно дурацким примером: представьте себе, что человеку оставили инструкцию, как жить в доме. Один из пунктов инструкции говорит: “Не суй в электророзетку железных предметов, иначе тебя убьет”. Человек знает об инструкции, он предупрежден. Но если он сунет в розетку шпильку и его-таки шарахнет током, виноват ли в этом составитель инструкции?

Ровно то же самое творится с людьми. Мы все знаем, что убийство, насилие, воровство – грех, но творим его вполне осознанно, а виноват кто? Бог, Он же не остановил насилие.

Обожаю эту чудесную логику.

Вот я человек, я свободен и я рад тому, что свободен, у меня есть свобода воли, я поступаю так, как велит мне мое представление о том, что мне можно и что нельзя. Да, где-то там на задворках моей памяти у меня есть представление о том, что Христос (Будда, Аллах, да ладно, моральных кодекс строителя коммунизма) не велят мне обижать слабого и забирать жизнь или имущество, прелюбодействовать и развращать невинных. Но я ж свободен, я буду делать то, что хочу, пусть даже вопреки своему знанию о том, что это – плохо. И неча тут, Боже, меня останавливать – не для того мне свобода дадена, чтобы я ее отдавал в рабство каким-то там заповедям.

И таких “свободных” по всему миру – каждый первый. Но как только количество зла, привнесенного подобным выбором “свободных” людей, превышает все мыслимые и немыслимые пределы, как тут же заводится другая песня: “А где ж ты был, Боже, что ж ты не остановил злодеев”?

Серьезно? Надо останавливать злодеев? Ну тогда давайте, смело подходим к зеркалу и спрашиваем: “А когда я, конкретно я, совершал непотребство, я хотел бы, чтобы Бог меня остановил”? И не просто остановил, а поступил со мной по справедливости – как я сейчас хочу, чтобы поступили со злодеями. И что тогда, чего бы я оказался достоин, если бы Бог действительно решил поступить со мной по справедливости?

Нам вообще очень хочется справедливости по отношению к нашим обидчикам – чего стоит только ежегодные взывания в бездну к товарищу Иосифу Виссарионычу, палачу и народному любимцу не только своих современников, но и тех, кто о нем только слышал. Взывающие очень любят фантазировать на тему великого героя, товарища Сталина, который прийдет – порядок наведет. Всех олигархов повыведет, зарвавшихся чиновников порасстреляет, установит народное равенство и братство – и чего доброго, вызывавшего наградит за службу и преданность.

Всем взывающим я очень рекомендую сходить на сайт Бессмертный барак и просто посмотреть в глаза тем людям, чьи фотографии там размещены. Который год подряд я смотрю в эти лица и задаюсь только одним вопросом: зачем? Эти тысячи, десятки тысяч расстрелянных, посаженных и навеки покалеченных – зачем? Ну вот сидели эти гниды в Кремле, трусились за свою власть, и убивали, убивали, убивали – чтобы эту власть не потерять. За десятки лет своей власти сотни тысяч убили, костяк нации сломали – чтобы что? Чтобы подохнуть в своих палатах в окружении челяди – и оказаться закопанным на главной площади страны? Чтобы “принять страну с сохой, а отдать с атомной бомбой”? Так за океан гляньте – и увидите, что атомную бомбу можно получать и иными способами, не создавая на территории своей державы рабовладельческий строй, стоящий на костях лучших людей страны, и не проводя экспериментов “а что, если мы возьмем, и всех уравняем”.

И главная мысль для всех взывающих в бездну – а кто сказал, что тебя, конкретно тебя, мил человек, наградят? Нет, товарищ Сталин если и придет, так придет ко всем без исключения, и к тебе тоже. И даже ежели тебе кажется, что ты примкнешь к тем, кто охранял и расстреливал, так уроки истории – очень интересные уроки, из них можно узнать, что в результате произошло со “слоями”, работавшими и с Ягодой, и с Ежовым, и даже с “цветком душистых прерий Лаврентием Палычем Берия”.

Вот такая она, справедливость – она действительно уравнивает всех, и большой вопрос, кто чего окажется достоин, ежели она и правда придет и применится ко всем без исключения.

Так мы и приходим к выводу, что справедливости нам хочется для всех остальных, а для себя, пожалуйста, милосердия. Ты, Боже, накажи моих врагов, а меня – нет, меня, пожалуйста, помилуй, я-то ни в чем не виноват, а если и виноват, то совсем немножко, даже сравнивать нельзя “с ними”, с теми, кто вон как грешит.

А теперь представьте, что так думаете не только вы, а все, буквально все вокруг. Ну и как, много зла сотворится вокруг таким вот дуализмом?

Вот и имеем то, что имеем. Сидим и орем: виноваты арабы, виноваты евреи, виноваты украинцы, виноваты русские, азербайджанцы и армяне… американцы, китайцы, папуасы, жители островов Зеленого Мыса… Да МЫ ВСЕ, мы все виноваты – потому что самостоятельно превращаем мир в совершеннейшее дерьмо. Потому что у нас экономика, амбиции, у нас корпорации и планы на мировое лидерство, у нас ущемленное чувство достоинства и ресентимент, у нас вообще все – кроме способности оставить друг друга в покое и жить, просто жить. И сплошной ор – ты, Боже, давай, помогай нам одолеть вражин, а если не получается, то Ты во всем и виноват – допустил такое зло. Вместо того, чтобы подумать, а сколько зла Бог остановил и не допустил, мы сидим и считаем, сколько нам прилетело.

Знаете, я совершенно не верю в карму, но я верю в две вещи. Вещь первая: при жизни наши поступки похожи на камни, которые мы бросаем в воду. Есть совсем небольшие камешки, они почти не создают волну. Есть камешки побольше – и волна от них может дойти до наших ног и мы увидим, насколько она большая. А есть глыбы – которые мы швыряем в воду и потом сильно удивляемся, когда оказываемся накрытыми волной с головой. Ничего удивительного – любое действие имеет последствия, и если закинутый в воду камень оказался большим, то зачем удивляться, что и вызванная им волна окажется цунами.

А второе, во что я верю, – это слова Христа “В чем застану, в том и буду судить”. И вот тут уже деваться нам никому некуда – в каком виде “законсервируемся” в час смерти, в том виде и явимся на суд. От волны еще можно высушиться – а тут выбора уже не останется, покаяние нам будет недоступно именно потому, что в чем застанут – в том и будут судить.

Но во что бы мы ни верили – в вышеописанное, в карму, в воздаяние или бумеранги, факт остается фактом – для того, чтобы тебе прилетело, ты сам должен постараться посеять эти семена, плоды обязательно вызреют и тебе придется их собирать, какими бы они ни были. И сколько этих плодов упадет на твою голову – а сколько поймает в свои руки Бог, вот в чем вопрос.

Потому что во что бы мы ни верили, как бы мы ни корячились в своих примитивных готтентотских философствованиях, одного факта о нашей вселенной мы не в состоянии отменить, хотя тщательно пытаемся о нем не думать.

Он все же сотворил камень, который не может поднять – нашу свободную волю. Это – Его самый великий дар. А уж как мы этим даром распоряжаемся – это целиком наш выбор. Можно распорядиться им так, чтобы ради своих амбиций резать головы детям и сбрасывать на города бомбы – а можно останавливать зло и быть миротворцем, помогать слабому и давать хлеб голодному. И никто из нас не сможет хотя бы отдаленно представить – сколько раз Он все же повторяет и повторяет то, что сделал для нас однажды на Голгофе, останавливает на себе зло. И сколько раз помогает творить добро – пусть даже из зла, ведь иногда у Него нет ничего под руками, только зло, творимое Его чадами.

Ребят, не хочу никакого пафоса, просто просьба… Давайте хотя бы как-то посильно станем Его руками – и попытаемся делать то, что требуют от Него… не преумножать зла в мире.

Leave a Comment