Фильму прокатное удостоверение не дали, поэтому режиссер выпустил его на Ютубе. Если хотите посмотреть, можно найти.
Сокуров объявил, что это его последняя киноработа. Больше режиссер фильмов снимать не будет.
Только отсмотрела, попытаюсь вербализовать ощущения. Фильм этот очень необычен – это притча, описывающая встречу Сталина, Гитлера, Муссолини и Черчилля в аду. Причем это не ад, а скорее дантовское чистилище. Но особенностью ленты является то, что персонажей играют не актеры, а сами люди.
Это действительно очень трудоемкое кино, команда режиссера отсмотрела буквально километры пленки с Сталиным, Гитлером, Муссолини и Черчиллем, вырезала героев, затем обработала материал при помощи искусственного интеллекта, позвала озвучить каждого на его языке профессиональных актеров – и создала фон из смеси графики, мультипликации и “живых” кадров. Получилось довольно пугающе, особенно с учетом того, что все произносимое героями – когда-то действительно ими произносилось в жизни.
Сюжета у фильма нет – это действительно сюрреалистическая зарисовка из ада, но одна штука меня напрягла.
Начинается фильм с того, что в неком подобии скальной усыпальницы в себя приходит Сталин. Рядом – лежит Христос, Тот самый, погребенный, который еще не воскрес. И вот между этими двумя происходит очень странный диалог, и чем дальше будет развиваться действие, тем страннее будет роль “Христа” (я сознательно закавычиваю героя фильма) и вообще Бога.
Сам Сокуров объясняет это так: а где же еще быть Христу, как не в аду с тиранами, и в мире, построенном тиранами. Христос там, где страдания, значит, в аду (ну или чистилище).
Кстати, все персонажи приходят к некой двери, за которой, как предполагается, есть Бог. Но видим мы за ней только Наполеона и некий свет, который пускает в ворота только Черчилля. А все остальные остаются в пространстве лимба бродить и дальше по серым полям, пока их не отправят назад в мир, “где они будут снова нужны”.
Сокуров в обсуждении фильма после показа еще долго распространялся, что это такая правдивая притча о блудном сыне. Отец его помиловал, но назавтра сын снова потребует свою долю наследства и пойдет снова развратничать и растранжиривать отцовское богатство. То есть диктаторов тоже помилуют, а назавтра они снова придут к нам в других обличьях лить кровь.
Все же интересно, как любой текст – не важно, это рукописный текст или текст, написанный на языке кинематографа, зависит от интерпретатора. Не помню, кто сказал, что выпущенная книга более не принадлежит автору, она – теперь принадлежит каждому читателю и он будет понимать ее через призму своего восприятия.
Это действительно так, потому что я поняла присутствие Христа в аду – как последнее испытание на человечность нелюдей. Вот лежит израненный и едва живой Сын человеческий, вот оно, последнее доказательство – что Он есть. Помоги ему, утешь, укрой… яви то, чего не являл при жизни – милость. Но нет – все они проходят мимо либо молча, либо с хулой.
И дверь та мне показалась – не дверью в Царствие небесное. Это – обманка, как все в аду. Не даром за дверью – из света выходит всего лишь Наполеон, который тоже что-то там ворчит и вспоминает из своего земного пути. Нет никакой надежды, нет никакого света – все безнадежно и гнило, как безнадежной и гнилой была вся жизнь этих диктаторов, повелевавших миллионами, а закончивших – позорной и пакостной смертью.
Но оказывается, я во всем ошиблась – и интерпретация Сокурова оказалась совсем иной.
Я не буду комментировать то, что это даже не какое-то индивидуально-авторское понимание Евангелия и христианской веры, а собственная версия этой веры – тут Бог судья. Но в качестве художественного произведения фильм действительно необычен и очень интересен.
Если вас не покоробит такое авторское прочтение – посмотрите его. Это достойное завершение кинокарьеры одного из самых талантливых режиссеров России.