Фильм Марии Певчих “Предатели”

В сетке ведется очередная запэкла боротьба на тему первого фильма из предполагаемого цикла о 90-х годах.

Это первый фильм “Предатели” за авторством соратницы Алексея Навального Марии Певчих.

Надо сказать, что я еще не сформировала мнение о Певчих, могу пока сказать, что она очень красивая женщина, хороший сценарист, но после Алексея Навального она кажется холодной и довольно язвительной. У самого Алексея была довольно приятная манера подачи материала, он смеялся над всеми этими аквадискотеками и домиками для уточек, но у него выходило это как-то неагрессивно, больше с удивлением, как же так можно бездарно угрохивать миллионы и миллионы долларов.

Певчих в этом плане гораздо злее, по ней видно, как все это ворье ее бесит, причем я ловлю себя на мысли, что вижу в ней себя и свое отношение ко всем этим рулевым страной, и что-то это сходство меня не сильно радует. Но речь не обо мне, а о фильме.

В принципе ничего нового Певчих в нем не показывает – я больше скажу, если вы когда-нибудь выходили на канал “Острый угол”, то ваша удивлялка в этом случае уже будет и так перегрета, поэтому все остальные расследования, касающиеся истории нашей многострадальной родины, вас уже шокировать не смогут, “Острый угол” в этом плане справляется на ура с его циклом “Путинизм как он есть”.

Однако, некоторые нюансы там все же раскрываются – нюансы каких-то личных отношений героев, каким образом и зачем они совершали те или иные поступки, как смотрели на открывающиеся перспективы.

Не буду спойлить, сами посмотрите, если найдете нужным. Я же поделюсь своим первым впечатлением.

Я тоже зла. Очень сильно зла на них всех, хотя часть из них уже находится в ином мире. Знаете, почему? Потому что пишу эти строки отсюда, из Ванкувера, а не из Луганска, Киева или Москвы. Потому что мой ребенок только в этом году сказал мне спасибо за сохраненный язык, но Достоевского она все же прочитала в переводе, ей было сложно читать на русском. Потому что мои внуки не будут говорить на русском языке вообще – у меня просто не хватит сил и времени бороться за их язык. Потому что Луганск мне снится только в кошмарах или сюрреалистических снах, а родной город Свердловск – только в кошмарах. Потому что огромная часть моих одноклассников уже мертва, а другая часть выглядит так, что мне стыдно за свои одежки и цацки – поэтому я почти не вываливаю фотографий в русских соцсетях. Потому что мои однокурсники рассеяны по миру, равно как и мои бывшие студенты.

Потому что все мы верили, что мы дождемся каких-то лучших времен, а дождались того, что еле унесли ноги из разваливающегося и погрязающего в коррупции государства, а оглядываясь назад – я понимаю, что мы еще вовремя уехали, тем, кто оставались до 2022 года, пришлось гораздо тяжелее.

Потому что страшная и печальная истина “родина всегда предаст тебя, сынок” – это не истина о каких-то лохматых дореволюционных временах, а некая неоспоримая константа, актуальная какое уж десятилетие подряд. Потому что страшно рожать детей, особенно мальчишек, страшно смотреть в завтрашний день, страшно видеть то, во что превращается мир вокруг…

А самое главное – ты отчетливо понимаешь, что этого всего кошмара могло бы не случиться, если бы эти люди, герои фильма Марии Певчих, воспользовались шансом и не превратили страну в свой феод, разграбленный и изнасилованный много раз, а выстроили бы настоящее процветающее государство. У них не просто были все шансы – у них было более, чем все. Народ, который был готов довериться им и подождать, пока заработают реформы, зарубежные партнеры, которые готовы были инвестировать в страну и помогать перестраивать ее экономику; были еще неуехавшие спецы и готовые приехать работать и зарабатывать.

Боже мой, какая бы была эта страна! С привлекательной экономикой, с выстроенной межреспубликанской и международной инфраструктурой, которую не нужно было бы кардинально ломать и перестраивать – а всего лишь кое-что подправить с законодательной точки зрения. С единым культурным и языковым пространством, с народом, готовым трудиться и зарабатывать. С еще советской ментальностью, которая была готова принять новые правила игры в капитализм, но разбавить ее способностью работать, чтобы получать потребительские блага. Страна, которая была бы способна употребить свободу на то, чтобы проанализировать свое прошлое – и не повторять его в будущем, что дало бы возможность ее соседям не проклинать советский строй, а всем вместе изживать его последствия. Эта страна обладала таким потенциалом – что на могла бы давать шанс зарабатывать – и одновременно защищать тех, кто зарабатывать не в состоянии. А уж если бы страна еще и умудрилась сохранить патриархальные ценности – да в нее бы ломанулся поток тех, кто устал от местных наших развеселых повесток и нюансов проживания в мире разнообразия и толерантности. А уж бывшие республики бы пороги обивали – с просьбой взять хоть федеративной республикой, хоть кандидатом в республики, хоть частью области – лишь бы вместе, лишь бы рядом.

Все это было бездарно просрано теми, кто предпочел напихивать валяющееся “ничейное” (читай “народное”) добро по карманам, и в результате предал, действительно предал свою родину и свой народ, став иудой, променявшим все, буквально все – на свои тридцать серебреников, настоящую “цену крови”.

Они всех нас действительно предали – и похрен на все эти пеЗДни о том, что “зато они благотворители и многим помогают”. Они могут сколько угодно “жертвовать” на операции детям или помогать нуждающимся, это ничуть не отменит того факта, что это они сделали так, что на операции детям нужно собирать, что в стране есть нуждающиеся и нищенствующие, что нет судов, медицины и образования, что страна теряет людей и мертвыми, и уехавшими, а теперь еще и погибшими, что все в ней летит в какие-то тартарары – и нет никакого просвета. Это они виноваты перед всеми нами, перед каждым из нас. Они реальные предатели – и я больше скажу, они предатели вдвойне, потому что очень умело переложили свою личную вину на козни некоего “коллективного Запада”.

Настолько умело, что я с каждым годом наблюдаю все меньше и меньше людей, которые не повторяли бы эту мантру “нас предали, а мы так верили”. Дадада, это Обама тырил и распиливал нефтяные компании. Это Ангелка Меркель пускала заводы на металлолом. Это Тэтчер выстраивала ваучерные пирамиды. Это все “они” – переписывали историю и убивали журналистов, крышевали бандитов и уничтожали судебную систему, “мы” – выступали исключительно в роли невинной жертвы. И вот за это я отдельно ненавижу их предательство – потому что они не просто нас предали, а еще и ввергли в океан лжи.

Вот именно поэтому фильм Певчих мне очень откликнулся – я думаю так же, как и она. Они – предатели, они нас предали. И никакие их личные заслуги и особенности этого факта не отменят.

В общем, пока я цикл хочу досмотреть до конца, там на выходе посмотрим, чем дело кончится.

Leave a Comment