Мы с вами говорили о жертве Христа ради людей и о том, какой дар Он принес нам в Чаше с причастием. Мы увидели основное различие в понимании православными и протестантами жертвы Христа. Протестанты видят в ней – прощение, которое возвещается Христом тому, кто поверил в то, что Он умер лично за него. Православные понимают спасение как обОжение человека. Бог начинает жить внутри нас, исцеляя нашу природу, поврежденную грехом.
Мы помним, что основным принципом Западного понимания христианства является юридизм. И вот тут мы подходим к еще одному различию между нами – к вопросу о крещении детей.
Основная идея протестантизма по этому вопросу заключается в том, что младенцы недееспособны и неразумны, а, следовательно, не могут верить в то, что Христос является их личным Спасителем, они не могут исповедывать христианство, понимать Писание, таким образом, не обладая способностью стать народом Божиим.
Православные исходят из того, что человеческая природа – унаследовала смерть, последствие греха, и поэтому лишать ребенка лекарства от смерти только на том основании, что он – недееспособен и еще не понимает, чем является это лекарство, – немилосердно. Мы все, заболев, идем в аптеку и принимаем назначенное лекарство, не зная его химической формулы, лаборатории, которая его изобрела и имен людей, которые его сделали. От нас не требуется этого знать – мы больны и нам нужно исцеление. Мать дает ребенку лекарство от мучающих его колик, не информируя его, что это за лекарство. Да, если смотреть на человека как на преступника, который должен покаяться, прежде, чем быть прощенным, – то дело приобретает иной оборот.
Но если мы – больны? Имеет ли право врач отказать нам в помощи только потому, что у нас нет диплома о медицинском образовании и мы не можем понять, что он нам за лекарство выписывает?
Церковь – это не университет, куда нужно поступать, имея аттестат зрелости. Церковь – это жизнь в Боге, и жить в Боге могут все: дети, старики, инвалиды, здоровые… Абсолютно все.
Как можно отлучить детей от Бога, если Сам Христос заповедовал не мешать детям приходить к Нему? Как можно считать, что привести ребенка в церковь – это совершить акт насилия над личностью? Не думаю, что протестанты отвергают принцип Тертуллиана, что душа человеческая по природе христианка. А следовательно, душа человека стремится к Христу, так почему считать, что души детей – это какие-то иные души, отличные от душ взрослых?
И даже если обратиться к единственному авторитету для протестантов, Писанию, что же мы можем увидеть?
Начнем с Ветхого Завета. Сам Завет Бога с людьми. Он был заключен со всеми – или только с совершеннолетними представителями израильского народа? Или только с Моисеем? Или только с Аароном? Ответ – со ВСЕМ народом, включая ветхих стариков и новорожденных детей. Новый Завет Господь тоже заключает не исключительно с совершеннолетними людьми. Снова – Христос зовет к Чаше всех, Чаша изливается “за всех и за вся”, а не только за взрослых дееспособных людей.
Далее – при бегстве из египетского рабства через Чермное море перешли все – и стар, и млад. Снова Господь помогает всему Своему народу, а не какой-то его части.
Что вводило в ветхозаветные времена в Народ Божий? Правильно – прообраз крещения. Обрезание. Обрезание совершалось на восьмой день после рождения мальчика. Что же изменилось в новозаветные времена – если до Христа младенцы могли становиться народом Божиим, а после – все? Проход только при предъявлении паспорта? Получается, Христос пришел в виде цензора, установившего лимит “дети до 16 не допускаются”?
Протестантский контраргумент известен: “Крещение есть обещание Богу доброй совести” (1 Петр. 3, 21). И вот тут мы приходим к вопросу, который еще рассмотрим подробно в следующих беседах. О том, что есть толкование текста.
Для того, чтобы толковать нечто, не просто желательно, а необходимо знать язык оригинала и языки всех переводов, на которые текст переводился до того, как был переведен на родной язык толкователя. Потому что при переводе потери смыслов или искажения возникают всегда.
Православная церковь знает, что в Синодальном переводе Библии, которым пользуются протестанты, есть ошибка. Итак, смотрим на старославянский текст Библии, переведенной, как известно, святыми Кириллом и Мефодием (9 век, Салоники – Рим, Моравия), людьми, которым мы, собственно, обязаны нашим языком. Напоминаю, Салоники – это греческий город, следовательно, святые говорили на греческом, потому что это был их родной язык. Так вот, в старославянском тексте та же фраза звучит так: “Крещение есть ВОПРОШЕНИЕ у Бога совести благи”. Святитель Григорий Богослов, живший в 4 веке, однозначно трактует эту же фразу как “дарование доброй совести”.
Все дело вот в чем: в классическом греческом языке глагол, вызвавший затруднение, переводится как “обещание”, но послание Петра написано на койнэ, это диалект греческого, в котором значение этого глагола – “вопрошение”. Более того, в разных частях Нового Завета этот глагол переведен Синодальными переводчиками именно как “просьба” (например, Мф. 16,1) – фарисеи “просили Христа”. Глагол стоит тот же (прошу прощения, у меня на компьютере нет греческого алфавита и я не могу привести оригинальное написание глагола).
Вот почему так важно знать язык оригинала и язык перевода-посредника. Только это знание обеспечит полноценное понимание текста – и избежание ошибок.
А если в оригинале стоит “вопрошение”, то есть просьба – то какая же тут ответственность? Все наше детство мы только и делаем, что просим. И в крещении мы просим у Бога добрую совесть.
Ну и кстати, если даже говорить об обещании. У каждого крещаемого есть воспреемники – то есть крестные родители, которые обещают воспитывать ребенка в вере. Разве в ветхозаветные времена не обещали родители ничего за своих детей? Разве Деву Марию родители не посвятили Богу до ее рождения? Разве помазая двери кровью агнца родители не решали за детей, что они будут спасены от гибели первенцев? Разве Христос не исцелял детей по вере их родителей: бесноватый отрок, дочь хананеянки, сын капернаумского царедворца. Разве не были воскрешены умершие дети по вере их родителей?
Протестанты понимают крещение как омовение от греха, а дети, якобы, не грешат. Но если понимать крещение так, то тогда это будет чисто человеческий обряд. Более того, с некоторым послевкусием магизма: “делай так, будешь спасен, а если нет – то погибнешь”. Такие рецепты как раз свойственны магии. Православные – как мы помним – говорят о синергии, со-действии Бога и человека. Нельзя ограничить Святой Дух, который дышит где хочет. И уж совсем страшно предположить, что Святой Дух не хочет дышать в детях. “Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие” (Ин. 3,5). Христос возлагает руки на детей и благословляет их – так почему Он не может благословить и наших с вами детей? Бог освящает детей до их рождения – снова откроем Писание. Иоанн Креститель (Лк. 1,15). Пророк Иеремия (“Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя” – (Иер. 1,5). Апостол Павел говорит об избрании Богом от утробы матери (Гал. 1, 15).
В конце концов весь вопрос о крещении детей можно свести вот к чему: нужен ли детям Христос? Получается, детям протестантов Он не нужен? Если крещение – единственная дверь к Богу, получается, она закрыта для детей протестантов до совершеннолетия?
Протестанты приводят следующий контраргумент: Христос говорил: “Таковых есть Царствие Небесное”. Значит, дети автоматически принадлежат Богу. Но снова встает филологический вопрос: почему употреблено не “сих”, а “таковых”? Ответ – потому что в греческом языке “таковых” означает “подобие”. То есть люди ПОДОБНЫЕ детям наследуют Царствие Небесное. В Писании нет прямого указания на крещение детей? Но там также нет прямого указания на крещение женщин. “Крестите все народы” – это как? В древности вообще счет населения шел по “мужским головам”, женщины в количественный подсчет населения не входили. Или нужно считать, что в “народ” не входят дети? Но тогда как же быть с тем, что Ягве заключил Завет со ВСЕМ народом Израиля, включая детей?
В Деяниях апостолов мы читаем о крещении Стефана и “его дома”, общины самаритян, темничного сторожа и “всех домашних его”. Почему нельзя предположить, что в число “домашних” входили и дети? В Писании ведь нет подтверждения, что крестили только взрослых.
Протестанты обращают внимание на слова Павла: “Неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы” (1 Кор. 7,14). Говоря, что дети, таким образом, святы по рождению. Но тут сказано не только о детях, но и о супругах. Зачем тогда крестить мужа верующей жены или жену верующего мужа, если они уже освящены? Получается, тогда можно стать святым вообще без крещения? Почему бы тогда не наладить практику справок от верующего супруга: “де, верю, поэтому супруг мой автоматически свят” – печать, подпись.
Еще протестанты настаивают на буквальном понимании евангельский слов: “Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет” (Мк. 16,16). Нет веры – нет крещения. Но из этого следует вполне себе чудовищный вывод: все некрещенные младенцы попадают в ад, потому что не могут веровать.
И вообще – с какого возраста ребенок может веровать? Судя по ребятишкам нашего православного прихода, как раз случайно услышанная фраза “Бога нет” способна у них вызвать истинное недоумение. А ребятишки – маленькие, и трехлетки есть, которые уже показывают на икону Спасителя и, не выговаривая половины букв, гордо произносят: “Это Христос, наш Бог”. Ведь они – верят! Наверное, даже лучше будет сказать – знают. И по протестантской точке зрения – им к Христу доступ закрыт на основании юридической недееспособности.
И уже если говорить о древности традиции крещения детей. Православная церковь крестит детей с первых времен ее существования – и свидетельства тому есть. Ириней Лионский (умер в 202 году) – “Христос пришел спасти через Себя всех, – всех, говорю, которые возрождаются от Него для Бога – младенцев, отроков, юношей и старцев“.
Ориген (2-3 века, Александрия) – “Церковь получила от апостолов предание преподавать крещение младенцам“.
Карфагенский собор – 252 год – “Не должно нам никого устранять от крещения и благодати Бога, о всем милосердного, благого и снисходительного. Если этого надобно держаться по отношению ко всем, то особенно, как мы думаем, нужно соблюдать это по отношению к новорожденным младенцам, которые уже тем заслуживают преимущественно нашу помощь и милосердие Божие, что с самого начала своего рождения они своим плачем и слезами выражают одно моление“.
Наконец, Лютер был крещен в детстве и отказался “перекрещиваться”: “Что крещение детей Христу угодно, доказывается достаточно собственным деянием Его, именно, тем, что Бог из них многих святыми делает и Духа Святого им дал, кои таким образом крещены были, и ныне еще много тех, по коим видно, что они Духа Святого имеют, как по учению, так и по житию их; как и нам по милости Божией дано. Ежели не принимал бы Бог крещения детей, значит, во все времена до сего дня не было на земле христиан...” (цит. по лекциям Андрея Кураева).
Таким образом, мы достаточно увидели доказательств тому, что крещение детей было заповедано нам Самим Христом, а до Него – Самим Богом Отцом в Ветхом Завете. И даже если оставить все цитаты и ссылки на источники – разве сама душа родителя не воспротивится тому, что он сам будет во Христе, а его родной ребенок, самое дорогое, что у него есть, будет вне Церкви, вне Христа, вне Жизни Вечной? И каково будет даже представить, в самом страшном кошмаре, как это – потерять ребенка некрещеным? Каково это – не пустить ребенка к Христу при жизни чада?
Сразу оговорюсь: православие не принимает высказывание блаженного Августина о том, что некрещеные младенцы попадают в ад.
Приведу большую цитату из лекции профессора Московской Духовной академии А. И. Осипова:
Разве все дети, умершие до пришествия Христова, погибли? А младенцы наших предков до Крещения Руси – в геенне? Дети нехристианских народов – в аду? Нет, все они спасены Жертвой Христовой! Сам Господь сказал о некрещеных младенцах: «пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 19,14). Кто крестил младенцев, убитых Иродом в Вифлееме, ветхозаветных праведников, благоразумного разбойника, апостолов, саму Божию Матерь, многих мучеников, и каким, интересно, чином: погружением, обливанием, окроплением? Неужели не понятно, что крещение, как и все таинства, являются церковными священнодействиями, совершаемыми человеком, а дар благодати таинства дает Господь, когда видит душу, способную принять этот Дар? Таинства это не пропуск, без которого нельзя войти в жизнь вечную, а лишь действенные средства помощи человеку на пути к спасению. Потому все усопшие младенцы спасутся, «ибо таковых есть Царство Небесное».
Для подтверждения мысли о блаженной загробной жизни некрещеных детей приведу несколько авторитетных высказываний Отцов.
Святитель Григорий Богослов писал: младенцы “… не принявшие крещения не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя и не запечатлены, однако же и не худы”. Что значит ни прославлены? Не войдут в Царство Божие? – Ничего подобного. Слова святителя Григория легко понять на примере воюющей армии. Каким воинам воздается слава, кто награждается? Те, которые проявили наибольшее мужество, героизм. Прочие же, как не совершившие подобных подвигов, естественно, не получают таких наград и славы. Но они разве наказываются?! Свт. Григорий так и продолжает свою мысль: «Ибо не всякий… недостойный чести достоин уже наказания”. Вот о чем говорят его слова. В них нет и мысли о том, что не принявшие крещения будут лишены Царства Божия.
Современник свт. Григория Богослова преп. Ефрем Сирин высказывает даже убежденность, что умершие младенцы будут выше святых. При этом он даже не упоминает о том, крещены они или нет.
«Хвала Тебе, Боже наш, из уст грудных младенцев и детей, которые, как чистые агнцы в Эдеме, упитываются в Царстве! По сказанному Духом Святым (Иезек. 34, 14), пасутся они среди дерев, и Архангел Гавриил – пастырь сих стад. Выше и прекраснее степень их, нежели девственников и святых; они – чада Божии, питомцы Духа Святого. Они – сообщники горних, друзья сынов света, обитатели чистой земли, далекие от земли проклятий. В тот день, когда услышат они глас Сына Божия, возрадуются и возвеселятся кости их, преклонит главу свою свобода, которая не успела еще возмутить дух их. Кратки были дни их на земле; но блюдется жизнь им в Эдеме; и родителям их всего желательнее приблизиться к их обителям».
Брат святителя Василия Великого святитель Григорий Нисский в специальной работе под названием «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью» прямо утверждает, что младенцам, как не совершившим никакого зла, ничто не препятствует быть причастниками Света Божия. Вот как он говорит: «Не искусившийся же во зле младенец, поскольку душевным очам его никакая болезнь не препятствует в причастии Света, пребывает в естественном состоянии, не имея нужды в очищении к восстановлению здравия, потому что в начале не приял в душу болезни».
Замечательно писал о некрещеных детях святитель Феофан Затворник:
«А дети – все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставлять Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездна!».
Известный своей подвижнической жизнью иеромонах Арсений Афонский (XIX в.), будучи спрошен об участи некрещеных младенцев, отвечал:
«Касательно младенцев, о коих просят Вас узнать от нас, можно сказать то, что получившие св. Крещение будут радоваться и блаженствовать на небеси во веки, хотя бы кончину получили и нечаянную. Равно не следует отвергать и тех младенцев, которые родились мертвыми или не успели быть окрещены: они не виноваты, что не получили св. Крещения, а у Отца Небесного обители многи суть, в числе коих есть, конечно, и такие, в которых и таковые младенцы будут покоиться за веру и благочестие верных родителей своих, хотя сами, по неиспытанным судьбам Божиим, и не получили св. Крещения. Так думать не противно религии, о чем свидетельствуют и святые Отцы в Синаксаре в субботу мясопустную. Молиться за них родители могут с верою в милосердие Божие».
Ссылки некоторых на блаженного Августина, утверждавшего, что некрещеные младенцы погибнут, не выдерживает никакой критики: ни один из святых Отцов, по крайней мере – восточных, никогда не высказывал подобной мысли. И лишь пόзднее католическое богословие, взяв на вооружение «августинизм», «канонизировало» это заблуждение. Оно, вопреки учению святых Отцов Церкви, усвоено, к сожалению, и некоторыми нашими современными «учителями».
Но одно дело – когда ребенок умер некрещеным – из-за случайности, отсутствия времени, каких-то непреодолимых обстоятельств. Но другое – когда его сознательно не крестили, “потому что он и так святой” или “потому что он еще не может правильно верить”. Не страшно потом будет с этим жить? И отвечать потом Христу на вопрос, почему же ты, именно ты, не пустил ребенка к Нему, нарушив Его же заповедь не препятствовать детям приходить к Нему?
(Продолжение следует)