Режиссер: Майкл Эптид
В ролях: Джорджи Хенли, Скандар Кейнс, Бен Барнс, Уилл Поултер, Гари Свит, Терри Норрис, Брюс Спенс, Билли Браун, Лаура Брент, Колин Муди
Эдмунд, Люси, их кузен Юстас и король Каспиан отплывают на корабле «Покоритель Зари» на поиски друзей отца Каспиана — семи лордов: Ревелиана, Берна, Аргоза, Мавроморна, Октезиана, Рестимара и Рупа, изгнанных во время недолгого правления тирана Мираза.
В продолжении “Хроник Нарнии” сменился режиссер – Эндрю Адамсон снял первые два фильма, новую серию снял Майкл Эптид.
“Покоритель Зари” – моя самая любимая книга “Хроник Нарнии”, поэтому ждала я этого фильма с особым трепетом. Вот дождалась – отчитываюсь.
Клайв Льюис – христианин, а “Хроники” – это проповедь христианства для англичан. Это не я придумала, это просто факт. Специфика англиканства такова, что очень многие английские писатели придумывали романы, чтобы познакомить англичан с учением Христа. Толкин создал целый мир – чтобы рассказать англичанам о Боге, Льюис создал Нарнию с той же целью. Читающий “Хроники” знакомится с Библией, с сотворением мира, с жертвой Христовой, с последними днями мира Нарнии. Это совершенно отчетливо прослеживается даже человеком, который очень поверхностно знаком с христианством.
Кино во-первых, “Хроники” кастрировало – первая книга экранизована не была, третью книгу тоже постигла та же участь. А во-вторых, кино кастрировало и задумку Льюиса. И если в первых двух фильмах христианство еще как-то могло быть узнано – но уже теми, кто исповедует эту религию, то в третьем фильме – “Покоритель зари” сменившийся режиссер понес полнейшую отсебятину.
Продюсеры должны были совершенно обезуметь, чтобы отдать Эптиду эту часть “Хроник” – доказательства этого вы, собственно, и увидите. Особенно если читали книгу. Это даже не “по мотивам”, это наглое измывательство над тектом, где ради каких-то идиотских голливудских штампов весь текст был извращен вдоль и поперек. Я, которая как раз сейчас читает ребенку эту часть “Хроник”, с выпученными глазами смотрела на экран, пытаясь вспомнить, где в тексте был хотя бы намек на происходящее. Из пары абзацев режиссер слепил ОСНОВНУЮ ИДЕЮ фильма (момент с темным островом, где сбывались сны), причем уже сама идея снов была выкинута и заменена идеей острова с ядовито-зеленым дымом, из которого появлялась Белая Колдунья и который требовал жертвоприношения нарнийцев, которые на лодках в целости и сохранности обнаружились по исчезновении острова. НА ФИГА тогда острову нужны были эти люди? Режиссерыч себе вопроса не задавал? Логика повествования где?
Я уже молчу о том, что цель путешествия была подменена, я молчу о том, что из христианской идеи режиссерычем была вылеплена очевидно магическая – герои должны были принести семь мечей на стол Аслана, а стол Аслана – это ведь не больше и не меньше, как стол Тайной Вечери. Зачем на этом столе семь мечей, из которых в финале забил мощный прожектор, который победил гадкий зеленый дым? Я молчу о том, что из очень серьезных идей (скажем, борьбы Люси с самой собой над книгой заклинаний) режиссер вылепил фарс с элементами психоанализа. Я молчу, что Эдмунд и Каспиан превратились в конченных невротиков, озабоченных идеей кто из них круче. Я молчу, что из идеи перевоспитания Юстэса сделали голливудскую розовую водичку с тонной слюней. Я молчу, что идея фильма стала квестовой – найди семь лордов и собери у них семь мечей.
Но что делать с душераздирающей речью Каспиана в стиле “вставайте, нарнийцы, отступать некуда, позади – родина”? Что делать с начинающимися и обрывающимися сюжетами? С полностью проигнорированными сюжетами? С тем, что ровно половину книги вообще выкинули за ненадобностью, зато потратили хренову кучу времени на рефлексии персонажей и невменяемые сцены борьбы с монстрами в стиле Гарри Поттера (ну морской змей – это почти полностью слизанный василиск, его даже убил Эдмунд так же, как и Гарри Поттер). Что делать с Каспианом, который превратился из благородного принца в чокнутого мачо с бородкой? Что делать с Люси, которая слоняется по фильму с “обворожительной” улыбкой почти все экранное время? Что делать с Асланом, который являлся в фильме пару раз на несколько секунд, да и то – один раз, чтобы провести с Люси сеанс зеркального психоанализа?
Что со всем этим делать?
И что делать с заключительной частью, которая настолько проникнута христианскими идеями, что придется либо все это дело принимать и снимать, либо кромсать книгу еще более безжалостно? Потому что финал “Хроник” можно принять только и исключительно если ты христианин. Если нет – то человека ждет совершенный ступор. И я не знаю, как Голливуд справится с этим финалом – честно.
Лично я – не знаю. Я очень, ОЧЕНЬ разочарована – да Джексон с его “Властелином колец” просто гениально поработал с текстом по сравнению с тем, что натворил Майкл Эптид! Я уже молчу о том, какие прекрасные фильмы снял Адамсон по двум предудыщим книгам. Лучше бы он остался режиссером до конца. А так – страшное разочарование.
Хотя те, кто с текстом не знакомы, могут на ура принять все войнушки-побивушки со спецэффектами. Но мой настоятельный совет – читайте оригинал. Эта книга – из серии MUST.
Ирина, может хоть это вас утешит?
http://sahajayogalive.wordpress.com/2008/06/05/narnia/
Спасибо, Владимир 🙂