Есть ли у человека рудиментарные органы?

Недавно случилось мне говорить про эволюцию в контексте развития человеческого тела, разговор зашел о рудиментарных органах… Собеседник вывалил мне кучу аргументов про то, сколько у нас остаточных явлений, роднящих нас с животными. Поскольку я несколько раз натыкалась на информацию о том, что у человека нет рудиментарных органов, решила вот поделиться информацией тут, на блоге. Может быть, кому-то пригодится…

Нас еще со школьной скамьи учили, что мы были животными, и доказательствами тому служат наши “рудиментарные органы” типа копчика, аппендикса, миндалин и так далее. Школьники свято верят учебникам, усваивая эти знания и считая их неоспоримыми. Но давайте посмотрим, что нам говорит наука, которая не стоит не месте в отличие от школьных учебников.

Жил да был во Франции доктор Гленар, который решил, что наши органы пищеварения, образовавшиеся еще в то время, когда, якобы, человек ходил на четырех лапах, “плохо лежат” в нашем теле. Поэтому, когда пациенты доктора жаловались на плохое пищеварение, доктор, который до этого времени пока только теоретизировал, решил хирургическим путем уложить органы правильно и решить все проблемы пациентов при помощи скальпеля и своих идей.

После операции проблемы пациентов усугублялись, но бодрый хирург успел заразить “исправлением недочетов природы” многих своих коллег. В ХХ веке хирурги носились с идеей того, что мы стареем, хиреем и болеем оттого, что в нашей слепой кишке гниют какие-то опасные бактерии, в прямом смысле отравляющие нам жизнь. Даже нобелиант Мечников считал, что наша цивилизованная жизнь и организм, доставшийся нам от предков, – плохо совместимые вещи. Англичанин Уильям Лэйн, вдохновленный авторитетом Мечникова, решил снова взмахнуть скальпелем – и помочь человеку жить цивилизованно и на уровне тела.

Сначала Лэйн соединял слепую кишку с толстым кишечником, чтобы гнилостные бактерии, как бы это помягче сказать, быстренько и организованно направлялись на выход. Потом почему-то Лэйн решил, что если удалить толстую кишку, то можно вылечить не только язву двенадцатиперстной кишки, но и шизофрению (??? – И.А.) Лэйн провел более тысячи таких операций (бедные пациенты!), и ни его, ни его последователей не останавливали гекатомбы умерших после таких экспериментов. Только в тридцатых годах ученые начали выступать с критикой Лэйна, его учителя Мечникова и других врачей, которые непокладая скальпелей работали заместителями природы по коррекции человеческого тела. Но пока, пардон, в прямом смысле не умерли все последователи этой школы, критические статьи и растущее кладбище жертв не останавливали прикладной хирургии.

Но все это детский лепет по сравнению с увлеченным иссечением остальных рудиментарных органов. В ХХ веке список рудиментарных органов был очень длинным. Можете не верить, но туда входили около 180 органов и структур. К ним, в частности, относили такие жизненно важные анатомические структуры как тимус (вилочковая железа), эпифиз (шишковидная железа), миндалины, коленные мениски. По словам профессора Дэвида Ментона, если ученым того времени не удавалось определить функцию органа в организме, его считали «рудиментом». «Поэтому не удивительно, – подчеркивает профессор Ментон, – что с ростом научных знаний и исследований список таких органов становился все меньше и меньше». В настоящее время, как считают многие ученые, этот список пора полностью упразднить.

Ролью “рудиментарных органов” занимались профессор Джерри Бергман и доктор Джордж Хоув. «Ученые обнаружили, что большинство из так называемых «рудиментов» выполняют даже не одну, а несколько важных функций. Некоторые из них вступают в работу только в определенные моменты жизни организма, например в критических ситуациях, некоторые работают только на определенных стадиях развития организма”, – пишут они.

Например, полулунная складка в углу глаза человека, которую считали остатками мигательного века, как у птиц или рептилий, на самом деле обслуживается у человека и птиц с рептилиями разными нервами, следовательно, никакой это не рудиментарный орган, и следовательно, она несет в себе иную функцию, не связанную с остатками третьего века. То, что полулунная складка – не рудиментарный орган, начали подозревать еще в 20 годах ХХ века, но это так и не попало в учебники биологии.

Но полулунная складка не особенно интересовала хирургов, в этом плане самым популярным органом был копчик. Уж сколько раз писали про то, что это – остаточный хвост, даже картинки рисовали про то, что дескать так выглядела человекообразная обезъяна с хвостом, а так – она выглядела став человеком без хвоста. И сколько несчастных копчиков было по этому поводу иссечено – тонны! Однако исследования показали, что копчик служит важным местом прикрепления определенных тазовых мышц: три–пять маленьких копчиковых косточек, без сомнения, являются частью большой опорной системы, состоящей из костей, связок, хрящей, мышц и сухожилий. Если бы копчика и связанной с ним мышечной системы не существовало, людям понадобилась бы принципиально другая система поддержки внутренних органов. И те, кому копчик удалили, получили столько проблем, что врачи нашего времени уже больше не заикаются о том, что копчик – это рудиментарный хвост.

То же самое и с аппендиксом, который, как выяснилось, играет очень важную роль в имунной системе человека. Широко известен тот факт, что аппендикс состоит из лимфатической ткани, поэтому он помогает организму человека бороться с инфекциями, особенно в первые годы жизни. Исследователи отмечают, что расположение аппендикса около соединения тонкой и толстой кишок защищает тонкую кишку от бактерий, населяющих слепую кишку. И, наконец, совершенно невозможно проследить эволюционной линии, в которой бы этот орган постепенно утрачивал бы свое значение: аппендикс встречается и у плотоядных, и у всеядных животных.

Никакие не рудименты и миндалины с аденоидами. Лишь со временем выяснилось, что миндалины необходимы растущему организму для того, чтобы содействовать запуску защитного механизма, производящего антитела, которые очищают организм от инфекции. Когда такой механизм уже запущен, миндалины уменьшаются почти до полного исчезновения, как это имеет место у взрослых. Тогда их функции принимают на себя другие органы. Исследовать Вильямс высказывает общее мнение врачей, что удаление миндалин оправдано только в том случае, если миндалины сами становятся постоянным очагом инфекции вместо того, чтобы защищать организм.

И исследователи уже знают результаты печально известной традиции удалять у детей “на всякий случай” миндалины и аденоиды. Такая практика была и в Америке, и в Союзе. Статистика очень печальна – кроме роста простуд и иных заболеваний, которые связаны с инфицированием дыхательных путей, есть и другая статистика – сколько других болезней получали те, кто подвергся хирургическому вмешательству без причины (врачи изучали именно случаи удаления миндалин, аденоид и аппендикса “на всякий случай”, а не по медицинским показаниям).

Даже мышцы, которые позволяют некоторым людям двигать ушами, больше не считаются рудиментарными. Они помогают более насыщенному кровообращению и помогают избежать обморожения наружного уха.

В человеческом теле нужно все. Поэтому все дарвинистские причитания по этому поводу лучше оставить. Я не против эволюционизма, но я совершенно против того, чтобы устаревшие факты использовать как подтверждение этой теории. Кроме того, давайте посмотрим правде в глаза – сколько людей погибло и стало больными от увлеченности врачей этой теорией?

Leave a Comment