"Понедельник начинается в субботу" – роман братьев Стругацких в свете моего крайне субъективного восприятия.


Вообще-то я читаю братьев Стругацких только по принуждению. “Понедельник… ” – не исключение. Посмотрев пару дней назад в сто пятидесятый раз “Чародеев”, решилась, наконец, прочесть, по какому-такому роману братьев Стругацких снят этот фильм. Прочла… Отписываюсь…

Вообще Стругацких мне жаль: в отечественном кинематографе у них одна роль – переписывателей собственных текстов. Их “Сталкер” не имеет ничего общего со сценарием “Сталкера”, которого они писали для Тарковского. Их “Чародеи” не имеют ничего общего с “Понедельником”. “Обитаемому острову” досталось поменьше, но все же… Я вот еще “Гадких лебедей не прочла”, любопытственно будет сравнить с фильмом. А уж “Трудно быть богом” – так это вообще мечта идиотки. Посмотреть, что с романом сделает его современная версия, которая еще не доснята. И как Румату отыграет Ярмольник (уж кого не могла представить в этой роли!)

Но вернемся к “Понедельнику…” Как по мне – так “Чародеи” – великолепнейший и интереснейший фильм по сравнению с романом-оригиналом. Просто бриллиант. Потому что роман – хотя я принадлежу к тому поколению, которое еще знает, что такое БЭСМ (сие, дорогие мои молодые читатели, – ни что иное, как Большая Электронная Счетная Машина и знаю я о ней, потому что в юности читала фантастику) – это шестидесятническая сатира физиков на тему жизни ученых. Лирики в романе не появляются, поэтому юмор у него – очень и очень своеобразный. И следовательно, мало того, что эта сатира будет малопонятна среднему читателю, так она еще оперирует реалиями, которая нынешним двадцатилетним (и даже тридцатилетним) будут знакомы так же, как и эта самая БЭСМ.

Читая Стругацких, которых я определенно не перевариваю за абсолютно и неисправимо картонный русский язык, лишний раз убеждаюсь, что они – мастера генерации идей, которые сами потом и утаптывают в навоз…

Вот и в “Понедельнике…” сама идея попадания современного молодого человека в мир магии – великолепна. Но ее реализация – это нечто абсолютно неудоваримое даже с учетом времени написания романа (1965 год). Фантастическая составляющая, которая легла в основу главного финта – существование организмов, которые движутся не вдоль потока времени, а обратно (их авторы называют контрамотами), и соответствующие попытки сосуществования и общения с этими организмами – тоже великолепна сама по себе. В плане ее реализации – все снова утоптано и утрамбовано в дуст.

И то, что могло бы быть отчаянно смешным – склеротический кот с цепи златой и остальные сказочные персонажи, которые водились в НИИЧАВО (который в фильме “Чародеи” стал НУИНУ”), эффект восприятия ученым мира сказки, возможные приключения в нем – все это только намечено. Но не развито так, чтобы быть смешным вне зависимости от коньюнктуры времени.

А чего стоит идея путешествия на машине времени вдоль ОПИСЫВАЕМОГО будущего! Впрочем, именно эта идея развита наиболее остроумно (особенно смешно будет тем, кто читал советскую фантастику из-под пера Ефремова, Велтистова или Казанцева).

Кстати, героями романа стали и существовавшие товарищи (вроде пародии на великого академика всех времен и народов, любимца товарища Сталина Трофима Лысенко, выведенного в омерзительном герое по имени Выбегалло), и товарищи сказочные, и товарищи мифические. Я и не знала, что Стругацкие были такими хулиганистыми атеистами – некоторые места вызывали у меня кислое ощущение, потому что авторы… ну да ладно, время такое, хрущевские гонения на церковь, но зачем же так откровенно выслуживаться-то?

В общем, идеи в чистом виде – занимательные, форма как всегда подкачала. Начиная от упомянутого уже мной русского языка и заканчивая развитием этих самых идей, которые в массе своей оканчивались грандиозным пшиком.

А в общем и целом роман совершенно шестидесятнический – с активным копошением героев на благо науки,с пропагандируемым главным идеалом: трудом во имя человечества (кстати, название, по рассказу Бориса Стругацкого, произошло вот откуда: в начале 1960-х годов его хорошая знакомая Н. А. Свенцицкая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме Книги продаётся новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Придуманное ею название понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии они использовали его для своей повести). Герои романа, ученые НИИЧАВО, ненавидят выходные и трудятся всегда. А если не трудятся, их магические способности отмирают (кстати, маги у Стругацких – это новый виток развития человечества, типа нынешних индиго) и уши поростают шерстью (наверное, это должно быть смешно). Даже новый год никто не отмечает, а все работают по призванию, а не по принуждению…

В фильм “Чародеи” не попало практически ничего из романа. Только имя персонажа Золотухина (Киврин), идея института магии и волшебства и фамилия Камнеедов, который в романе КамнОедов. На этом все.

И последнее, если говорить о фильме. Для меня полным шоком было узнать, что песню “Три белых коня” поет ЛАРИСА ДОЛИНА!!! Но поет… Чего женщина с голосом могла делать! А песнб про ведьму речку и про загадку в женщине поет в фильме Ирина Отиева. Ее я тоже не узнавала, пока не прочла о саунд-треке к фильму. Чудеса да и только! Особенно о Долиной и ее писклявом детском голоске в “трех белых конях”.

9 thoughts on “"Понедельник начинается в субботу" – роман братьев Стругацких в свете моего крайне субъективного восприятия.”

  1. Мдя… Полуэкт Полуэктович…
    Вот зря вы так. Мнение действительно ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНОЕ 🙁
    Стругацких я люблю. Да, сценарии пишутся фигово, но вот сами книги мне всегда доставляли. А “понедельник”, вообще, запомнился мне, как одна из самых смешных книжек. Кстати, мне пока всего 30 и я не варилась в “том” кругу, но юмор поняла 😉
    А фильм “Чародеи”, извиняюсь, по моему ОЧЕНЬ СУБЪЕКТИВНОМУ мнению – кусок низкосортного барахла, в котором, кроме песен, и ценить-то нечего. Кривляющийся Фарада, оглупленные, до полной потери логики, герои… Но я сперва книжку читала, а потом уже на кино напоролась 🙂
    Мне кажется, часть вашего неприятия Стругацких, основана на непризнании ими религии, порой, даже высмеивании… И, знаете, больше всего меня удивил ваш комментарий о том, что они кому-то выслуживались. Вот уж чего я за ними никогда не замечала… Атеистами они были не для выслуги, а по призванию.

    Reply
  2. Аня, спасибо за комментарий! Я сразу предупредила, что мнение очень субъективное. Но Стругацкие мне не нравились никогда – даже до того, как я стала воцерковляться. Так что тут неприятие основано не на атеизме, это совершенно точно. Атеизм явился еще одним штрихом – не более.
    Впервые я прочла рассказ Стругацких (не спрашивайте, как он назывался, это было больше 20 лет назад, не помню) в журнале “Юность”. Уже тогда это имя было популярным, уже тогда я обожала фантастику – но не понравилось абсолютно. Ладно, спишем на подростковую незрелость. Но теперь-то я не подросток… Домучиваю вот “Гадких лебедей”. Именно домучиваю – потому что читается с огромным трудом, принуждаю себя не прибегать к чтению по косой. Уж очень тянет бросить вообще и не насиловать себя… Но дочитаю из вредности 🙂
    Первая претензия у меня к языку… У Стругацких язык пресен, как маца… И ведь это не переводная литература, это оригиналы! Вторая претензия – это огромное количество интереснейших идей, которые просто пропадают в никуда, они гаснут без развития, их на любую книгу много, но все провисает и в результате стреляет холостыми пшиками.
    А еще – мне хочется прочесть, что думают авторы по поводу выдвигаемых идей. Устами героя, своими устами в виде каких-то отступлений. Что я сама по этому поводу думаю, я знаю, но у авторов – что?
    Вот короткий список претензий. Но кстати, фильм “Чародеи” писался по сценарию Стругацких. Так что в какой-то мере они приложили к нему руку. И его действительно во многом делают песни – и великолепные актеры. Боюсь, если бы его поставили в наше время, это была бы катастрофа. Какая-нибудь Анна Семенович в роли Аленушки и Безруков в роли Иванушки… Брррр….

    Reply
  3. Ну, дело вкуса 🙂
    Хотя, “гадких лебедей” я тоже с трудом дочитала… или бросила? Вот уж запамятовала. Но “трудно быть богом” совсем по-другому читается. И идеи неплохие и не помню, чтобы “провисало”.
    Да я к чему, собсно, ну не понравилось и ладно. Просто, статья у вас вышла очень уж ругательная, а мне за них обидно стало. Тем более, что “понедельник”, как я уже писала, я очень нежно люблю. Одна сцена с бутербродом чего стоит 🙂

    Reply
  4. Ань, еще раз Вам спасибо – мне всегда очень интересно читать комментарии к моим измышлизмам 🙂 Обещаю, что “Трудно быть богом” перечитаю… Может, получится по-другому взглянуть – и тогда я честно переменю точку зрения. “Гадкие лебеди” идут с таким скрипом, что только на злости и дочитываю 🙂

    Reply
  5. Насколько все же разное восприятие у людей… Для меня Стругацкие – это совершенно потрясающий мир. От некоторых вещей кружится голова – настолько они умеют одним маленьким штришком, одной фразой перевернуть всё, выбить меня из привычной колеи и ощутить “нечто”… Я не о ранних романах, конечно. Но вот “Понедельник…” я никогда не воспринимала как некий юморной текст, где надо смеяться над волосатыми ушами. А уж продолжение, “Сказка о тройке”, и вовсе вещь очень жесткая.
    Вот “Пикник на обочине” я поначалу очень поверхностно читала. И только благодаря фильму прониклась. Слились они у меня как-то и создали единый образ…
    А “Жук в муравейнике”? А “Отягощенные злом”? Там можно – и даже нужно – не соглашаться с очень многим… но сколько же мыслей при этом начинает ворочаться в голове! А про нашествие марсиан?
    НЕт, Ириш, Стругацкие – это не просто НФ. Жюльверновщина – это для нашей культуры простовато будет. Они – о людях. О выборе. О боли…
    Во всяком случае, для меня….

    Reply
  6. А “Страна багровых туч”, “Путь на Амальтею”??? Жаль, что Вы не прочувствовали Стругацких. Я их долго не воспринимала, а год назад перечитала полностью и меня захватил их мир.

    Reply
  7. Мне вас жалко… видать, вы совсем Стругацких не читали. Где у них пресный язык? Вы о чем вообще? Какие идеи провисают?

    Reply
    • Грустно – Илья, ну пожалейте меня, сирую. Мне ДО СИХ ПОР не нравятся Стругацкие. Хотя я не оставила попытки их читать. Вы, наверное, молодой еще, если так категорично судите обо мне 🙂 Ничего, с возрастом начинаешь терпимее относиться к чужим вкусам.

      Reply
  8. Да у них фантазия просто зашкаливает. После их книг столько мыслей. А сравнивать такой ширпотреб как “Чародеи” с “Понедельником” – это просто некорректно. Да чтобы “Понедельник” прочитать, нужно столько всего знать, бытт физиком и лириком одновременно

    Reply

Leave a Comment