Гостья из будущего – о Нийе, Полине и актрисе Елене Метелкиной

У нас в семейке Адамсов случился вечер ностальгии: мы посмотрели незабвенный сериал нашего детства “Гостья из будущего”. По ходу узнала, что Адамса в свое время тоже покорила Алиса. А меня и тогда и теперь покорила Полина, хоть и появилась она на экране всего ничего, в общей сложности и десяти минут экранного времени не наберется. Но я решила узнать, что сталось с Еленой Метелкиной в будущем, как сложилась ее жизнь… Честно говоря, даже расстроилась… Но обо всем по-порядку…

Елена Владимировна Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве. Среди своих сверстников девочка с раннего детства выделялась необычной внешностью, хрупкостью, лебединой шеей, огромными глазами, смотревшими на мир с чистой и застенчивой улыбкой. Лена была нелюдимой, мечтательной, и потому шумным компаниям и детским играм предпочитала уединение и постоянное чтение книг. У неё не было друзей. Её единственными друзьями детства были книги. Она была не такой, как все. Среди коллектива подобное определение порой может означать едва не приговор.

Окончив школу, Лена выбрала скромную и незаметную профессию библиотекаря. Но на глазах происходило чудо, из вчерашней худощавой, нескладной школьницы в огромных очках Елена превращалась в очаровательную женщину, в создание воистину неземное. Необычайная внешность Елены, раньше вызывавшая удивление, неприятие и даже насмешки, теперь вызывала восхищение и зависть, и вполне закономерно привлекла внимание дизайнеров моделей одежды. Так Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей. Но когда в 1973 году она успела в считанные секунды промелькнуть в эпизоде лирической кинокомедии «Берега» режиссёра Екатерины Сташевской, она не думала ни о какой славе и известности, тем более о славе кинематографической. Среди стайки подружек, пытающихся привлечь внимание молодого офицера, её героиня, не произносящая в кадре ни единого слова, выделяется не столько внешностью, сколько глазами, смотрящими с экрана с робким, почти затаённым восторгом. Год 1976 стал переломным в жизни Елены. Она вышла на подиум главного магазина страны – ГУМа, вскоре став там одной из ведущих демонстраторов одежды. Елена считалась очень перспективной моделью, и во второй половине 1970-х годов блистала не только на показах ГУМа. Её фото украшали обложки и страницы модных журналов и альбомов, издаваемых в Москве, Риге и других городах. Даже Запад, со своей поставленной на поток индустрией моды, мечтал о Елене. Хотя стоит признать, что профессия демонстратора одежды, или, в просторечии, манекенщицы, тогда считалась малопрестижной, едва ли не неприличной. Елену знали по показам и журналам, но мало кому было известно её имя. Но никто, даже она сама, ещё не подозревал, что самое главное в её жизни событие ещё впереди. Совпадение, как известно, высшее проявление закономерности.

В те же самые годы в Советском Союзе вышла на экраны научно-фантастическая кинодилогия известного кинорежиссёра Ричарда Викторова: «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной». Мастерство режиссёра (впервые в своём творчестве обратившегося к научной фантастике), серьёзность подхода к специфике жанра, добротность литературного материала, тщательность подхода не только к художественной, но и к технической стороне создали в этих фильмах свою, неповторимую атмосферу. Не похожую ни на западные безжалостные и бессюжетные фантастические боевики с суперменами, космическими войнами и пришельцами-монстрами, ни на напыщенное «светлое коммунистическое завтра» «Туманности Андромеды», больше напоминающее то ли всеобщий откат к эллинизму, то ли поголовное обращение человечества в восточный мистицизм, ни на угрюмую серьезность и замкнутость «Соляриса». Оба фильма имели колоссальный успех. У касс выстраивались длинные очереди, в которых наравне с детьми стояли взрослые. Но Ричард Николаевич мечтал о расширении сферы кинофантастики в советском киноискусстве, хотел сделать фантастику не самоцелью, но средствами фантастики говорить о более сложных, насущных проблемах, в том числе и о тех, которые появятся в будущем.

В 1978 году он говорил: «Сегодня молодежь не удовлетворяется просто сказками, ее интересует, что будет с миром завтра, и кинофантастика призвана говорить об этом. Проблема и в том, что человек чувствует малые размеры Земли, ее непрочность. А многие прогнозы будущего человечества не всегда оптимистичны. И фантастика обретает поэтому особенно важное звучание».
В том же году Ричард Викторов приступил к работе над новым фильмом, получившим название «Через тернии к звездам». Соавтором сценария нового фантастического фильма стал известный, а может быть, и лучший советский писатель-фантаст Кир Булычев. Будущий фильм прежде всего затрагивал традиционную и никогда не устаревающую тему контакта с внеземной жизнью. Гений Кира Булычёва создал неповторимый центральный образ не традиционного всесильного пришельца, прилетевшего а «летающей тарелке» учить грешных землян космическому уму-разуму, а хрупкую, одинокую беззащитную девушку, появившуюся на свет из пробирки («in vitro») и саму нуждающуюся в помощи, найденную в глубинах вселенной земными космонавтами и доставленную ими на нашу планету. Но возникла проблема: кто сможет воплотить этот образ на экране? Нужна была в прямом, а не в переносном смысле неземная красота.

Художник-постановщик фильма Константин Загорский в образе инопланетянки изобразил «портрет» тонкой, хрупкой девушки абсолютно пропорциональное сложение, длинная шея, маленькая лысая голова, красивое, но необычное лицо, огромные глаза и, что немаловажно, почти без половых признаков. Как тут не вспомнить слова преподобного Максима Грека: «…премудрый Создатель имел ввиду умножение нашего рода другим каким-либо способом, более высоким и превышающим ум человеческий способом, приличным существу, созданным по образу и подобию Божию…» Поиски главной героини продолжались долго и мучительно. Даже в газете «Московский комсомолец» была опубликована заметка-объявление: «Вы знаете инопланетянку?» Пока ассистенты режиссёра, просматривая журнал мод, случайно не нашли фотографию Елены, сразу узнав в ней нарисованную инопланетянку. Прочтя сценарий, Лена почувствовала, что должна будет сыграть саму себя. Что с неё не только «заочно» срисован эскиз, вся роль списана с её жизни… И, чтобы сыграть её, не имея кинематографического опыта, она решила просто полностью довериться режиссёру.

«Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – вспоминала потом Елена. «Актриса внешне сдержанна, но внутренне кипит, вся в порыве, динамике. Ее необычная внешность тотчас приковывает к себе внимание, ее поведение в кадре удивительно гармонично и естественно», – писалось в одной из газетных рецензий на четвёртый день после выхода фильма на экраны Москвы. Необычная внешность Елены, её видимая и не всем понятная неземная красота и своеобразная пластика, её глаза, способные вместить всё, от нежной и робкой любви до пугающей космической бездны, ее старательное следование замыслам режиссёра и сценариста, ее внутренний мир, который не раскроешь на подиуме, позволили показать на экране истинное воплощение представлений о неземном существе. Сделать то, чего по сей день невозможно добиться никакими многомиллионными спецэффектами. Елену с полным правом можно назвать одним из авторов фильма, ибо Нийя в исполнении любой другой актрисы, пусть даже красивой и гениальной, всё равно осталась бы актрисой, играющей роль. Что во многом свело бы на нет замысел, талант и усилия сценариста и режиссёра, да и само восприятие фильма. Не будем останавливаться на сюжете и художественных достоинствах самого фильма, у каждого, кто его видел, он оставляет яркое, незабываемое впечатление. Но всё же хотелось бы в очередной раз сделать отступление.

Научная фантастика по своей природе всегда была подчёркнуто безбожна. Да и фильм, фантастический или реалистический, с прямым призывом к Богу в то время не только бы не вышел на экраны, его просто не позволили бы снять. Следовательно, приходилось говорить иносказательно, начинать издалека, например, в образе инопланетного показывая неземное. А когда это неземное на глазах по собственной воле вочеловечивается, то невольно вспомнишь и задумаешься: а ведь и сам человек в принципе есть явление неземное и сверхъестественное, сотворённое по образу и подобию… Фильм «Через тернии к звёздам» вышел на экраны Москвы в день 20-летия полёта Гагарина, 12 апреля 1981 года, в тот же день окупив затраты на его съёмки. Всего за год кинодилогия Ричарда Викторова собрала 20 500 000 зрителей. А никому прежде не известная Елена Метёлкина заняла четвертое место в списке наиболее популярных актёров года, опередив даже самого Иннокентия Смоктуновского. Не говоря о том, что актёрская традиция высшим признанием считает отождествление зрителем актёра с его персонажем. …В 1980 году, во время съёмок в Крыму, Елена повстречала человека из Запорожья. Для неё это была настоящая любовь. Для него всего лишь даровая возможность получить квартиру в Москве и московскую прописку. Сын Елены – Александр родился в 1982 году уже после того, как брак был признан недействительным… В 1982 году, на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль. В том же году создателям фильма «Через тернии к звёздам» была присуждена государственная премия СССР, однако Елены в числе награждённых не было. Кинематографисты восхищались ею, но сниматься не приглашали. За Еленой укрепился образ «инопланетянки», но фантастических фильмов тогда почти не снимали.

Только в 1984 году Елена исполнила роль Полины – сотрудницы Института Времени в детском телевизионном фильме «Гостья из будущего», поставленном режиссёром Павлом Арсеновым по повести Кира Булычёва. Писатель исключительно ради Елены вместо Николая Николаевича ввёл в сценарий образ Полины. Несмотря на фантастичность сюжета, Полина во многом неожиданна. Это уже не испуганная и одинокая девушка из пробирки. За очарованием, женственностью и хрупкостью, мягким, никогда не повышающимся голосом стоит сложный, жёсткий характер, сила которого видна и в быстрой, решительной и изящной походке, и иногда в холодном, проницательном, подчёркнуто прямом взгляде. Только во всём остаётся нечто от иного мира, пусть не иного пространства, так иного времени. Можно сказать, что и Полина во многом списана с Лены, успевшей не только выдержать испытание славой, но и познать на себе зависть, подлость, предательство. Став только сильнее. Никогда не сетуя на пережитое, но воспринимая его как должное: Господь не даёт не по силам креста.

В том же году один из партнёров Елены по «Гостье из будущего» – актёр Евгений Герасимов уже как режиссёр ставит лирическую комедию «Очень важная персона». Как не похож на Полину лирический образ молодой учительницы музыки Иры, угодившей по распределению в сельскую местность, тихой, столичной, прячущейся за огромные очки и разговаривающей едва не вполголоса. Словно ещё одна грань дарования актрисы, отражающая свет под совсем иным углом… Однако, к сожалению, больше предложений от режиссёров для Лены не поступало. Её приглашали в Государственный институт театрального искусства, но в артистической среде Лена почувствовала себя чужой. Она вернулась в ГУМ, где проработала ещё десять лет. Её фото снова стали появляться в модных журналах и альбомах, в выдержавшей пять изданий только в Москве книге Маргариты Максимовой «Азбука вязания», пользовавшейся невероятной популярностью у рукодельниц. Но начинались пресловутые «лихие 1990-е». В самом их начале Лена появляется на несколько секунд в эпизоде фильма ужасов «Прикосновение». Развал страны, коллапс экономики, катастрофические последствия «реформ» коснулись и главного магазина Москвы: в 1994 году демонстрационный зал был закрыт. В кино образы и крестьянки, и инопланетянки оказывались в равном положении перед образами «интердевочек».

Елене пришлось окончить курсы секретарей-референтов, и она устроилась на работу к руководителю Росбизнесбанка, крупному бизнесмену Ивану Кивелиди. Но 1 августа 1995 года тот был смертельно отравлен своим заместителем с применением уникального, не существующего в природе боевого отравляющего вещества, которым была обработана телефонная трубка. Вместе с шефом погибла также его секретарь Зара Исмаилова. Лену спасло только то, что в момент покушения она находилась в другом офисе… «Это меня Боженька спас», – говорила она впоследствии. Испытание, по словам Лены, заставило её изменить свою жизнь. Кому, как не ей, дано прочувствовать и понять: всё, что даёт Господь – во благо. Как бы оно не воспринималось греховной человеческой природой. Не ища славы, не боясь унижений и грязной, низкооплачиваемой работы, она стала уборщицей – сначала в храме Московского подворья Валаамского монастыря, затем в Лиге кооператоров. Потом снова работала секретарём, но теперь уже не в коммерческом банке, а в Обществе ветеранов войны и инвалидов – организации, в те годы самой едва сводящей концы с концами. Была воспитателем в интернате для детей-инвалидов, где её теплота, открытость, умение расположить к себе нашли отклик даже у детей, которые и словами, может быть, не способны передать своих чувств. Но от предложения снова попытать счастья в кино Лена отказалась.

Только однажды, встретив объявление о наборе демонстраторов в магазин одежды «Мона Лиза», она решила вернуться на подиум. Однако это был уже далеко не подиум ГУМа, да и просуществовал он недолго. Хозяин магазина девочкам-манекенщицам вскоре недвусмысленно, со всей коммерческой прямотой заявил: «Вы – балласт». И Лена стала продавцом, сначала в том же магазине, затем в магазине немецкой обуви, подойдя творчески и к этой профессии. С покупателями она говорила о любви, искусстве и науке, а те дарили ей цветы… Сейчас Елена Метёлкина менеджер по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков. Несмотря на прошедшие годы и выпавшие испытания, она всё так же прекрасна, изящна и неземна. Как сказал Святитель Николай Сербский: плоть – это символ пребывающего в ней духа.

Вот статья в газете, кликайте – откроется полностью:

Взято отсюда: http://elenametelkina.ru/

Leave a Comment