"Антихрист" (Antichrist)


Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Уиллем Дефо, Шарлотта Генсбур
Главные герои — пара, оплакивающая смерть ребенка. В поисках успокоения они переезжают в дом, стоящий далеко от жилья в лесу. С этого момента в их жизни начинают происходить кошмарные, пугающие события.

Признаюсь честно: несмотря на то, что фильм вышел в 2009 году, решились посмотреть мы его только сейчас. Даже имя Ларса фон Триера не подкупило – думали, что это будет очередной “Омен” или “Адвокат дьявола”. Торжественно объявляю: ОШИБЛИСЬ! Ошиблись в том, что не смотрели этот фильм раньше.

Но предупреждаю крупными буквами: НИКАКИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ У ЭКРАНА!!!!
Это второй увиденный фильм в моей жизни, когда несмотря на то, что фильму смело можно присваивать категорию “Только для тех, кому больше 21 года”, порно тут несет очень важную смысловую нагрузку. И само по себе не является ни порно, ни эротикой, это антипорно и антиэротика. Посему любителям клубнички фильм можно не смотреть – ничего захватывающего и волнующего они не увидят.

Ваша покорная слуга не может не прихвастнуть – то, что фильм посвящен Андрею Тарковскому, я заметила с первых пяти минут. Финальные титры не обманули – фон Триера вдохновил Тарковский и особенно его “Зеркало”. А это говорит о том, что фильм определенно не для тех, кому нужно развлечение. Это – фильм-иероглиф, который придется разгадывать не день и не два. Я вообще решила заняться потоком сознания и в процессе родить нечто, что поможет его объяснить.

Для начала – до сих пор ума не приложу, почему же фильм называется “Антихрист”, так как отсылов к Книге Бытия тут больше, чем достаточно, но про Антихриста ведь говорится в Апокалипсисе…

Фильм разбит на главы, плюс пролог и эпилог. Пролог – это едва ли не самое лучшее, что я видела в своей жизни в кинематографе. Для того, чтобы снять смерть ребенка так, как снял ее Ларс фон Триер, надо быть гением. Это абсолютно непередаваемое словами впечатление – это нужно только видеть. Повторяю: фильм не для детей, будьте к этому готовы. Так вот – если описать сцену словами, получится страшно: родители, занимающиеся любовью, ребенок, который вылез из кроватки, пододвинул к окну стул и выпал из окна. Но снято это – потрясающе. Во-первых, сцена снята в стиле high key, то есть не просто в черно-белом варианте, а в варианте, когда между черным и белым практически нет оттенков серого. И от этого даже крутящаяся стиральная машинка начинает говорить своим языком. Вы не услышите в прологе вообще ни одного звука, кроме прекрасной арии, исполняемой сопрано под чарующую музыку. Музыка настолько вас завораживает, что ни довольно неприглядный половой акт, снятый вне всяческих канонов эротики, ни бытовые подробности квартиры, ни чудовищность смерти ребенка вас не испугает. Вы как завороженный будете смотреть на все, что происходит, поддавшись тому, что звук и изображение настроены на один ритм – и вот этот контраст непревзойденной музыки и женского голоса и сути события будут находиться в настолько жестоком противоречии, что поймете вы, какая произошла трагедия только после окончания пролога. Я не понимаю, как, но Триер сделал акцент на аудиоряде и поставил видеоряд в подчиненное положение. Это абсолютно гениально, и никак иначе, потому что наши глаза играют доминирующую роль в восприятии действительности, а тут – все иначе.

А затем начнется действие, которое опять совершенно ничего не скажет при описании словами. Супруг оказывается психоаналитиком, он забирает жену в место, которое более всего пугает ее – в лесной домик, где она провела последнее лето с ребенком. Таким образом он хочет излечить ее от страхов. Довольно долго идет рутинная работа психолога – мы видим, как он применяет разные методики, они вроде бы работают. И вот тут как раз Триер показывает два разных мира: один существует в реальности – лес, дом, папоротники, ручей… И второй мир – это те же пейзажные подробности, которые существуют в психике его жены. Тут снова картинка оказывается запредельной для восприятия – режиссер и оператор работали в стиле оператора “Зеркала” Г.Рерберга, но дополнили его стиль современными эффектами. И получился некий особенный стиль, в котором рерберговский узнается, но он очень органично изменен для решений, необходимых для этого фильма.

Любой кадр можно распечатывать и вешать на стену – потому что это – больше, чем просто красота. Это красота с глубоким смыслом. Оператор вообще творил в фильме невообразимые вещи – потому что для любого слоя реальности он выбирал свой свет, цвет и метод работы с камерой. Этих слоев – несколько, один – слой реальности. Второй – слой подсознания жены. Третий – слой воспоминаний о сыне. Четвертый – слой видений мужа. Пятый – стиль пролога. Самое впечатляющее, что слои и стили внешне разные, но в них есть некий общий ключ для понимания. Виртуозная работа – не меньше.

И вот происходит рутинная работа психоаналитика с женой, и вроде помогает, но с каждой минутой становится яснее, что что-то обязательно должно произойти. И после середины фильма происходит перелом – название все время заставляет ждать, когда же женщина забеременеет Антихристом и все ожидания, навеянные этим названием, будут оправданы, а фильм – жестоко обманывает зрителя. В кадре несколько раз показывают ломающиеся деревья: с действием происходит то же самое. Нам размеренно показывают ствол, ветви, листья – а потом вдруг неожиданно все переламывается и дерево падает. Точно так же переламывается действие, и вот тут начинается то, о чем я должна предупредить. Людям со слабой психикой, наверное, стоит воздержаться от просмотра фильма. Я не могу пожаловаться на чувствительность, но один раз я совершенно точно отвернулась от экрана.

Мы увидим все, что происходило до этого, в совершенно ином свете. Не буду раскрывать всех карт, но именно этот перелом задает больше всего загадок. Итак, вещи, на которыми я до сих пор думаю, но так ничего и не додумала.

Жена работает над диссертацией “Женоубийство”, об инквизиционных казнях женщин. Супруг находит на чердаке ее недоработанную диссертацию – и много картинок. Эти картинки очень странны – во всяком случае, я таких не видела. Кроме картинок он находит карту звездного неба с очень странными созвездиями. Среди них оказываются три созвездия, которых на самом деле нет. Они же являются преследующими супругов животными – неразродившаяся олениха со свисающим из нее плодом, облезлая лисица с вывернутыми внутренностями, и полумертвая ворона, которую нельзя убить. Я знаю, что лисица – это бесовское животное Китая. Но никаких восточных символов больше в фильмах нет, следовательно, лисица олицетворяет нечто иное. Поэтому если вдруг кто-то знает, что могут означать эти животные, поделитесь со страждущей авторессой этих строк – буду благодарна за разъяснение.

Но апофеозом перелома становится квази разъяснение происходящего в первых частях. Вы начинаете понимать, что не все так просто и вроде ясно, как вам казалось, но что же это могло быть – придется решать вам самим. Финал – это особенная вещь, потому что он включает воображение на полную мощность. Лично я так и не поняла – это видение мужа или разъяснение одного из вопросов фильма. Судя по цвету – видение, судя по финальному ракурсу – разъяснение…

Гм, понимаю, что напустила туману еще больше, чем Триер… Поэтому умолкаю и советую фильм посмотреть. При том, что вы помните условия – никаких детей у экрана и наличие крепких нервов. “Антихрист” – один из самых лучших фильмов, которые я видела за всю жизнь.

5 thoughts on “"Антихрист" (Antichrist)”

  1. Ирин, вот уж умеешь заинтриговать !
    При первой же возможности – обязательно посмотрю.

    Reply
  2. Ирин, лиса в Европе – символ обмана и хитрости. У скандинавов она – спутник бога ЛОки. Римляне связывали ее с огнем, а христиане – с дьяволом.
    У Веркора, кстати, есть интересная вещь – “Сильва”. Не встречала? О лисе, обратившейся в девушку…

    Reply
  3. Ален, спасибо за подсказку… Значит, китайские мотивы оборотня-лисы, которая превращалась в девушку, европеизированы. Я как раз сейчас читаю старинный китайский сборник Пу Сун Лин “Лисьи чары”. Как раз о лисах и очень частом их обращении в людей и женщин в частности…

    Reply
  4. А оленуха – устойчивый образ Богини-Матери, сколько я помню из Рыбакова. Плодородие и всё такое…

    Reply
  5. Неразродившаяся оленуха, соответственно, гибнущая богиня-мать… Абсолютно языческие образы в фильме, обращающемся к христианским мотивам. Наверное, эти символы – ворона ведь символизирует зло и загробный мир – показывают пробуждение темных бессознательных начал в женщине…

    Reply

Leave a Comment