Типы женской красоты в разные периоды истории (часть 2)

Мы говорим о том, какие женщины считались красивыми в разный период истории нашей цивилизации.

И на пути встречаем 19 век.
Идеал красоты в этом веке начал идти в ногу с переменами в жизни людей. 19 век ознаменовал ускорение жизни – и как быстрее люди стали передвигаться и узнавать новости, так же точно быстрее начали меняться каноны женской красоты и моды.

Начало 19 века – это все еще влияние античности на идеал женской красоты и моды. Свежая кожа, большие темные глаза, волнистые волосы, уложенные в простую прическу, платья из тонкой ткани с завышенной талией, подчеркивающие небольшую грудь и изгибы фигуры.

Но к 30-40-м годам талия возвращается на место и женский силуэт приобретает форму песочных часов.

Возвращается и извечный кошмар дам – корсет, калечащий скелет и внутренние органы женщин высшего общества. Простолюдинки корсетов не носили – оттого в красавицы их никто и не записывал.

Известнейшая красавица своего времени – Натали Гончарова-Пушкина-Ланская. Затянутый в рюмочку силуэт, летящие кружева, усложненная прическа. Но Наталья Николаевна принадлежала к типу женщин, которые считаются красивыми во все времена, это так называемый тип Мадонны – овальное лицо, большие глаза, прямой нос, небольшой рот.

Во времена Пушкина красавицами также считались женщины, которые на наш вкус могут показаться обладательницами слишком крупных черт лица.
Вот портрет графини Юлии Самойловой, урожденной Пален кисти Карла Брюллова. Она считалась красавицей своего времени.

Вот графиня Закревская, которую Пушкин назвал Клеопатрою Невы за ее красоту и разврат.

В Европе в то время произошло событие, которое вот уже многие века имеет знаковые последствия для женщин – было изобретено средство для осветления волос.

Именно этой женщине и ее парикмахеры все искусственные блондинки должны петь дифирамбы. Императрица Евгения, супруга Наполеона Третьего, считалась настолько прекрасной, что женщины стремились походить на нее во всем. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы.

В большой моде кринолины – чем шире юбка, тем красивее считался силуэт.

Изабелла Вторая Испанская

Мужчины прежде всего ценили в женщине… ну назовем это верхней частью. Нижняя была столь сокрыта от взоров, что мелькнувшая при посадке в карету ножка могла свести с ума всех попавших под раздачу мужчин. Помните у Пушкина, слова Ленского: “…как похорошели у Ольги плечи, что за грудь…” Похожие описания красивой женщины можно встретить у всех классиков, описывающих женщин высшего общества. Скажем, Настасья Филипповна у Достоевского тоже обладает выдающимися плечами и грудью. Гоголевские уездные дамы – из той же категории обладательниц достоинств, ценимых мужчинами.

Девушки из народа считались обладательницами внешности, чуждой стандартов красоты высшего света.

Аргунов. Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме

Это картина конца 18 века – и мы видим здоровую румяную девушку, не стесненную корсетами и сложными нарядами.

Вот уже Тропинин, художник 19 века, но на его картине мы видим всю ту же просто одетую и причесанную девушку с милыми чертами лица, без капли косметики.

И вот картина конца 19 века. Все та же простота, милые простые черты лица.

Корзухин. Девушка, заплетающая косу

Этот тип внешности считался грубым, неутонченным, а художники, писавшие портреты крестьянских девушек, считались оригиналами и ценителями экзотической красоты.

Конец 19 века сузил юбки, но не упразднил корсетов. Женщина все еще была затянута в рюмочку – и силуэт песочных часов все еще считался образцом красоты.

В моду снова входят пышные прически и большие шляпы.

Лиан де Пужи

Это фотография одной из самых красивых куртизанок Франции – ее внешность считалась идеальной для своего времени.

20 век

Это был век революций не только в обществе, но и в понимании красоты и моды. В начале века одной из самых влиятельных в мире была женщина не из плоти и крови, а та, что вошла в жизнь благодаря рисункам Чарлза Дана Гибсона. Вот идеал женщины, который привил западному обществу Гибсон:

Камилла Клиффорд

Камилла Клиффорд считалась образцом женской красоты – на нее хотели походить тысячи женщин. Белокурая, светлокожая, с тонкой талией – женщина должна была казаться эфемерным существом, сильфидой. Шляпы становились все больше, обязательным атрибутом женщины для выхода был зонт – загорелая кожа считалась признаком простолюдинки и, разумеется, красавицы не просто защищались от солнечных лучей, а еще и применяли в опасных количествах белила – их делали на основе свинца и опасность для жизни от них была действительно серьезной.

Образцами красоты считались актрисы – и кстати, именно им и еще кокоткам позволялось пользоваться косметикой. Благородные матроны, жены и матери семейств должны были выглядеть целомудренно и в использовании декоративной косметики замеченными не быть.

Интересно то, что седина на волосах считалась молодящим признаком – поэтому женщины старались припудрить волосы, словно они посеребрены ранней сединой. На фоне молодого лица – это считалось красивым.

Изабель Джей

Это актриса Изабель Джей, признанная красавица своего времени. Как видите, ценились довольно правильные черты лица, но рот при этом должен был быть маленьким и изящным. Пожалуй, Анджелина Джоли показалась бы мужчинам того времени уродливой.

Помимо актрис, на одежду и внешний облик женщин огромное влияние оказывали танцовщицы. Кажется, именно они в конечном счете и изменили моду. Айседора Дункан и Мата Хари были среди первых, кто смело предстал перед публикой почти обнаженными, прикрытыми лишь вуалью, что побудило модельера Поля Пуаре избавить женское тело от корсета.

А. Дункан

До 1914 года длилась Le Belle Epoque, когда женщина могла позволить себе быть красавицей, не работать и заниматься семьей и детьми. Женщина была богиней, эфемерным существом, созданным для восхищения, для того, чтобы одевать ее как экзотическую птицу и любоваться результатом. Все это окончилось в одночасье – и об этом писать мне, честно говоря, не хочется… Просто посмотрите на фотографии и оцените то, что безвозвратно кануло, чтобы никогда не вернуться.



Leave a Comment