В 30-х годах 20 века директор Суздальского музея А. Д. Варганов производил археологические раскопки в подклети Покровского собора Покровского монастыря г.Суздаля. В ходе раскопок была обнаружена маленькая могила между могилами старицы Александры, умершей в 1525 году, и старицы Софии, умершей в 1542 году. Старица София была не простой монахиней – она была супругой царя Василия Третьего, насильно постриженной в монастырь по обвинению в бесплодии.
Разгадке тайны этой небольшой могилки рядом с могилой царицы-монахини было посвящено немало времени… Почти весь 20 век…
Царь Василия Третий была женат на Соломонии почти двадцать лет. Солидный срок – а наследника все не было, и с каждым годом призрачная надежда иметь сына-наследника таяла. Соломония была немолода, да и сам Василий чувствовал, что утрачивает былые силы. Когда он обратился за советом к боярам, ответ был прост: “Неплодную смоковницу посекают”…
Легко сказать – но сложнее сделать. С Соломонией было прожито больше половины жизни, как же так взять – и посечь.
Царица же была несчастна, она очень любила своего супруга, но никогда не знала взаимной любви. Что только она ни делала, чтобы вызвать у мужа хотя бы какую-то симпатию: и бабок-пошептух во дворец вызывала, и стариков-волхвов. Но ни заговоры на любовь, ни мази и настои против бесплодия эффекта не имели – наверное, когда бояре вынесли вердикт о “посечении бесплодной смоковницы” царь сомневался недолго. И останавливала его не любовь, а то, каким способом можно посечь эту самую смокву.
Наконец, царь решился. Он шлет богатые дары в Царьград и на Афон, чтобы патриарх дал разрешение на развод, много жертвует монастырям. Пожаловал большие дары Покровскому монастырю, заранее избранному им для ссылки Соломонии. На эти средства монастырь стал обстраиваться, одновременно в нем были возведены три каменных храма – Покровский собор. Благовещенская церковь и церковь во имя Зачатия св. Анны. Тем временем собрались высшие духовные и светские лица страны; митрополит Даниил, по характеристике Карамзина – “снисходительный, уклончивый, внимательный к миру более, нежели к духу” – признал намерение Василия “похвальным”. Практически все важные люди в стране были “за”. Только святой преподобный Максим Грек, инок Вассиан (Патрикеев), да старый князь и воевода Симеон Курбский, муж великой доблести и великого благочестия, заступились за Соломонию. И народ был недоволен решением царя – да только кому тот народный ропот был интересен.
Вначале Соломонии предложили принять постриг добровольно – но она отказалась. Тогда боярин Иван Шигона-Поджогин, любимец государя, насильно вывез ее из дворца в московский Рождественский девичий монастырь, где Соломонию против ее воли постригли в монахини…
Во время пострига она рыдала, когда ей поднесли монашеский куколь – отбросила его прочь. Тогда ее ударили несколько раз плетью и снова предложили покориться.
– Свидетельствую же перед всеми, – громко сказала Соломония, – что не желаю пострижения и куколь монашеский на меня надевают насильно! Бог видит все – пусть он отомстит моему гонителю! Постриженная под именем Софьи, невольная монахиня Соломония Сабурова была отвезена в суздальский Покровский монастырь…
Кстати, отправляя царицу в монастырь, сам царь по закону оказывался в очень щекотливом положении: по закону, если супруга добровольно постригается в монастырь, супруг тоже должен это сделать. Но митрополит Даниил идет на другое преступление: вопреки всем церковным законам он дает разрешение на повторный брак царя.
Уже через два месяца царь заключает весьма странный брак с красавицей Еленой Глинской.
Помимо внешности у Елены была весьма сомнительная родословная – ее семья числилась в списках изменников родины – дядя пытался бежать в Литву, саму Елену воспитывали по-европейски. Стареющий царь устроил весьма пышную свадьбу, в угоду невесте даже сбрил бороду, чем вызвал ужас у современников: “Смотрите, – писалось в одном из сочинений против брадобрития, – вот икона Страшного Суда: все праведники одесную Христа стоят с бородами, а ошую – басурманы и еретики, обритые, с одними только усами, как у котов и псов. Один козел сам себя лишил жизни, когда ему в поругание обрезали бороду. Неразумное животное умеет свои волосы беречь лучше безумных брадобрейцев!”
Но новый брак оказался тоже бесплоден: четыре года страна ждала наследника, но тщетно. Ни богомолья, и вновь заявляющиеся во дворец колдуны не помогали. Елена, похоже, тоже была той самой “смоковницей”.
Князь Андрей Курбский писал по этому поводу: “Василий с оною законопреступною женою Еленою Глинской, юною сущею, сам стар будучи, искал чаровников презлых отовсюду – да помогут ему к плодотворению”. За волшебниками посылали даже на Север, к Белому морю, так как местное население – карелы и лопари – считались самыми сильными колдунами. Церковное правило даже специально подчеркивало недопустимость подобных действий: “Аще кто в болезни дерзнет призвати евреина врача или немчина или от иных вер еретических, или русского ведуна или шепотника, или баб богомерзких ворожей или кудесниц, такоже и лопарей и самоядь, и шептаньем его врачюстся, аще священник есть, да извержется, людин же да отлучится”. Но что было до церковных правил Василию, уже нарушившему все законы государства и церкви.
Наконец, на пятом году брака Елена все же забеременела, родила сына, назвали младенца Иваном. Хроники рассказывают, что 25 августа 1530 года, в день рождения царевича, по всей земле случились “трусы и бури”. Через два года Елена родила второго сына, назвали мальчика Юрием.
А дальше… Дальше царевич Иван – плод беззакония – вошедший в историю как кровавый убийца Иван Грозный, возмужав, убил брата своего Юрия, убил его жену Юлианию, убил собственного сына Ивана, убил более пятнадцати тысяч человек, истребил еще несколько десятков тысяч в позорной и бесполезной Ливонской войне, дотла разорил государство и умер в муках, заживо сгнив и распространяя вокруг себя нестерпимый смрад. В час кончины он кричал, что видит легионы обступивших его бесов…
Что было дальше с героями этой истории? Насильно отвезший царицу Соломонию в монастырь боярин Иван Шигона-Поджогин раскаялся в своем поступке, ушел в монастырь и умер там. Не известно, просил ли он прощения у своей жертвы или нет.
Василий Третий умер очень странной смертью: 24 августа 1533 года на небе появилось знамение: в первом часу дня солнце потемнело среди ясного неба. А на следующий день царь заметил у себя на ноге маленькую язвочку, которая нестерпимо заболела и начала расти в размерах. Нога стремительно разбухла, гной тек буквально тазами… Царь слег и больше не поднялся – агония началась через три месяца после начала болезни. Царь захотел принять постриг – но над едва дышавшим Василием Третьим разыгралась безобразная сцена. “Добродушный” митрополит Даниил что-то не поделил с князем Андреем Воронцовым. Драка помешала надеть на царя монашескую мантию, а когда спохватились – он уже был мертв.
А по Москве поползли слухи, что царица Соломония вовсе не была бесплодной, что родила она в монастыре сына и назвала его Георгием.
И вот в 1934 году вдруг обнаруживается маленькая могилка рядом с могилой инокини Софии. А в могилке той – деревянная кукла в драгоценном сповивальнике и рубашечке.
Так зачем было имитировать могилу, зачем было класть в ее куклу в дорогих одеждах. Никаких версий, кроме той, которую сейчас вы прочтете, вроде и нет.
Говорят, царица Соломония действительно была уже беременной – и родила сына. Но знала, что царица Елена, незаконная жена царя, никогда не позволит этому ребенку вырасти. Потому и устроили эти мнимые похороны – а младенца отдали верным людям на воспитание. Имя Георгия в народе связано с легендарным разбойником Кудеяром, героем многих песен и легенд, русским Робином Гудом. По одному из преданий, Кудеяр разбойничал в лесах между Суздалем и Шуей. Здесь в вотчинах князей Шуйских Кудеяр мог в молодости скрываться от гнева Глинских. Но это всего лишь предположения, не подкрепленные никакими документами.
Только косвенные улики: например, странное поведение царя Ивана Грозного, который затребовал все документы о “неплодии царицы Соломонии” – а потом они таинственным образом куда-то исчезли. Известно, что Иван IV совершал разорительные походы на Тверь и Новгород Великий. По его приказу там совершались массовые истребления мужчин. Есть предположения, что Иван Грозный получал донесения о том, что в этих городах скрывался Георгий, и пытался его уничтожить.
А что же инокиня София? “Невольная монахиня”, претерпевшая до конца Соломония Сабурова, провела в Покровском монастыре долгие 17 лет и скончалась в 1542 году. По смерти она прославилась многими чудесами и была канонизирована Русской православной церковью в 1650 году при патриархе Иосифе. Гробница Святой Соломонии находилась в цокольном этаже Покровского монастыря и была уничтожена в 1934 году.
Отсюда: http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post125057076/
http://www.liveinternet.ru/users/3698936/post122982953/