История написания этого поста извилиста 🙂 В детстве я рисовала красавиц обязательно с украшением на лбу – не в виде короны, а в виде цепочки с подвеской. Ту же самую склонность обнаружила наша дочка – те же высокие лбы и цепочка с камнем вместо короны.
Потом оказалось, что у этого украшения есть название: фероньерка. И наконец, мне стало любопытно, что это за странное имя.
И вот что в результате обнаружилось:
Франциск Первый, в котором мы уже несколько раз говорили, был человеком увлекающимся. Фаворитки сменяли фавориток – пока однажды на прогулке он не увидел в окне лицо женщины, которая поразила его своей красотой.
Франциск начал узнавать, кто эта женщина и почему она не приглашена во дворец. Никто ничего не мог сказать, пока не выяснилось, что увиденная королем красавица – жена адвоката Луи Феррона. Это сейчас адвокат – профессия элитная, а тогда – юристы были обычными горожанами без всяких особых привилегий и прав. Никакого отношения к аристократии, а следовательно, ко дворцам знати, адвокаты не имели и иметь не могли.
Франциск честно постарался забыть о женщине, но ему это не удалось. Более того, она вообще не выходила у него из головы и король распалился до такой степени, что решил презреть все нормы приличия и пригласить простую горожанку во дворец.
Для начала в ход пошли стандартные формы соблазнения: подарки, ювелирные изделия и стихи. Франциск Первый довольно складно рифмовал, а уж фаворитки постарались, чтобы он возомнил себя серьезным поэтом. Никакого эффекта – мадам не купилась и отказывалась появляться во дворце. Король завелся не на шутку – и в ход пошли более серьезные обещания: земли, замки, дворянский титул для мужа (и для нее соответственно). Официальная фаворитка короля мадам Шатобриан рвала и метала у себя в будуаре – она не получала от короля и десятой доли обещанного какой-то городской тетке. В ярости фаворитка покидает дворец – и к своему ужасу обнаруживает, что ее вообще-то никто и не собирался останавливать. В своей страсти к жене адвоката Франциск вообще позабыл всех своих пассий.
Но женщина, чье имя для истории оказалось забытым, отказывала королю раз за разом. И дело было не в тонкой политике интриганки, решившей получить от коронованного поклонника побольше выгоды. Она просто вышла замуж по любви, растила дочку и была верующей. Изменять обетам, данным любимому мужу в церкви перед Богом, казалось ей немыслимым.
И тогда королю ничего не оставалось – он вспомнил, кто в этой стране носит корону. Своим приказом он повелел мужу мадам Ферроньер привезти ее во дворец. Больше никакой галантности – в случае отказа король пообещал проблемы не только адвокату и его жене, но и их родителям, а главное, ребенку. И тогда адвокат понял, что дело принимает совсем серьезный оборот – сошедший с ума от страсти и неповиновения король был готов пролить кровь.
Но у человека, у которого отнимают самое дорогое, может повиноваться… и оставить за собой право на месть. Луи Феррон пообещал королю исполнить приказ – но попросил несколько недель, чтобы сломить сопротивление упорной супруги. Король милостиво согласился – а адвокат поговорил с супругой… С ее согласия он пошел по самым грязным притонам Парижа. Его целью было заполучить сифилис, который во Франции называли “неаполитанской заразой”. Походы увенчались успехом – адвокат заболел сам и заразил супругу. Когда первые признаки болезни начали проявляться, мадам Ферроньер появилась во дворце.
Король обставил дело с размахом – созвал толпу народа, чтобы прилюдно унизить мужа, у которого он отнимал супругу. Да и показать аристократам, что не отдавать жен королю – признак плохого воспитания.
Далее все было просто ужасно – король тут же увлек женщину в свою половину дворца, чтобы сразу овладеть ею, но она, вышедшая замуж и столько лет принадлежавшая только одному любимому мужчине, от ужаса и отвращения забыла все свои договоренности с мужем. Она стала кричать и сопротивляться – взбешенный король несколько раз ударил ее в лицо и изнасиловал потерявшую сознание женщину. На руках короля были огромные перстни с камнями – и один из ударов рассек мадам Ферроньер лоб. Затем рана зарубцевалась, но остался шрам – и с тех пор она носила на лбу то самое украшение: цепочка с камнем, прикрывавшим след от удара. В 19 веке это украшение стало очень модным – называли его в честь той самой несчастной жертвы короля Франциска.
Несколько месяцев мадам Ферроньер числилась официальной фавориткой короля, смирившись со своим позором. Франциск насколько позволяли сердечные способности любил эту женщину, раскаиваясь в том, что применил силу. Он одарил семейство Луи Феррона бесчисленными подарками, действительно возвел его в дворянский титул, и видя, что его возлюбленная всегда печальна – заказал ее портрет самому великому художнику тогдашнего времени – Леонардо да Винчи. Искусствоведы спорят, действительно ли это портрет кисти Леонардо – или заказ выполнил один из его учеников, но так или иначе влияние кисти мастера в портрете очевидно, и ученые сошлись во мнение, что некоторые участки портрета – лицо, волосы, руки – написаны точно самим да Винчи.
На нем изображена печальная женщина с тонкими чертами лица и бесконечно печальными глазами – с той самой фероньеркой на лбу.
А через несколько месяцев король обнаружил у себя неаполитанскую заразу. Он пришел в ужас – ведь тогда сифилис лечили палаческими методами, и неизвестно, что еще могло убить: сама зараза или лекарства от нее. В общем, внутрь надо было принимать ртуть, а во вне – прижигать язвы серой. Король каялся, заказывал мессы, жертвовал деньги на храмы, решил прекратить грешить – и выгнал всех своих фавориток, включая главную. В ее невиновности он не сомневался – зная, как она берегла свою честь.
Ртуть Франциск Первый принимал в абсолютно лошадиных количествах – и неизвестно, она ли помогла, или болезнь как-то сама затаилась, но король посчитался излеченным. Он прожил еще тридцать лет, вскоре вернулся к своему легкомысленному образу жизни, но никогда больше не применял насилие. Соблазнял только тех, кто сам желал быть соблазненным – и в историю вошел как король-рыцарь, запрещавший жестоко обращаться с женщинами своим подданным.
А Луи Феррон соединился с супругой. Они понимали, что опасны для окружающих, поэтому дочку отослали к дедушке и бабушке – одному Богу известно, как отец с матерью прощались с ребенком, не смея прикоснуться к ней. До последнего супруги утешали и поддерживали друг друга, их жизнь была озарена светом истинной любви.
Они пытались лечиться, но мадам Ферроньер не нашла в себе сил жить дальше – ее точили стыд, тоска по дочери и болезнь, которую не удалось вылечить. Луи Феррон пережил жену на восемь лет, он успел выдать замуж дочь, ее супруг тоже был адвокат и ему перешла вся клиентура тестя. Луи Феррон тоже не излечился полностью – и на смертном одре он призвал к себе отца, зятя и священника и в их присутствии рассказал историю своей семьи.
Ее впоследствии записали и она дошла до наших дней – после смерти Франциска она была даже распространена среди парижан в качестве памфлета.
Но вскоре история мадам Ферроньер и короля Франциска забылась – и память о ней хранит только украшение.
Спасибо за интересную историю!