Путешествуя по Сети наткнулась на ряд статей из серии “Полезные советы для женщин”. Статьи были написаны разными товарищами, но суть их сводилась к одному: без особых подробностей перечислялись имена роковых особ из древней и современной истории, иллюстрировались дивиденды, которые особы имели из своей “роковитости” – километры стихов от поэтов, литры потраченных на их изображение красок и шлейф убитых красотой известных и неизвестных поклонников.
Далее в статьях авторы хором советовали развивать и укрупнять в себе роковитость, чтобы и у читательниц были километры, литры и шлейфы – потому что это так круто, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Заинтересовавшись вопросом, пошла серфить по Сети уже сознательно – чего ж там про роковых женщин вообще думают. И запнувшись на невероятной графоманской статье, написанной мужчиной, где главным посылом было то, что роковой женщиной может быть только красивая и умная, но не образованная дама, решила тоже наполнить эфир своим размышлизмом. Не судите строго 🙂
Для начала цитата: Кто такая «роковая женщина»? Это далеко не только литературный персонаж, хотя поэты всех времен, начиная с Гомера, пели ей гимны… В народе ее еще называют «разлучницей», кто-то восхищенно вздыхает, а кто-то плюет вслед. Она не знает счета своим победам, идет по жизни легко и уверенно, разбивая направо и налево сердца, и даже не оглядывается, чтобы посмотреть, что с ними, бедными, стало. Как заманчиво стать покорительницей и властительницей мужских судеб. Хотя бы на минуту почувствовать себя такой!
Итак, нам дано определение. Но так ли оно правдиво, а главное – заманчиво?
Что там нам говорят? Что поэты, начиная с Гомера, пели гимны роковым особам? Вот ежели копнуть память и вспомнить, кому там у нас посвящали стихи самые известные поэты, то пройдясь по литературе мира и России, обнаружишь, что роковым особам песни пелись вовсе не так часто, как “чистейшей прелести чистейшим образцам”. Беатриче, Лаура, Анна Хэтэуэй, Натали Гончарова и Анна Керн, Любовь Менделеева и Нина Петровская… Тянет этих особ записывать в роковые женщины? А может, в роковые женщины надо записывать Саскию, жену Рембрандта, или Симонетту Веспуччи, послужившую прообразом рождающейся Венеры Боттичелли? А может быть, мы вообще решим, что католическая Мадонна или православная Богоматерь – это самая роковая женщина всех времен и народов? Ведь Ее изображали чаще, чем всех женщин земли, а сколько Ей посвящено поэтических строк и строк прозы… Сколько раз ее ваяли в камне и вырезали из дерева?
Так что все оказывается совсем не так, как хочется думать возжелательницам славы роковой особы. Им придется довольствоваться равнением на Лилю Брик, которая, если мне не изменяет память, осчастливила человечество мемуарами, где подробно описывала свои коитусы с супругом Бриком и мучения Маяковского во время оных под дверью комнаты. И уж если быть до конца откровенной – роль Лили Брик в судьбе Владимира Маяковского – роль очень неблагородная. Мало идеального в этой роли.
А может, вспомнить роковую даму по имени Гала, которая стала музой Дали? Но если обратиться не к мифологизированной персоне сей дамы, а к биографическим данным, то придется перекопошиться в целых охапках белья не первой, и даже не третьей свежести. Охота руки марать и брать эту женщину в качестве идеала для равнения?
Так если взять и просто посчитать частотность посвящения стихов, музыки и живописных полотен, то выйдет очень неутешительная для роковых дам картинка. Попасть в музы к талантливому человеку больше шансов у той, которая может стать “чистейшей прелести чистейшим образцом”, а не у тетьки с подозрительным поведением и не менее подозрительными наклонностями.
Что там у нас по определению идет дальше? “В народе ее называют разлучницей”?
То есть у нас теперь должность разбивательницы чужих семей – это должность не просто почетная, а окруженная ореолом заманчивости и стремлениями подражать? Остающиеся позади некой “роковой женщины” руины чужих семей и осиротенные дети – это у нас теперь почетно и привлекательно? И нигде прицел не сбился и очочки нужных диоптрий на носу сидят? ну-ну, как говорится, “без комментариев”. Правда, равняющимся в “роковые” дамам нужно почаще вспоминать еще одну популярную журнальную темку: про закон бумеранга. Как ты его запускаешь, с той же скоростью получаешь по голове. Ну да это уже другой разговор. Впрочем нет, разговор продолжается:
Она не знает счета своим победам, идет по жизни легко и уверенно, разбивая направо и налево сердца, и даже не оглядывается, чтобы посмотреть, что с ними, бедными, стало.
А вот иногда полезно оглянуться и посмотреть – хотя бы просто переиначить столь красиво звучащее и назвать все своими именами. Итак, как пример для подражания у нас выводится следующий женский тип.
Дама, склонная к беспорядочным половым связям, называемым ею “победами”, которая совершенно не склонна к рефлексии и оценке своих поступков (иначе никакой легкой и уверенной походки по жизни просто не получится: анализируя свое поведение и поступки, уже не скачешь по жизни воробышком). Причем дама не просто вступает в беспорядочные половые связи и не рефлексирует по этому поводу: эта дама использует свою привлекательность и сексуальный магнетизм для того, чтобы сманипулировать мужчиной таким образом, чтобы он увлекся ею, а затем – остался в одиночестве у разбитого корыта.
Впрочем, давайте спросим себя, а способна ли роковая женщина по-настоящему внушить любовь – или то, что испытывает мужчина, называется по-другому? Думается мне, что любовью назвать то острое чувство зависимости нельзя. Даже на влюбленность это состояние не тянет – ведь влюбленность окрашивает мир в розовые тона, человек буквально летает от счастья. А мы имеем дело с разбитыми сердцами. Острое чувство зависимости одного человека от другого называется страстью. Замешанное на половом инстинкте, это чувство на церковном языке называется “страстью блудной”. И никакого светлого и чистого чувства тут и рядом не лежало – все, что способна внушить такая “разбивательница и не-оглядательница”, – это чувство, изъедающее мужчину, не дающее ему покоя. Чем же тут гордиться? Снова не в музы путь – а скорее, в “заклинательницы сил кундалини”.
Как заманчиво стать покорительницей и властительницей мужских судеб. Хотя бы на минуту почувствовать себя такой!
Ну это кого что манит… Вот когда я была дамочкой “едва за двадцать”, то начитавшись глянца, тоже решила, что это заманчиво – и решила действовать. Что могу сказать (с чувством глубокого отвращения к себе), побывав в “том лагере” одной ногой (как видите, я могу не только теоретизировать на данную тему).
Иногда полезно и оглянуться. Чтобы раз и навсегда забыть даже думать об этой идиотской роли “фамм фаталь”, чтобы раз и навсегда понять, что хуже манипуляции чужими чувствами может быть только сознательная манипуляция чужими чувствами для собственной выгоды. Нет ничего приятного и почетного в том, что мужчина не может забыть женщину, причинявшую ему боль. Нет ничего приятного видеть унижения и бессмысленные жертвы ради тебя-любимой. Нет ничего поднимающего самооценку в том, когда тебя пытаются забыть при помощи “клин клином” и запущенный тобой маховик боли бьет уже по другим, незнакомым тебе людям (и что еще ужаснее – детям). Не надо ля-ля, ничего приятного в этом взгляде назад не будет. Что будет? Годы угрызений совести и поиски любой возможности просить прощения. И радуйтесь, если простят… А вот если нет – вам с этим жить дальше. Вам ловить эти бумеранги.
Что может стоить этих жертв? Поднимаемая таким образом самооценка? Стихи, увековечивающие тебя в истории? Твой портрет, покупаемый с аукционов? (Это если говорить о стремлении на роль музы). Но если поглаживание чувства собственного величия работает еще при жизни – то что все это даст после смерти? Пропуск в рай? Но в рай пускают не за количество упоминаний в поэзии или рисований на бумаге. Бытие в вечности? Но вечность – это совсем другая опера, которая также не зависит от вышеизложенных квази-плюсов. Следовательно – цена этих жертв лежит в плоскости жизни земной. И значит, боль и руины чужих жизней оцениваются всего лишь в чувство “я – крута до невозможности”, боль и руины питают гордыню, самый страшный их человеческих грехов.
Вот и вся “роковая женщина”, вот и вся поэзия с прозой… Обуянная гордыней баба, у которой атрофировано сочувствие и способность поставить себя на место другого человека – вот идеал огромного количества современных женщин. Вот чего хотят достичь барышни, равняющиеся на гламурные журналы, расписывающие прелести бытия той самой фамм фаталь.
Вам все еще мало? Ну тогда небольшой список роковых особ…
Мессалина – имя ставшее нарицательным для распущенных дам. Запятнала себя развратом, убийствами, ради хобби подрабатывала в самых низкопробных борделях проституткой. Стала двоемужницей, всерьез влюбившись в подданного. Была убита по приказу императора.
Клеопатра – ее печальная история известна по фильмам и книгам.
Альжбета Батори – муза Караваджо, купавшаяся в крови девушек и пытавшая так продлить молодость.
Марина Мнишек – история тоже известна: едва не стала царицей, затем ее ребенка убили, после связи с казачьим атаманом Заруцким была выдана яицкими казаками, ее заключили в тюрьму, где она и скончалась.
Лу Саломе – в ее бурной жизни не разберешься без ста грамм 🙂 Стала женщиной, обострявшей заболевания и провоцирующей расстройства психики у одних мужчин (к которым относят Ницше, Фрейда и Ре), едва не стала причиной самоубийства поэта Фреда Андреаса, встречалась с поэтом Рильке и внезапно бросила его. По слухам совратила дочь Фрейда Анну. Умерла в одиночестве, последними словами были: “Всю свою жизнь я работала и только работала. Зачем?”
Мата Хари – нидерландская танцовщица, шпионка и проститутка, окончившая жизнь более чем печально.
Айседора Дункан – танцовщица, разбивавшая мужские сердца и испытавшая боль от разбитого сердца (ее брак с Есениным был очень несчастен). Гибель давно стала легендарной.
Гала – ее брак с Дали, полный двусмысленности и закончившийся фарсом, когда стареющая женщина устраивала оргии в замке, подаренном стареющим мужем, куда изредка приглашала его “погостить”; череда изматывающих пластических операций и бессмысленная смерть.
Лиля Брик – о ней я уже писала подробно в одном из постов.
Вот эти дамы – и есть те самые роковые женщины, на которых так хочется походить… Радостные биографии? Да не особо…
Так что если немного подумать – то лучше уж выбрать себе какой-нибудь более привлекательный идеал. С учетом привлечения к выбору головного мозга, сердца и совести, а не только “сил кундалини” и центра жадности и гордыни…
Ириш, неимоверно емко изложила! По качеству логики – даже неверится что так может рассуждать очаровательнейшая девушка! Где ты вдохновение на такие статьи берешь?
Слав, меня иногда вдохновляют странные вещи 😉