Режиссер – Сергей Снежкин
В ролях: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Евгений Дятлов, Николай Ефремов (II), Сергей Маковецкий, Фёдор Бондарчук, Алексей Серебряков, Мария Луговая, Сергей Брюн, Евгений Стычкин, Андрей Зибров, Сергей Шакуров, Сергей Барковский, Александр Ильин, Мария Шукшина, Алиса Фрейндлих, Кирилл Жандаров, Артур Смольянинов, Екатерина Вилкова, Евгений Ефремов, Семен Лебин, Янина Студилина, Владимир Вдовиченков, Юрий Стоянов, Евгения Добровольская, Алексей Гуськов, Иван Краско, Артур Ваха, Игорь Верник, Сергей Трифонов, Владимир Брик, Юрий Ицков, Дмитрий Лысенков, Янина Судзинская, Ирина Скобцева, Андрей Смоляков, Николай Чиндяйкин, Ксения Кутепова, Максим Леонидов
По одноименной книге Михаила Булгакова.
Действие картины разворачивается в тяжелом 1918 году, когда после ухода немцев город захватывают войска Петлюры.
Главные герои Турбины – Алексей, Елена и Николка оказываются вовлеченными в круговорот военных и политических событий. Оккупированный германской армией город становится прибежищем множества русских интеллигентов и военных, которые бегут из РСФСР.
Ругательные отзывы о сериале я начала читать сразу после выхода первых серий. Решила не торопиться и посмотреть все сама – чтобы составить мнение. Но понимаю, что не присоединиться к хору ругающихся просто не могу.
Булгаков считается кошмаром постановщиков, режиссеры рассказывают о сопровождающей постановки спектаклей и фильмов дьявольщине, о срывах, травмах и прочих ужасах вплоть до появления призрака Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны. Не знаю, сколько в этих рассказах пиара, сколько – оправдания собственной несостоятельности, а сколько – правды, но знаю, что единственная удачная постановка Булгакова в кино – это “Собачье сердце” Владимира Бортко. Которая обернулась очень средней постановкой “Мастера и Маргариты”.
А вот теперь – “Белая Гвардия”. Это очень сложное, очень тяжелое произведение Михаила Афанасьевича – но одновременно какое-то очень личное для каждого читающего. Кто-то найдет в нем отклик собственным чувствам по потерянной России, кто-то – чувствует то же, что и автор к Киеву; кто-то – пережил то же, что и Елена, а кто-то – что и Николка… У каждого сложились свои образы героев, а более старшее поколение помнит басовский фильм 1976 года, где играли великолепные советские актеры.
Режиссер современного сериала Снежкин заявил, что у него на каждую роль претендовало пять-шесть человек и он проводил полноценные пробы, чтобы выбрать достойнейших из достойных. Что у него получилось в результате.
Мягкову во время исполнения этой роли было почти 40, Хабенскому – тоже. Возраст Алексея Турбина в романе – 28 лет. Булгаков описывает его как «…Старший Турбин, бритый, светловолосый, постаревший и мрачный…». Не знаю, как вам, но Мягков гораздо более достойно смотрится в роли Турбина, чем Хабенский, который ни на дворянина, ни на военного просто не тянет, да и для роли человек не нашел ни единого нового нюанса. Все тот же ночной дозорный или опер…
Елене Турбиной 24 года. Валентине Титовой – 34, Ксении Раппопорт – 36. “Красивая рыжая, золотая Елена” – это гораздо более Титова, чем Раппопорт. Но скажу больше – большего мискастинга, чем модная нынче Ксения Раппопорт и представить сложно. Мало того, что у дамы, кажется, ботокс, который мешает ей шевелить лицом, поэтому актерская игра ее сводится к пучению глаз, так еще и окрасили Ксению хной, отчего золотой еленин цвет превратился в ярко-рыжий цвет сельской продавщицы. Они в б еще марганцовочкой разбавили – были бы вообще “нищета и блеск работницы ПРОДОРСа”. Но что там внешность – Ксения одинаково работала лицом и когда ее муж бросал, и когда Мышлаевский к ней заигрывал, и когда со служанкой беседовала, и когда с братьями. Эдакий небогатый ассортимент при игре что опусов Дуни Смирновой, что Булгакова…
Андрей Ростоцкий – 19 лет. Николай Ефремов – 19 лет. Николке – 17 лет. Кстати, Николая Ефремова тоже ругают, но мне он понравился. На фоне зубров и львиц светской Москвы, которые почему-то еще и называют себя актерами, Николай Ефремов хотя бы что-то изображал. И изображал живо, вызывая хоть какие-то ответные эмоции.
Василай Лановой. Евгений Дятлов.
«…В наглых глазах маленького Шервинского мячиками запрыгала радость при известии об исчезновении Тальберга…», «…Маленький улан почувствовал, что он, как никогда, в голосе…» – это слова Булгакова.
И снова – Лановой, переигравший, кажется, всех красавцев советского кинематографа от романтичного Грэя до подлеца Анатоля Курагина – снова выигрывает схватку типажей с Евгением Дятловым, которому давно пора прекратить либо выпивать, либо играть роковых красавцев. Все вместе как-то не особенно вместе сочетается.
Олег Басилашвили, 42 года. Игорь Черневич, 44 года. Капитану генштаба Тальбергу у Булгакова – 31 год.
Булгаков приписывает ему двухслойные глаза: первый слой можно было читать ясно. В верхнем слое простая человеческая радость от тепла, света и безопасности. А вот поглубже ясная тревога.
«…Поджарая фигура поворачивается под черными часами как автомат…», «…И даже вечно патентованную улыбку он убрал с лица…»…
Я не очень хорошо помню в басовском фильме игру Басилашвили, но то, что он гораздо лучше носил форму блестящего офицера Генштаба – это яснее ясного. Игорь Черневич мало того, что внешне менее всего может претендовать на дворянина с немецкими корнями, ну да Бог с этим. Форму кто так носит? Советских актеров хотя бы консультировали историки и живые к тому времени белогвардейцы. А тут, видимо, как режиссерычу привидилось – так оно и носилось. И какие там двуслойные глаза – глядя на слоняющегося по экрану Черневича одна мысль не покидала меня как зрительницу: человек вообще актерскому мастерству учился или как?
Владимир Басов, 53 года. Михаил Пореченков, 41 год.
В романе – ровесник Алексея Турбина, в пьесе «Дни Турбиных» ему 38.
«…Высокая, широкоплечая фигура в шинели до пят…»
«…Голова эта была очень красива странной, и печальной, и привлекательной красотой давней настоящей породы и вырождения. Красота в разных по цвету, смелых глазах, в длинных ресницах. Нос с горбинкой, губы гордые, лоб бел и чист, без особых примет. Но вот один уголок рта приспущен печально, и подбородок косовато срезан так, словно у скульптора, лепившего дворянское лицо, родилась дикая фантазия откусить пласт глины и оставить мужественному лицу маленький и неправильный женский подбородок…»
О Басове ничего говорить не буду, но вот рязанская физиономия Пореченкова в роли дворянина древней породы – это, конечно, ослепительно. Так ослепительно, что лишаешься дара речи как только понимаешь в первой серии, что именно он вваливается замерзшим в дом Турбиных, а значит, глаза тебя не обманывают и ты видишь то, что видишь. Вездесущего Михаила в роли Мышлаевского. С какого перепугу в режиссерскую голову пришла эта находка, где были его глаза – сие науке не известно, но толстый и кривоватый Пореченков более всего смотрится в белом махровом халатике, а не в форме русского офицера.
Сергей Иванов, 23 года. Сергей Брюн, 24 года.
Лариосику у Булгакова 21 год.
«…В коричневом френче, коричневых же штанах-галифе… Глаза, мутные и скорбные, глядели из глубочайших орбит невероятно огромной головы, коротко остриженной… …Кожа у него была на лице старческая, серенькая, и зубы глядели кривые и желтые.»
У Сергея Брюна в глазах можно было увидеть все, что угодно, только не скорбь, такой “парень с нашего двора”, почему-то решивший, что он тоже умеет играть в кино. И сказать особо нечего – серая игра вместо серой старческой кожи.
Огромное недоумение вызвал выбор Ирины Скобцевой на роль матери Феликса Най Турса… Как мама Алексея Серебрякова она еще вполне шла, но как мама гимназисточки-подростка… гм, ну всякое, конечно бывает, но не у Булгакова. Кстати, Серебряков – второе лицо, которое не раздражало, возможно, потому что его мало показывали. И Скобцева хорошо провела роль, вот ей всегда удавались роли дворянок – что в “Войне и мире”, что в этом сериале.
Остальные персонажи… скажу честно: все это напоминало передачу “Городок”, где актеры переодеваются в разных персонажей. Не оставляло ощущение неудачного маскарада, когда одежку примерили, а в роль вжиться не хотелось или не получилось. Особенно смущала мадемуазель Вилкова в роли роковой женщины-истерички… какое-то сплошное недоумение со смоки айс и коричневой помадой на приоткрытом ротике.
Я не понимаю: ну почему, ПОЧЕМУ у советских актеров получалось изображать дворян, а у российских – получается изображать только ментов-оперов-бандюков? Почему никогда не служившие в царской армии советские актеры умели носить форму, а наши стоят как перекособоченные инвалиды и как ни тянут подбородки, очень хочется завезти илизаровских аппаратов и сколиозных корсетов, чтобы хоть как-то из выпрямить. Почему советские актеры говорят с изумительной дикцией, а российские – произносят тексты, словно у них во рту волосы растут?
В общем, вопросов у меня много, и все риторические, как я понимаю.
Если же говорить о фильме в целом, то ни атмосферы, ни времени, ни нерва булгаковского романа в фильме даже не ночевало. Все просто ходили, просто говорили тексты – не больше. Киев показали, правда. И если честно, разгадывание булгаковских мест хотя бы как-то мирило меня с происходившим на экране.
В общем, испытала еще одно разочарование – так что ежели хотите повторить мой опыт, дерзайте.