“Дракула Брэма Стокера” / Bram Stocker’s Dracula

drakula

Конец XIX века, Лондон. Молодой юрист Джонатан Харкер оставляет невесту Мину, чтобы поехать в Трансильванию к графу Дракуле, желающему прикупить недвижимость в столице Англии. Дракула запирает Харкера в замке, а сам устремляется в Лондон, чтобы соединиться с Миной – воплощением его давно погибшей возлюбленной Елизаветы.

Парадоксально, но я считаю это кино про вампиров одним из самых прекрасных фильмов о любви, которые были сняты за всю историю кино. Коппола вообще режиссер гениальный, но вот чтобы из сказки о вампирах, да еще по скучному роману Стокера сделать шедевр о любви…
Фильм номинировался на Оскара и, кажется, три статуэтки получил. Но даже если бы он не получил ни одной статуэтки, это ничего не изменило бы: да, фильм о жуткой твари, да, о монстре – но не это главное. Главное – любовь. У Копполы она – зачастую главная героиня, или хотя бы красная нить повествования, которое к любви может иметь самое опосредованное отношение.

Но в “Дракуле” – кровь, осиновые колья, волколаки и охота на людей и нечисть – все это лишь декорации, в которых разыгрывается история любви девушки и чудовища, которое этой любовью вначале погублено, а потом спасено.

Конечно, фильм держится на двух исполнителях главных ролей: Олдмене и Райдер. Честно говоря, Олдмэн меня поражает всегда. Он потрясающе разноплановый актер, но чтобы с его внешностью сыграть и старика, и рокового красавца, и чудище в разных его вариациях… Это, конечно, поразительно. Да, гримеры, конечно, работали на славу, но без самого актера, без его пластики, голоса (а голос Олдмэна в оригинале просто завораживает и играет очень важную роль, в дубляже, конечно, все это исчезает), манер – герой был бы совсем другим. На эту роль пробовался Бандэрос, Вигго Мортенсен (который Арагорн из “Властелина колец”), но я уверена, что эти достойные актеры сделали бы Дракулу иным, а значит, магии этого героя уже не было бы. Потому что равного Олдмэну представить трудно.

Райдер вызвала безмерное уважение тем, что играла великую страсть, будучи, мягко говоря, в состоянии открытой вражды с Олдмэном на сьемочной площадке. Это тоже актерское мастерство – сыграть любовь и страсть тогда, когда в жизни человека не выносишь. А поцелуй Райдер-Олдмэна был назван одним из самых прекрасных поцелуев в истории кино. Вот ведь чудо!

Так что девушка вполне себе справилась с ролью, тем более, что вообще отыграла прекрасно.
Нет, все же еще раз восхищусь Олдмэном. Ну как же можно было сыграть так, чтобы в паре с красавцем Киану Ривзом, обладая вполне обычной внешностью, перетянуть все симпатии и внимание именно не себя. И веришь, что Райдер бросила своего жениха в исполнении Ривза, притянутая не вампирскими способностями подавлять сопротивление жертвы, а именно любовью, восторгом – сначала внешностью, а потом уже тем, чего у вампира быть не должно – душой.

Великая сила любви, толкающая на самое гнусное и самое возвышенное, побеждающая не просто смерть, а смерть души… Возрождающая душу из черного небытия, и дарующая прощение… Сказка о вампирах стала гимном этой любви. Сколько раз пересматривала этот фильм, столько раз поражалась, что все эти чудища, осиновые колья, барышни-вампирши во главе с невероятно красивой Белуччи, трансформация подружки Мины, все эти Хельсинги, цыгане, пациенты психиатрической больницы, летучие мыши и волколаки, ящики с землей и корабли, бороздящие океан, все это кажется лишь иллюзией, мороком, где есть только одно настоящее – любовь. Которая делает поцелуй прекрасной девушки и отвратительного чудовища столько прекрасным, что ты веришь, что именно так и должно быть. Любовь побеждает смерть, любовь вырывает раскаяние из самого черного сердца, любовь дарует прощение и омывает душу, запятнанную кровью и смертью.

И уже не важно, что будет дальше… Кажется, что ключ к главной загадке найден. Смысл любого существования – любовь. Именно она дает божественному свету проникнуть в самую черную душу и даровать ей покой и прощение.

Leave a Comment