«Мюнхен» / Munich

munich

Во время Олимпийских игр 1972 года в Мюнхене одиннадцать израильских атлетов были взяты в заложники, а затем убиты палестинской террористической группировкой, известной как “Черный Сентябрь”. Для возмездия израильское правительство создает группу агентов Моссада с заданием выследить и уничтожить ответственных за преступление.

Долго собирались мы с мистером Адамсом посмотреть этот фильм. Дошли, наконец-то.

Фильм, как и почти все, что снимает Спилберг, гениален. От начала до конца, от первого до последнего кадра фильма, длившегося 2 часа 43 минуты, мы сидели не шевелясь и не произнося ни слова. Слова не пришли и в первые минуты. Мы просто сидели и смотрели титры, обдумывая виденное…
Если бы мне пришлось описать фильм несколькими словами, я бы не брала за основу аннотацию, приведенную в начале. Я бы сказала, что это фильм о смерти человеческой души на фоне драмы людей, живущих по принципу “око за око”.
Теперь подробнее.

Стиль фильма изменчив… То нам показывают документальные кадры событий Мюнхенской Олимпиады, то тихую семейную жизнь главного героя, агента Моссада по имени Авнер, то секретнейшие заседания правительств, то взрывы и убийства, подготовки терактов, то снова мирную жизнь. Стиль эпохи восстановлен просто шедеврально – мода, макияж женщин, автомобили, здания, атмосфера… Словно снималось действительно в разных странах начала 70-х годов.

Красная нить фильма – смерть человеческой души… Главный герой, будущий отец, блестяще образованный телохранитель Голды Мейр получает задание отомстить террористам, убившим 11 израильских спортсменов на Мюнхенской олимпиаде. Для этого нужно сформировать группу из 4 человек и найти тех людей, которые организовали теракт в Мюнхене. Все идет как в бондиане (забавно, что одного из членов группы Авнера сыграл будущий агент 007 Дэниел Крейг, а еще одного – актер, игравший застенчивого возлюбленного Амели из одноименного фильма) – бравирование, шутки, подбадривание себя и друзей, боевые напутствия генералов и самой Голды Мейр…

А потом дело доходит до практики.. Одного за другим мы будем отслеживать вместе с группой террористов… И постепенно начнем видеть в них не убийц… Вернее, не только убийц. А знатока восточной поэзии, заботливого отца и мужа, больного плэйбоя, нежного любовника… Эти детали не дают нам больше мыслить штампами… Как говорится, как только жертва приобретает личные черты: имя, возраст, семью, ее перестаешь рассматривать как статистическую единицу. Бондиана заканчивается, так и не начавшись. Все, что будет происходить на экране, иначе, как разрушением душ людей не назовешь…

Первое убийство жертвы, смотрящей убийцам в глаза… Второе убийство, когда едва не погибает ребенок… Мстители еще испытывают эмоции, еще не все так страшно, еще все можно предотвратить и исправить. А потом убийство становится конвейером, уже гибнут мирные, уже рушится мир вокруг и душа превращается в черные клочья…

Еще страшнее то, что волей (не только случая) команда Моссада знакомится с арабами, такими же мстителями, как и они. И открывается вся нелепость и ужасность того, что они делают… Они убивают друг друга за клочок земли, где могли бы жить вместе. Они говорят одни и те же фразы и делают одни и те же вещи – они не антагонисты, они одно и тоже. Даже внешне они похожи настолько, что невозможно определить, где израильтяне, где арабы. Братья убивают друг друга из-за идеи, слов, мифа, в котором вынуждены жить, потому что другого им не дано.

Пафосность этих речей, произносимых то генералами, то матерью героя, то арабскими террористами… Сначала эта пафосность служит хоть каким-то объяснением, но когда растет гора погибших, когда люди перестают воспринимать убийство как убийство, а делают его, как любую работу, когда грань между местью и убийством по ходу дела стирается – вот тогда эти речи вызывают такой внутренний протест, что хочется подойти и стукнуть по экрану кулаком, потому что ничего другого сделать нельзя.
Герой возвращается к семье, к жене и ребенку, родившемуся без него… Но он уже мертв внутри; то, что живет, носит на руках дочь, любит ночью жену, готовит еду – это оболочка. Высосанная, опустошенная, похваленная генералами, которые ни разу в жизни не испытывали того, на что посылают своих подчиненных… Этой оболочке уже все равно – ее уже ничего не может спасти, даже, наверное, смерть не принесет облегчения.
Итог фильма печален… Его нет… Ничего не изменилось, месть не принесла ничего, кроме еще больших гекатомб жертв, война продолжается до сих пор. Нет разницы между убитыми и убийцами, палачи страдают еще больше, чем убитые, чьи страдания закончились… А вдовы и сироты остаются в одиночестве, скорбя по тем, кого унесли игры политиков…

Определенно, один из самых поразительных фильмов 21 столетия.
Детали играют огромную роль, любой, самый незначительный характер вылеплен режиссером и актером полнообъемно, целостно… Воображение помогает дорисовывать те детали, которые только обозначены.
Вот наемный убийца, казалось бы, злодей из злодеев… Но он трогательно любит свою супругу, и ты уже не можешь осуждать его и считать монстром.
Вот перекошенный террорист, но перекошен он не страхом, а состраданием к жертвам и желанием хоть что-то сделать, хоть как-то облегчить их ужас.
Вот любящий огромную семью добрый дедушка, который одним взглядом или движением руки может даровать жизнь или смерть – и ты через минуту замираешь от страха, представляя себе реальную встречу с таким человеком.

В общем, еще раз скажу: не пожалейте почти три часа своего времени и посмотрите этот фильм. Не важно, что о нем пишут, что Спилберг показал легенду, а правда была другой. Все это не важно, потому что идее фильма все это совершенно не мешает. А прошедшие со дня его выхода годы только подтверждают сказанное.
Приятного просмотра.

Leave a Comment