Повествование структурировано на три истории, каждая из которых вызывается из памяти постаревшим Михаэлем Бергом. Первая часть происходит в 1950-е годы в послевоенной Германии, в провинциальном городке, название которого не указывается (подразумевается Гейдельберг). Вторая часть — спустя 10 лет — происходит в Берлине, где Михаэль изучает юриспруденцию. Заключительная часть истории происходит в 1980-е годы.
Фильм настолько поразителен, что я две недели носила все в себе, не решаясь ничего не писать по этому поводу. И сейчас, когда я вспоминаю о нем, в душе что-то ноет. Возможно, потому, что живу сейчас в Германии и уже не могу смотреть на этот народ как на однозначного врага, как нас учили в школе. Возможно, потому, что пришло то время, когда любая человеческая судьба начинает рассматриваться мной не как отдельная нить, а как клубок, сплетенный с другими такими же нитями человеческих жизней. Бог весть…
Но судьба женщины, сыгранной гениальной (уже не боюсь этого определения) Кейт Уинслет, потрясла меня своей неоднозначностью и сложностью. Не буду спойлить, не скажу, в чем была тяжесть этой судьбы, но все время думаешь: насколько все не просто в человеческой жизни, насколько все иногда страшно и безвозвратно.
Вторую заглавную роль сыграл Ральф Файнс, который тоже является одним из самых талантливых актеров современности.
Но если у Файнса задача была не очень сложной – он играл временнОй промежуток около 15 лет, то у молодого актера Флореана Бартолемея задача была посложнее. Ему нужно было сыграть мальчишку-подростка, влюбленного во взрослую женщину, а потом – юношу, ломаемого страшной правдой, которая открылась ему спустя 10 лет.
Вначале все мое внимание было привлечено Уинслет, которая просто преобразилась – настолько вжившись в роль своей героини, что у нее изменилась пластика и голос, то потом и Бартолемей впечатлил. Угловатый мальчик превратился в возмужавшего молодого человека, который враз становится стариком, неся страшную ношу правды, открывшейся ему случайно, но потянувшей за собой столько, что под ударом оказались поколения связанный с ним людей.
Подробности рассказывать ни к чему: “Чтеца” нужно смотреть, смотреть в тишине, не отвлекаясь на чипсы или конфеты. Да что я говорю: вряд ли будет аппетит, но не из-за расчлененки, а из-за того, что все время думаешь о том, сколь страшна жизнь под гнетом вины, сколь хрупки человеческие чувства, сколь сильно мы можем влиять друг на друга, даже если не подозреваем о том, что любая встреча с нами, любой взгляд или разговор, любое слово могут повернуть человеческую жизнь совершенно в другую сторону. И причастными к этому повороту будем именно мы.
Смотрите этот фильм. Обязательно смотрите.