Прага – любовь с первого взгляда…

Январь 2008 года

Ехать туда из Дрездена нужно по невероятно красивой дороге, которая отходит от автобана и делается двухполосной.

Она вьется вместе с рекой Влтавой, которая течет вдоль невыразимых, сказочных гор с замками наверху. Причем вид открывается настолько захватывающий, что то и дело приходится смотреть на дорогу, чтобы не врезаться в таких же завороженных видом водителей, едущих навстречу. Течения почти нет, река, словно ртутная, застыла между поросшими лесом невысокими горами, вершины которых украшены не развеселыми барочными, а мрачноватыми романского стиля замками, настолько неприступными, что оторопь берет, как же в них поднимались хозяева и крестьяне, поставлявшие туда съестное. Иногда гора украшается не замком, а крестами, что наводит на печальные мысли о тех, кто решил туда забраться, а сойти вниз уже было не дано. Все эти мрачноватые подробности отражаются в зеркале реки, совершенно стирая границы реальности. И лишь одна мысль пробивается сквозь несколько устрашающий восторг: как же должно быть красиво тут весной, когда леса оденутся в зелень и река отразит не свинцово-низкое зимнее небо, а весеннюю лазурь с белыми облаками? И не удивляешься уже, что народ, живущий на этой земле, создал прекрасные сказки – разве можно иначе, живя внутри самой этой сказки? Конечно, нет.

Хотя романтический настрой и овладел душой, первая заправка, на которой остановились подкрепиться, стала напоминанием о покинутой родине. Переход, через который пришлось пробираться к собственно кабачку, представлял из себя трубу с пластиковым верхом, полностью забитую мусором и фекалиями, между которыми была заботливо протоптана тропка жаждущими покушать дальнобойщиками. Дети были взяты на руки, взрослые несколько истерично подшучивали и похохатывали над прыжками и зигзагами, благодаря небеса за то, что сейчас снежок и морозец, а не летняя жара, непременно превратившая бы этот оазис культуры в место, через которое можно пройти либо с жестоким гайморитом, либо в противогазе.
Официантка оказалась не говорящей ни на одном из известных нам языков, включая русский, и если бы не дедуля, любезно помогший с переводом и наше умение показать, чего мы хотим, на пальцах, сидеть бы нам голодными. Одно лишь примирило нас с первым приключением – совершенно изумительная кухня. Даже в такой забегаловке готовить умеют – это факт.

Уже через час, пробравшись по тому же переходу, но уже в темноте, освещаемой дисплеями мобильников, мы были на пути к Праге. Дети вели себя отлично, поэтому первая поездка по ночному городу впечатлила до невозможности. Во-первых, непривычно открытыми 24 часа в сутки супермаркетами, и торговыми центрами, где можно предоставить детям игровые автоматы для растерзания, а самим выпить знаменитого чешского пива. А во-вторых, ценами, которые настолько ниже, чем в Германии, что становится абсолютно ясным, почему все, кто живет недалеко от Чехии, ездит сюда за покупками.
Конечно, мужчины моментально сдав нас с детьми в отель, отправились в многочисленные пивные за впечатлениями. И никто их не осуждал, потому что надо же женщинам отдохнуть от своих благоверных, отдавшись первейшей и главнейшей из слабостей: трепу. Утомленные дети завалились спать – и можно было вспомнить, что ты не только мама, но еще и тетенька, которой язык и мозг дадены не только, чтобы рассказывать сказки.

Утром все отправились за впечатлениями.
Скажу сразу: я сразу же, с первого взгляда и навсегда влюбилась. В Прагу невозможно не влюбиться, как невозможно не влюбиться в прекрасную и загадочную принцессу, вот как эта.

praga-girl
Эта девушка для меня – сама Прага…

В этом городе столько магнетизма, столько загадочности, столько прелести, что никакими рассказами передать невозможно, как невозможно описать красоту морского пейзажа или улыбку только что родившей женщины. Удивительное в Праге то, что она вся состоит из деталей, которые приковывают внимание, радуют глаз. Чехи – великие зодчие и ремесленники. Простая дверная ручка, оконная решетка, вывеска магазина, писанки в корзинке – все это сделано с таким мастерством и любовью, именно с любовью к материалу, что остается лишь восторгаться, что есть люди, способные на такое мастерство.

eggs
Писанки

Вообще чехи – удивительный народ. Они смешали в себе исчезающую ныне в Германии немецкую точность и пунктуальность, чистоту и любовь к деталям со славянским менталитетом. А какие они красивые люди! После жесткости немецких черт, особенно заметных в женщинах, ты попадаешь на праздник женственности и красоты. Не удивлена, что знаменитейшие из топ-моделей – чешки. Кстати, чехи высоки, средний рост – от 170 и выше, это очень бросается в глаза. Впрочем, моя оценка субъективна, потому что приехавшая из Москвы подруга утверждает обратное – чешки менее женственны и красивы, чем россиянки. Объяснение этой субъективности в месте жительства. После немок чешки стильно и со вкусом, женственно одеты и накрашены, с прекрасно стрижеными и прокрашенными волосами. После москвичек, понятно, чешки кажутся более европеизированными и унисексированными. Но мне очень понравились эти мягкие, русоволосые стройные барышни в разлетающихся юбочках и сапожках на каблуках, с высокими скулами и большими глазами, часто с поволокой.

Но оставим чешек в покое, ибо они не могут не быть красавицами в таком городе. Прага очаровывает, околдовывает с первых минут после въезда. Город сохранил архитектуру позднего средневековья, почти не подвергался влиянию барочной вычурности, Прага гармонична – именно это слово подходит ей более всего. Центр города почти не застроен зданиями советского периода, а те дома, которые строились в наше время, как-то удивительно скромно и ненавязчиво вписались в древние улочки со старыми, украшенными лепниной и гербами домами. Даже современные стекло и бетон спрятаны, закамуфлированы, не привлекают глаза, даже будучи прямо перед глазами. Как это удалось архитекторам? И низкий поклон городским чиновникам, которые не берут взяток, позволяя нуворишам портить древние улочки монструозными растяжками и монументальными авангардистскими испражнениями. Нет, современные здания есть и в избытке, но они вынесены на окраины либо настолько органично вписаны в уже существующий городской пейзаж, что становятся вроде невидимыми, затененными стариной.
Еще одна особенность Праги поражает меня до сих пор – она не так красива на блестящих рекламных буклетах, яркие открытки с городскими видами портят ее виды так, как портит макияж природную красавицу. Прага прелестна именно такой, какой ее видит глаз – немного грязной, потому что очень много открытого грунта, немного мрачноватой из-за зимней унылой погоды, с узкими средневековыми улочками, петляющими в Старом городе, которые могут закончиться такой феерически огромной и прекрасной площадью, что глаз поначалу будет ослеплен, как ослепит его яркое солнце после лесной полутьмы.

house
Главное – детали

Город раскинулся на холмах, где привольно, просторно, где собрав дома рядышком, близко друг от друга, где вплотную подходя к реке, где гордо поставив на высокой горе крепостные стены и шпили соборов. Средневековые символы встречаются буквально на каждом шагу – где пока еще понятные нашему современному глазу, где пугающие его загадочностью и мрачноватым юмором.

Прага – это огромная и прекрасная книга, которую нужно читать долго и вдумчиво, мы пробыли там всего два дня, этого совершенно недостаточно, чтобы насладиться ею сполна. Мы увидели лишь титульный лист, который настолько поразил воображение, что не останется ничего, кроме того, чтобы вернуться туда и начать чтение.

bridge
Вид с Карлового моста

Ну и о приземленном.
Чешское пиво – самое вкусное пиво, которое доводилось мне пробовать, а чешская кухня – это нечто уникальное, возведшее хлебопечение в статус искусства, а «суповарение» – в статус опиата – раз попробовав, больше не сможешь соскочить. Вся кухня экспериментирует со вкусом и приправами, мясо в сладком соусе сопровождается очень соленым супом. Острые соусы предполагают обильное пивозапивание. И удивительно то, что печень и почки с желудком этому совершенно не сопротивляются, а только рады такому балованию. И еще – пиво не пьянит, а бодрит, даже самое черное и крепкое. Я точно знаю, что с бутылки немецкого темного я бы лежала под столом в полном забытьи, а чешское мы цедили кружками – и лишь бодрились. Вот такое у пива удивительное свойство.

meal
Натюрморт
beer-bar
Пражская пивная

Ну что еще сказать… Я влюблена. Влюблена в Прагу. Что добавить к этому?

А прибавлю, что фотоотчет о путешествии в Прагу – смотрите в Фотоальбомах.

Leave a Comment