Режиссер: Оливер Паркер
В ролях: Колин Фёрт, Бен Барнс, Рейчел Херд-Вуд, Ребекка Холл, Эмилия Фокс, Бен Чаплин, Фиона Шоу, Кэролайн Гудолл, Дуглас Хеншэлл, Мэриам д’Або
Молодой и невероятно красивый Дориан Грей приезжает в Лондон и попадает под влияние искателя приключений лорда Уоттона. Он внушил юноше, что секрет успеха и счастья Дориана — в его красоте, ведь она поможет получить все удовольствия мира. Дориан заключает сделку с Дьяволом. Юноша заказывает свой портрет, и теперь вся грязь его жизни, полной распутства и преступных страстей, будет пачкать и портить полотно, его же собственное лицо останется вечно юным и прекрасным.
Вот такой незатейливый пересказ экранизации одного из самых известных романов 20 столетия “Портрет Дориана Грея” Оскара Уайлда, который и лег в основу этого фильма.
Теперь поехали разбираться с самим кино.
Роман читан мной до дыр на всех известных мне языках в силу отягощенности учебой на инязе филологического факультета. Одновременно затерт до дыр разборками – как текстовыми, так и литературоведческими. Поэтому, когда узрела анонс фильма, заерзала от нетерпения. Почему? Да потому, что роман относится к категории невыгодных для постановки. Вся соль романа не в интриге “кто с кем переспал и кто кого загубил в итоге”. Роман интересен огромными текстовыми отступлениями, потому как роман этот – гимн гедонизму, гимн роли искусства в жизни человека, роли творца в жизни творения, в конце концов этот роман имеет яркую гомосексуальную окрашенность. И вот как это все экранизовать – вопрос очень интересный.
И ответом на него стало: “Никак”. Потому что за основу как раз взялось “кто с кем переспал” – и всех делов. Разумеется, к кастингу подошли очень и очень серьезно, главные роли играют сплошь английские актеры – а толку-то? Да, интерьеры, да костюмы, да произношение… Но от “кто с кем переспал” все равно никуда не делись… Исполнитель роли Грея, молодой актер Бен Барнс, более всего известный по фильму “Хроники Нарнии”, где он исполнил роль принца Каспиана, весьма и весьма мило смотрелся в роли прекрасного, никогда не стареющего юноши. Я была удивлена, что ему почти тридцать лет – выглядит он очень молодо, как и его герой. Можно даже сказать, что Барнс может стать неплохим актером: во всяком случае, с ролью он справился на крепкую четверку, ведь ему нужно было не слишком много изображать. Цветение юности, невинность вначале – и скрытую порочность в конце. В принципе ему это удалось.
Мой любимый Колин Ферт в роли лорда Генри как раз совсем не порадовал. В романе это был змей-искуситель, один из творцов Дориана, который на пару с художником Бэзилом сделали из Грея того, кем он стал. Но по сценарию лорд Генри был эдаким бледным дядькой, который и на змея-то не тянет. Так, трусоватый мужичонка, способный на мелкие пакости и на мелкие радости. Он не произнес ни одного из своих ядовито-блистательных монологов, которыми отравлял Дориана в романе. И в общем и целом исполнял в фильме роль мебели. Художник Бэзил, который в романе был антагонистом лорда Генри, творцом в положительном смысле слова, запомнился только гомосексуальной сценой с Дорианом Греем. Кстати, поэтому рекомендую деток от экрана держать подальше: все ж эстетика целующихся мужиков – не для детских глаз.
Загубленная Греем в начале его пути актриса Сибил Вэйн в фильме прошла блекло-рыжей тенью, даже загубить ее у героя по-человечески не получилось. Сценаристы не позволили. Как не позволили показать настоящие метания человека, могущего видеть собственную душу во всем ее разрушенном грехом состоянии, как не позволии высказать главные идеи романа, как не позволили отравиться хотя бы на время гедонистическими сказками лорда Генри и гимнами искусству Бэзила… Все как-то про разврат да наркотики больше показывали…
В общем и целом фильм слабый. Несмотря на хороших актеров. Такое впечатление, что снимали в угоду массовому зрителю – а массовому зрителю подавай зрелищ, но не пищи для ума. А жаль…