Режиссер: Мэл Гибсон
В ролях: Эндрю Гарфилд, Ричард Пирос, Джейкоб Уорнер, Мило Гибсон, Дарси Брайс, Роман Геррьеро, Джеймс Лагтон, Касия Стелмах, Хьюго Уивинг, Рэйчел Гриффитс
Медик Американской армии времён Второй Мировой войны Дезмонд Досс, который служил во время битвы за Окинаву, отказывается убивать людей и становится первым идейным уклонистом в американской истории, удостоенным Медали Почёта.
В общем, не сдержала я клятвенно даваемые себе обещания не плакать.
Перед вами развернется история человека, который оказался сильнее всех обычных представлений о силе и мужестве. История человека, который действительно явился той самой солью земли, без которой все в этой жизни теряет смысл.
Я отдельно расскажу о нем, пока же попробую сосредоточиться именно на фильме как на отдельном произведении.
Гибсон как всегда невероятно хорош в режиссуре – ни одного провисания, ни одного торможения сюжета, феноменально снятые батальные сцены и огромное количество смыслов, которые будут понятны всем, даже не христианам, хотя героем фильма стал христианин и вообще в фильме – все связано с верой и силой веры.
Я очень люблю Гибсона за то, что у него все, даже мелочи – направлены на то, чтобы погрузить зрителя в эпоху. Нам действительно показывается та самая Америка – верующая, невинная – по сравнению с нашими скотскими временами, патриотичная и патриархальная. Нет, в ней нет сусальности и искусственной позолоты в стиле “а вот раньше пшеница была выше, а девки – сочнее”. Ничего подобного – просто глядя на героев, веришь, что именно таким было поколение наших дедов и бабок, не важно, где они жили.
Режиссер с самого начала, с первых кадров, бросает нас в ад войны, с первых секунд показывая то, что делает вполне понятным тот факт, что прошедшие через этот ужас очень не любят о нем говорить. А затем – мы видим, как герой пришел в этот ад, что его привело туда. И более того, мы постепенно понимаем, что именно заставило этого человека сделать свой несомненно удивительный выбор.
Актерская игра – вне всяких похвал, выше вообще любого рецензирования. Гарфилд, игравший раньше каких-то дохленьких комиксовых суперменов, доказал, что может сыграть и драматическую роль. Безошибочно, без переигрывания и сваливания в юродство – он сыграл сильного человека, чья сила – непонятна окружающим, привыкшим подразумевать под нею игру мускулов и желваков. Он сыграл христианина, воина Христова, чья сила – такой высоты, которую смогут понять либо люди истинно верующие, либо те, кто станут свидетелем ее проявления в тех обстоятельствах, когда любая мишура спадает с человеческих глаз и мир становится предельно ясным и четким, где цена каждого – видна в совершенно безжалостном свете простых истин: жизни и смерти, любви и ненависти, милосердия и жестокости. Вы пройдете вместе с главным героем через череду совершенно однозначных армейских ломок, и увидите, услышите – что именно давало ему силы оставаться собой. И повторяю – вы увидите живого человека, а не юродивого и не блаженного. Живого – страдающего, бунтующего, боящегося, плачущего.
Отдельно – хочу еще раз отметить игру обожаемого мною Хьюго Уивинга. Это было вообще за гранью – маленькая роль отца главного героя, проведенная так, что ты ее будешь помнить наравне со всеми большими ролями. Больше всего меня поражает особенность Уивинга быть настолько разным, что ты вообще не веришь, что это один и тот же человек. Вот и здесь – перед нами будет изломанный посттравматическим синдромом человек, который не знает, как жить свою жизнь, который страдает сам и ломает своих близких. Потому что он – остался там, на полях войны, где остались лежать его восемнадцатилетние друзья. И лучше всего он чувствует себя на их могилах, а не рядом с семьей.
Ну и батальные сцены… Они огромны, масштабны и очень реалистичны. Поэтому – никаких детей у экранов. Смотря на развивающийся во времени кошмар, я все время ловила себя на мысли, что смотрю на чудовищную и бессмысленную резню, где одни люди убивают других при помощи самых страшных способов, вместо того, чтобы садить хлеб, целовать жен и воспитывать детей. Все кадры – кричали о том, что происходящее – это ад, кошмар, тем более страшный, что он совершенно бессмысленен.
В общем, друзья мои, у меня как-то до сих пор отключена вербализация. Это очень хороший фильм. Обязательно его посмотрите.