Знаете, что самое обидное в нашей жизни? Что о какой-никакой житейской мудрости – если она, конечно же, вообще приходит к человеку – можно говорить только после сорока, поближе к 45. А жизнь… жизнь-то уже охохонюшки как прошла половину…
И вот сидишь ты на скамеечке “кажись, ум уже пришел” и смотришь на жизнепроведение своих молодых приятелей… И понимаешь, какие обидные вещи они делают с собой.
Сегодня мы поговорим о ненужных отношениях.
Вы когда-нибудь замечали, насколько много людей боится одиночества? Оно пугает их до дрожи, до приступов паники, до сведения скул. Страх остаться наедине с собой столь велик, что они готовы идти куда угодно, встречаться с кем угодно, общаться с теми, кому в иных обстоятельствах не подали бы руки… Вести бессмысленные и бесплодные разговоры, посещать глупые вечеринки, притворяться, прикидываться, юлить… Только бы не находиться наедине с собой.
Что такого они боятся открыть в самих себе? Что их пугает настолько – что они готовы поступиться принципами, но не остаться дома и провести некоторое время без общения наедине с собственными мыслями.
У меня имеются предположения, но мы сегодня говорим не о них. Мы поговорим о результате этого страха – ненужных встречах и ненужных отношениях.
Представьте, что вы – молодая женщина, у которой уже появилось желание выйти замуж и родить ребенка. Вы прицельно выбираете себе мужчину, начинаете с ним встречаться, ожидаете предложения руки и сердца. Но его по неким причинам не происходит – и вы начинаете нервничать. В конце концов ставите вопрос ребром: если мы любим друг друга, то почему бы нам не пожениться, ведь я с самого начала не скрывала от тебя, что готова на серьезный шаг. В ответ – несется некое малоосмысленное мямленье о “неготовности” и прочих отмазках мужчины, не желающего брать на себя обязательства.
Вы расстаетесь. В ходе расставания (впрочем, как и в любой стрессовой ситуации) вы видите всю “гиднисть та вэлыч” вашего несостоявшегося избранника, ведущего себя как самая позорная истеричная баба. Ну то есть картинка перед вами открывается достойная кисти Перова.
А потом… потом проходит некоторое время и вы снова сходитесь. Не потому, что любовь – а потому что одиночество. Ну как это – вы будете одна, пока ваши подружки встречаются с молодыми людьми. Ну как это – все куда-то едут, а я не поеду, потому что все будут по парам, а вы – одна как дура. Да и вообще… хочется, чтобы подарки, цветы, кафешки-кабаки… Чтобы все как у людей было…
Я же сижу на своей лавке “кажись, ум пришел” и изо всех сил кричу: остановись! Остановись пока не поздно! Что же ты делаешь!
Да, когда тебе едва перевалило за четверть века, ты молода, красива и полна сил, тебе кажется, что впереди еще куча времени, уйма, жить не пережить. Что можно еще попробовать пописать черновик – и исправить напортаченное, ведь впереди – столько времени, молодости и активной жизни. Можно встречаться-расходиться-ругаться-мириться… Можно “просто так, без обязательств” покружить головы, пококетничать, “не понравиться-бросить”.
Но ты еще не понимаешь – что ВРЕМЯ НЕ ВЕРНУТЬ. Все, что прошло, каждый час и каждую минуту, больше никогда не вернуть назад и не пережить. Сейчас, именно в данный момент ты, страшно боящаяся одиночества, вместо того, чтобы разобраться, почему именно оно внушает тебе такой ужас, предпочитаешь общество мужчины, по поводу которого тебе уже было стыдно. Которого ты видела во всей своей неприкрытой “красе” слабого истеричного нюни, устраивающего из вашего расставания шоу “страдания неюного Вертера”. Который уже однажды прокатил тебя с предложением руки и сердца – и ваше повторное “начнем сначала” ничего не изменит (и это большое счастье, потому что не дай Бог выйти за такого замуж и начать от него размножаться).
Сколько их – таких женщин, таких мужчин, которые лучше будут абы с кем, но не с самими собой? Имя им – легион.
Они найдут миллион и одно оправдание, почему им “нужно быть рядом”, почему “уж лучше так, чем совсем никак”, почему “лучше синица в руках”… Им невдомек, что именно эта синица в руках мешает им вообще бросить взгляд в небо – потому что удерживать малую птаху в руках трудно, она вертлявая и так и норовит из них выскользнуть.
Но время – штука неумолимая и жестокая. К тем, кто его прожигает, оно беспощадно. Однажды оно предъявит свой счет – и вдруг окажется, что в активе у человека только пустота и полное незнакомство даже с самим собой. Почему? Да потому что времени не было – на это знакомство с самим собой: все потрачено на других. Абсолютно ненужных по сути людей, служивших только одной цели: быть щитом от одиночества, средством избавления от собственных мыслей.
Их привязали, их приручили, по сути – их в некоторой степени предали, внушив ложное чувство собственной значимости, тогда как в реале, если бы подвернулся вариант получше, – их бы моментально, просто со скоростью звука бросили и отправили восвоясях куда подальше. Вот в чем главная подлость по отношению к ним – они являются субститутом, заменой, нужной, пока вокруг период безрыбья.
Но в том-то и дело, что в этой паре нет победителей и побежденных. Каждый находится в проигрыше. И использующий и используемый.
А потом мы вновь и вновь слышим истории о несчастливой жизни, в которой нет просвета и нет радости, которая кажется пустой и никчемной. А как иначе – если ее лучшая часть была отдана самой настоящей пустоте? Перемножаемое на ноль – не даст ничего, кроме ноля. Это мы еще в начальной школе узнаем. Плохо, что эти уроки уже тогда плохо усваиваются.