Как не задерживаться на дне ямы страданий

Круг моих знакомых все же обширен, друзья мои. Сегодня вот дошел до меня стон слезный от одной стариннейшей знакомицы, с которой мы еще рассекали университетские просторы. Так вот, знакомица застряла на привычном дамском распутье.

Хочется пирожков с семгой, блинов с икрой и маслом, тортика с кремиком и сбитыми сливками, да запить кофеечком с ликерчиком. Но глаз натыкается на кое-чьи ноги в мини – и хочется худеть. Поэтому – надо сползти в яму страданий и там сидеть стенать над судьбиной. В компании тортиков, блинчиков и тыды. Не забывая, что ноги тоже очень хотелось бы. И до того ее штырит, что реально грядет яма страданий.

Так вот, поскольку я уже выползла – поделюсь кое-какими наблюдениями и обнаруженными особенностями.

Итак, народ, все мы знаем, что нам очень тяжело функционировать без гормонов счастья, которые вырабатываются тогда, когда мы получаем удовольствие. Удовольствий, доступных нам, простым смертным, – не слишком много. Еда (самый примитивный и доступный тип удовольствия); достаточный крепкий сон (ну тут кому как повезет); секс и вообще все, что связано с любовью; то, что англичане называют home – место, куда можно прийти, где нас ждут, где мы чувствуем себя защищенными; неощущение своего тела (отсутствие боли, способность себе нравиться, легкость, гибкость, хорошее владение движением); общение (с приятными людьми, не вызывающими антипатии); природа (наслаждение пейзажами); искусство (музыка, живопись, вообще все типы искусства, которыми человек занят или наблюдает его плоды); игра (детское удовольствие, которое может стать удовольствием и для взрослых).

Все эти виды удовольствия (без злоупотребления) приносят нам счастье, мы получаем гормоны, необходимые нам, чтобы не страдать. И соответственно если по какой-то причине эти удовольствия становятся нам недоступными – гормоны счастья не вырабатываются, мы все больше чувствуем себя несчастливыми.

В идеале нам нужно несколько источников удовольствия – но чем старше мы становимся, тем более ленимся и предпочитаем что-то, что будет наиболее нам доступно и потребует наименьших затрат для получения. Чуете, к чему клоню? Да к еде, к ней, родимой. Еда – самый примитивный и самый доступный тип удовольствия. Количество людей, заедающих не только стресс, но и скуку, и боль, и плохое настроение, – не уменьшается, а вполне даже растет с течением времени. И чем больше еда становится источником удовольствия – тем меньше человеку нужны удовольствия другие, тем более, они со временем становятся ему недоступными.

Вот смотрите – еда неизбежно приводит к лишнему весу, лишний вес – тянет за собой болячки. Вот вам и минус неощущение собственного тела, минус удовольствие от своего внешнего вида. Минус природа – потому что часто чтобы получить удовольствие от общения с природой, для начала нужно прийти в место, где красиво, а это часто – требует физического усилия, несовместимого с лишним весом. Минус движение – потому что телу, мышцам, связкам, хрящам, костям тяжело двигать себя так, чтобы начали вырабатываться нужные гормоны. Минус сон – потому что лишний вес не способствует хорошему сну из-за одышки и вообще проблем с дыханием и сердцем. Остается общение, искусство и секс, если повезет. Если не повезет – секс минус. Если в городе недоступно живое хорошее искусство – мало музеев, филармоний, то минус искусство.

Вот мы и приходим к тому, что источников удовольствия остается очень мало – явно недостаточно, чтобы чувствовать себя счастливыми.

Но что же делать, спросите вы меня? Если кто-то уже подсел на еду – и боится, что убрав ее из списка удовольствий, он задепрессирует со страшной силой, то я скажу следующее.

Решение достаточно простое. Надо заменить недостающее удовольствие другими. Снова приведу собственный пример.

Давеча мистер Адамс раскрыл старый фотоальбом из Германии – и я случайно увидела наш совместный портретец образца эдак 2008-09 годов. С экрана на нас смотрели две совершенно круглые физиономии, особенно моя выглядела так, словно ее начертили циркулем. Полная луна, так сказать, на немецком небосклоне. Я была настолько шокирована – что не передать. По своей привычке начала анализировать, что изменилось в Канаде – и поняла, что мы с мистером Адамсом в Германии очень любили пожрать. Германия – вообще вкусная страна, не мне вам говорить. Мясные блюда, сумасшедшей вкусноты выпечка, разнообразнейшие сладости, пиво и другой алкоголь. Да плюс моя мама, готовящая нереальные изыски – а мы обедали там еженедельно, да плюс праздники. Мы не были пугающе толстыми – потому что были достаточно молоды, но если сравнивать с нашими нынешними телами, то разница очень даже ощутима.

Так вот, если бы я десять лет назад прочитала текст приятельницы про блины с икрой, семгой и кофеечек, то у меня моментально бы полились слюни и я бы решительно рванула к холодильнику чего-нибудь сожрать. Но нынче утром этот текст не вызвал у меня ничего, кроме пожатия плечами и взгляда на часы: когда там у меня будет час на пробежку. То есть в моем мозгу уже достаточно давно произошло замещение удовольствия от еды – другими удовольствиями, и мозг уже даже не возбуждается на описания всяких вкусностей. В Канаде мы едим простую здоровую пищу, хотя можем позволить себе любые пищевые удовольствия, предпочитаем обычные блюда, минимум сладостей, минимум газировки и ноль алкоголя. И отнюдь от этого не страдаем – потому что гормоны счастья поступают из других источников. Я как раз сползу в яму страданий от отсутствия движения, чем от недостатка вкусностей, и кроме того, отсутствие зависимости от еды добавляет нам доступа к бОльшему количеству источников счастья.

Поэтому, когда приходит черед заползания в сезонный депресс (а от него никто не застрахован), то я просто не оставляю монотонного повторения программы “получаем удовольствие из любого доступного места”. Если не срабатывает спорт (по любой причине), ищем, как можно найти кайф хоть в заботе о себе, хоть в общении с приятными тебе людьми, хоть в хорошей книге (из всех видов искусств мне ближе всего это), хоть во встрече с природой, хоть в иных формах 🙂 Да, я понимаю, что проще всего открыть холодильник и забыться в уничтожении запасов пропитания, но потом ведь это отрыгнется тем, что остальные колодцы окажутся захлопнутыми, а значит – продолжаем трепыхаться, пока не выползем. Думаю, это наиболее оптимальный способ борьбы с депрессами – альтернатива в виде заедания тянет за собой слишком много проблем и последствий.

Я предвижу аргументы о “хорошо тебе говорить, ты не такая больная, не такая полная, живешь не тужишь”. Но поверьте, моя медицинская карта – достаточно унылое зрелище, если в мире произойдет апокалипсис и у меня не будет доступа к одному лекарству, я буду мучительно помирать в течение нескольких месяцев, гарантированно и неопустительно. Лишний вес у меня был. Проблем в жизни достаточно. Просто при выборе – распуститься или хотя бы пытаться жить максимально наполненной жизнью, я выбираю наполненность. А наполненность – означает поддержку тела и психики в максимально сбалансированном состоянии. И чем дольше этот баланс будет сохраняться, тем лучше.

В общем, ребята, поверьте, не жрать – проще, чем кажется. Достаточно просто заменить еду – другими удовольствиями, и тогда она не будет казаться таким заманчивым и необходимым счастьем. И вот тогда, если вам сильно захочется, вы сможете и ноги показывать – и блинов с икоркой отведать. Не мучаясь на распутье ИЛИ – ИЛИ.

2 thoughts on “Как не задерживаться на дне ямы страданий”

  1. Ирина, прямо вот вообще алкоголя – ноль? А я грешна, люблю красное сухое иногда:)

    Reply
    • Наташ, вы меня не берите в пример, я мигреник – у меня алкоголь давно спаялся с сильной болью, поэтому тут я как собака Павлова 🙂 Разумеется, алкоголь можно – просто он очень калорийный, даже вино, это нужно принимать во внимание 🙂 А так – почему бы и нет.

      Reply

Leave a Comment