Сегодня подруга спросила, празднуют ли День Победы в Канаде.
Нет, не празднуется, имеется День памяти и скорби в ноябре, когда канадцы прикалывают к воротнику красный мак и вспоминают всех павших в двух мировых войнах. Канада тоже потеряла людей, много людей в обеих войнах, и маки люди прикалывают потому, что одна из самых страшных битв произошла во время Первой Мировой войны, когда на поле брани остались десятки тысяч погибших в бессмысленной мясорубке.
В этот день чествуют ветеранов всех войн, в которых принимала участие страна, но парадов нет. Это скорее напоминает нашу Радоницу, когда в церквях поминают погибших и люди идут на кладбища и к монументам воинской доблести, чтобы возложить цветы и вспомнить тех, кто больше никогда не вернется назад. В армии служило больше миллиона канадских мужчин, погибло – 45 тысяч.
Я же, смотря на родину со стороны, не могу не задаваться одним-единственным вопросом. Почему после стольких десятков лет после Победы, когда в живых остались считанные единицы настоящих бойцов, имевших опыт именно войны, именно на передовой (впрочем, даже тыловые воины уже в том возрасте, когда уйти можно в любой момент), почему после стольких лет мира – в стране имеются парады Победы, но не похоронены те бесчисленные миллионы солдат, погибших, защищая родную землю и по сути всех нас?
Понимаете, даже у немцев и в 41 году, и в самые страшные для них времена, когда их уже погнали от Сталинграда, были похоронные команды, которые старались хоронить убитых. Все последующие годы немцы просили разрешения у советского правительства на захоронение своих солдат. А наш народ, народ-победитель… Захоронил ли он своих мертвых? Ну хорошо, я понимаю, первые годы нужно было отстраивать страну, поднимать экономику… Но потом? Потом почему захоронением занимались отдельные энтузиасты? А в нынешнее время? В те же тучные нулевые, когда страну захлестнули нефтедоллары – что мешало выделить деньги, чтобы просто собрать кости, усеявшие бессчисленные пространства родины, чтобы хотя бы как-то отдать долг тем, кто навсегда остался там, в сырой земле, чтобы мы могли ее топтать? Я не сильна в подсчетах, но что-то подсказывает мне, что один парад с демонстрацией оружия и силы на Красной Площади по стоимости мог бы окупить годы работы похоронных команд, которые бы по-человечески похоронили наших защитников.
Я читала чудовищный пост в ФБ, написанный девушкой из Ржева, городка, где происходила одна из самых кровавых битв Второй Мировой (и, само собой, Великой Отечественной войны). Я читала это отчаянное письмо и не знала, плакать или пойти разбить кулаком стенку. Сколько там лежит убитых – не знает никто, Сталин сразу распорядился засекретить данные, потом все вообще потерли, и цифры, довольно приблизительные, известны из немецких отчетов. Там лежит больше, сильно больше ПОЛУТОРА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК!!!! По самым скромным подсчетам, ребята, потому что кое-кто уже говорит и о двух миллионах. На небольшом пятачке – лежит население города-миллионника, от младенцев до стариков! Девушка писала, что в огородах невозможно выкопать мало-мальски глубокую яму – там перемешаны кости и боеприпасы, там просто нет живого места от месива человеческих тел. О СЛОЯХ убитых упоминает в своей книге воспоминаний и Николай Никулин, но это уже под Питером – но то же самое, груды, метры лежащих друг на друге людей, чьих-то сыновей, отцов, братьев… Захоронены – сотни, ну хорошо, тысячи… Миллионы лежат непогребенными, их занесло землей, на них растет трава и лес… Но Господи Боже мой, что же мы за народ такой, если за семьдесят лет так и не дали покой погибшим за нас!
То, что я вижу сейчас, – это какая-то инфернализация сознания людей. Ладно, если бы страна просто стала забывать ту войну, ну мало ли, сменилось несколько поколений, стирается память, не может не стереться, как постепенно забывается Первая Мировая, Гражданская… Но нет! Девятое мая стало для России священным праздником, с этим днем люди поздравляют друг друга, желают мирного неба над головой. Но где тогда настоящая народная память? Которая требует воздать мертвому память не тем, что наклеил на свою немецкую машинку наклеечку “Можем повторить” и не прицепил георгиевскую ленточку к бутылке водки; которая не в “дегустации блокадного хлеба” (Господи, может, еще устроить квест “сбежать из Бухенвальда”?), не в проведении помпезного парада с демонстрацией собственных сил в придумке оружия массового уничтожения и не в последующем сверхсалюте… Где память народа, которая похоронит мертвых хотя бы в общих братских – но могилах – где будут стоять кресты или звезды, тут не важно. Где голос церкви, которая первая должна кричать, бить во все колокола – что не в дегустациях и не в бряцаньи оружия народная гордость и самосознание, а в том, что человек, подаривший тебе жизнь ценой своей жизни, ценой не родившихся у него детей и внуков, который уступил свое место – нам, чтобы мы жили, видели солнце и целовали своих детей – достоин не валяться в земле там, где его настигла смерть, а быть схороненным, отпетым, вспомненным.
Почему сейчас все чаще и чаще снимаются фильмы, где война изображается эдаким квестом, где медсестрички ползают по полям сражений в нейлоновых колготках в юбках, где откормленные танкисты в концлагерях лихо пожимают руку благородному врагу, прямо-таки тевтонскому рыцарю, с которым только что была дуэль на танчиках в лучших традициях голливудского говна о супергероях (а Голливуд умеет снимать и другой кино, где война показана жутко, страшно и кроваво – я об этих фильмах писала)… А фильмы подобные “Иди и смотри” или “Летят журавли” сейчас не снимаются – ибо они не сделают кассы, а ведь это делает из наших детей манкуртов, не помнящих собственной истории. Даже “Мы из будущего”, трэшачок, но в котором война показана достаточно жестоко, снят очень давно – нынешний хит – “Т34”, находится вообще за гранью любого представления о добре и зле.
Все это атрофирует память, превращает историю в занятный балаган, эдакий маскарад, где любой губастой чиксе можно переодеться в форму и сделать селфичку в гимнастерке и пилотке; где на джипах написано “На Берлин” и их водилы, ничтоже сумняшеся, выпьют “фронтовые сто грамм” под шашлычок; а их детишки в детском саду пройдутся в гимнастерках и с автоматами в шествии “Дошкольного полка” (в этом году мы дожили и до этого). А по телеку покажут безголосых певичек и педерастических певцов, которые, натянув на исполосованные косметологами и хирургами рожи выражение “спасибо деду за Победу” споют песни военных лет, хотя после этого мерзостного исполнения хочется вымыть уши и глаза с мылом, потому что не этими ртами, ребята, не этими ртами произносить “Я погиб подо Ржевом в безымянном болоте”…
В общем, с Днем Победы вас, дорогие читатели. Только для меня это – все же праздник действительно со слезами на глазах. Мы помянем в этот день всех погибших в нашей семье и посмотрим какой-нибудь старый советский фильм. Снятый режиссером, который воевал, с актерами, которые либо воевали, либо помнили войну. Мы вспомним героя Советского Союза, деда мужа, и еще одного героя Советского Союза, моего двоюродного деда. Вспомним бабушку мужа, военврача, и ее супруга, военного ветеринара. Моего деда, танцора военного ансамбля, который успел побыть на фронте всего две недели – и закончилась война, он был слишком молод и попал на войну в 1945 году. Вспомним моих прадеда, прабабку и их детей, убитых фашистами в еврейском гетто. И деда, строившего военные корабли всю войну. Мы вспомним всех – и всех помянем, не важно, какой они были веры и верили ли вообще. Мы расскажем о них дочке – чтобы она помнила, кто она, откуда и кому обязана жизнью. Да, она подросток и на многие вещи еще смотрит с легкомыслием девочки, не знающей, слава Богу, беды. Но я уверена, что наши рассказы не пропадут зря – и в мире будет на одного человека, помнящего, кто подарил ему право на жизнь, больше.
Ирина, а Вы знакомы с обзорами Bad Comedian? Хотелось бы узнать Ваше мнение на счет Баженова. Только вчера вышел очередной его обзор на фильм “Т-34”. https://youtu.be/BKQlqjBDF8Q
Аня, я подписана на Евгения. Вчера посмотрела обзор. Не всегда мне нравится, что он делает, но по поводу “Т34” с ним согласна полностью. Мы и фильм посмотрели, и обзор. Последние годы я просто вскипаю, когда вижу спекуляции российского кинематографа на войне. Эти стрип-танцы “Любки Шевцовой” перед нацистами или “танчик-баттл” в слоумо. Знаете, не понимаю сама, почему, все время вспоминаю страшный крупный план из фильма “Помни имя свое”, когда Касаткина, обстриженная, костлявая, смотрит из-за колючей проволоки. Просто смотрит. И просто хочется сдохнуть от этого взгляда… Потому что ты сыт, потому что жив… И жаль, что у людей с по идее богатым творческим воображением нет перед глазами внутреннего камертона, вот этого взгляда, перед которым может быть стыдно за свои идеи и их воплощение… И пока у них не будет стыда, мы будем смотреть стрип-дэнс “Любки” перед “врагами”.
Ирина, С Праздником Победы! Начну с конца. Не думаю, что у народа нужно отобрать этот день. Этот праздник. Со слезами,…но праздник. То как они это делают, вот это пугает. Даже не поспорю с вами. Согласна. И ведь, главное, когда слышу эти слова:….”если надо-повторим!” Ноги холодеют. Во- первых. Я мать. Дочь уже взрослая. Сын малыш совсем, но мальчик. Мужчина. Потенциально солдат. И вот вопрос. У меня одной чтоль дети??? У остальных роботы трансформеры? Когда произносят слова, повторят. А что? И где?
Это во- вторых.
В сетке мышкой они повторят??? Вот промолчу за всё остальное. Вот это пугает лично меня. Кроме того, к меня два взрослых брата военнообязанные.
И как то от матери нашей услышала слова о том, что вот войны на них ( это про власть нашу и тп)… Я даже в шутку не могу сказать такое. Мы так сильно с ней поругались потом. С ума сошла! Говорю ей. Молчи и забери слова свои. А она будто бы не понимает. В ответ: ну а чё! Размажут этих гадов олигархов. Ага. Только их детки в англиях будут отсиживаться, а наших кинут в эту “топку”.
Бред полный. Но праздник считаю нужен. Ради людей, детей, мира. Другое дело как его провести.
Ведь даже в 45-м наши воины радовались, пели, пусть и оплакивая погибших. Вот я бы построила день так: вначале память, история, боль потери должна проникнуть в сознание. Чтобы понимали ценность человеческой жизни, ее хрупкость. А к вечеру можно и праздник.
Я в годик сына отвела на акцию: Свеча памяти. Есть у нас и такое. На площади (у нас город маленький) встречи, рассказы о героях, не книжных, а тех кто жил через улицу. Молодые организаторы-ребята все делают сами. Всё сопровождается фото, видео с кадрами из концлагеря, поля битвы, песни военных лет. Так удивило меня, что дети подростки знают слова и подпевают.
Так в этом году погода помешала. Перенесли на 22 июня. Не отменили. В конце из множества свечей формируется какая либо инсталяция.
Сын пока не понимает сути дела, но понимаешь ходим каждый год. В этом будет третий. Это способствует сплочению.
Так что нужны именно массовые мероприятия. Общество сейчас разобщено как никогда.
Наташа, я ни в коем случае не считаю, что этот праздник надо отнимать – это едва ли не единственный день, который действительно объединяет народ воедино не пьянкой-гулянкой, а именно радостью со слезами на глазах. И массовые мероприятия нужны, они важны, они необходимы. И гордость героизмом предков – это правильная гордость, дОлжная гордость, она объединяет народ и соединяет его с этими предками неразрывной связью. Но Боже мой – почему же эти предки до сих пор не похоронены! Ну не могу я понять, как можно сочетать в себе гордость предками и отсутствие у этих предков хотя бы братских могил. И это дело государства, не отдельных энтузиастов – а именно страны, обязанной своим существованием этим солдатам. Потому что если бы эти солдаты не отдали свою жизнь, баварского бы никто не пил… Боюсь, самые страшные антиутопии бы не описали того, что было бы со всеми нами…
Вот это меня просто добивает…