Знаете, что не устает меня поражать в моих ровесниках и людях помладше? Они совершенно не умеют принимать комплименты.
Мне нравится хвалить людей – за что угодно, за удачный внешний вид, за хорошо сделанную работу. Мне вообще нравится находить то, за что я могу искренне, не выдумывая, похвалить человека. И это не потому, что я вся из себя такая прекрасная душой, а просто потому, что лежит у меня на совести камень – несказанные мной в юности и молодости хорошие слова тем, кто этого заслуживал.
Да, мы часто жалеем о том, что сказали, “слово не воробей” и так далее. Но я не знаю, как вы, а я – часто жалею о том, чего не сказала. Не выразила свою любовь словами. Не донесла до человека, какой он хороший, как я тепло к нему отношусь, как я его люблю. А потом бывает слишком поздно. И ничего не изменить.
С тех пор я все стремлюсь исправить те давние промахи – стараясь не упускать возможности сказать человеку то, что думаю.
Но реакцией на эти хорошие слова часто является аналог советского анекдота: женщине говорят, как она красиво выглядит, а она смотрит удивленно: да это я голову помыла. Хвалишь платье – ой, да ему сто лет в обед, купила на базаре. Хвалишь прическу – ой, да надо уже стричься, подзапустила. Хвалишь прекрасно выполненную работу – ой, да за что тут хвалить. Хвалишь английский – ой, да у меня произношение ужасное.
Это прямо жесть какая-то, а не реакции.
С местными жителями немного другой коленкор: женщины за комплименты благодарят, расцветают просто, видно, что харрасмент уже наложил на них свою лапу и мужчины особенно в комплиментах не рассыпаются, боясь неправильно быть понятыми, но потребность-то осталась. Вот женщины и рады хорошим словам хоть от такой же женщины, как они. А вот мужчины – реагируют прямо-таки удивительно. Сказать, что они начинают сиять медными пятаками – это ничего не сказать. Тут уж приходит мой черед поражаться, как простой, скажем, комплимент, что мне нравится рубашка или кроссовки, способен их довести до стадии цветущего гладиолуса. Что позволяет мне делать вывод, что мужчинам комплименты вообще достаются в разы реже, а уж западные джентльмены – так вообще в состоянии голодухи.
Но в канадском обществе комплименты все же более приняты и распространены, чем у нас на родине – когда я только приехала в Канаду, была поражена, сколько раз мне на улице говорили, что им нравится платье или сумка. Просто мимо проходящая женщина могла подойти и сказать, что я прекрасно выгляжу. Когда стадия шока прошла – я сама приспособилась делать то же самое. Если мне что-то нравится – то я могу просто проходя мимо сказать nice shoes или what a dress. Особенно мне нравятся комплименты от трансгендеров или гомосексуалов, вот кто на комплименты действительно щедр – так это они. Тут на улице ко мне подошел весьма модный молодой человек совершенно недвусмысленного вида и спросил, где я брала блузку. Мы мило поболтали, я отправила его к дизайнеру, где ее купила, похвалила его брючки. В общем, расстались чрезвычайно довольные друг другом – и как раз его реакция на мои комплименты были образцово-показательной. Улыбка, искреннее спасибо.
А я и задумалась – ну почему столько людей не умеют так. И поняла, что огромное количество человеков себя не любят, собой недовольны – и им кажется, что их не за что хвалить и в похвале может содержаться скрытая насмешка или кое-что другое – ой, а чего это от меня надо. Или боятся порчи и сглаза. Или считают, что если не ответишь самоуничижительно – то “гордынька”.
Да при чем тут гордыня? Если красивая женщина будет считать себя уродиной и недостойной похвалы; или талантливый писатель будет отрицать свой талант, считая себя бездарем, – то это не смирение, как это может показаться особенно ретивым ревнителям традиций. Это глупое самоуничижение, не имеющее ничего общее с подлинным смирением. Признать, что Господь наградил тебя красотой или талантом – это принять подарок Бога с благодарностью и радостью. А не убеждать окружающих, что это на самом деле и не прекрасный подарок, а просто кулек с дурно пахнущими отходами.
Гордыня – это когда человеку все равно, есть ли у него достоинства или нет, он просто помещает себя в центр мироздания и не интересуется, есть ли у него для этого хотя бы малейшие основания.
Но чаще всего под неумением принимать комплименты я подозреваю все же нелюбовь к себе, состояние, когда человек искренне уверен, что его не за что хвалить. А ведь это на самом деле беда. Призывы всех этих гурынь и коучеров успеха, провозглашающих о любви к себе, не так уж беспочвенны. В их словах имеется рациональное зерно – просто они как всегда поперепутывали грешное с праведным и создали в результате в головах у себя и своих адептов кашу с молоком.
Любовь к себе бывает двух видов: можно видеть в себе создание Бога, признавать у себя наличие Его даров и быть благодарным за них. А можно сделать себя пупом земли, как я уже писала, и считать свои интересы – самыми главными во вселенной. И будучи называемыми одним словом – эти понятия по сути диаметрально противоположны.
Мы не должны гнушаться собой, мы не должны гнушаться хороших слов, которые говорят нам о нас самих – а это научит самой правильной реакции на комплимент: улыбке и искреннему спасибо. Нужно все время помнить, что комплимент – это приятное не только вам, это приятное и тому, кто его говорит. Это словесное обозначение понятия “радуйся” – и разделение радости между двумя людьми.
В общем, ребята, давайте говорить друг другу комплименты, ведь это все любви прекрасные моменты (с).