Ребята, написать об этом меня побудила история, свидетелем которой я являюсь сейчас.
Собственно, таких историй у меня много, но именно сейчас – происходит еще одна.
Знаете, я уже писала о своей знакомой, которая из весьма модной и ухоженной красотки превратилась в серую мышь, решив, что она слишком толстая. Сев на чудовищную диету, Н. глобально испортила себе обмен веществ, потеряла бОльшую часть волос, фигуру, кожу, и – окончательно убедившись в своей чудовищности, начала каждого своего молодого человека уверять, что он ее непременно бросит.
К нашему с подругами удивлению, она вышла замуж за весьма привлекательного мужчину, родила ребенка – и добилась того, чтобы муж ее бросил, потому что если человеку годами внушать, что он просто обязательно бросит женщину, однажды он действительно сделает то, чего от него ждут.
Нынешняя моя наблюдаемая история еще фееричнее. Представьте себе милую женщину, вполне привлекательную, старающуюся несмотря на болезнь (не хилую такую) выглядеть ухоженно и модно. И ее очень красивого мужа. Которого она превратила в невероятного павлина, бесконечно внушая, что он – прекрасен, неповторим, невероятен, и она совершенно не понимает, как он, такой красавец, женат на такой серой мыши, как она.
И знаете, муж, наконец, поверил, что все это именно так. И начал с ней обращаться, как с эдакой нелюбимой игрушкой, которую и выбросить жалко, и таскать с собой стыдновато. Хуже всего, что подшпынивает он жену уже в присутствие других людей, которые, глядя на это, просто готовы сквозь землю провалиться, а та воспринимает это как норму. Ведь он – яркий павлин на фоне ее, серой курицы, она заслуживает, чтобы яркий павлин тыкал ее клювом в ее несовершенство, а смысл ее жизни – взирать на его величество и осознавать свою никчемность.
Знаете, наверное, все мы в детстве читали трогательную историю Андерсена о гадком утенке и почти все проходили эту стадию при взрослении: симпатичных подростков в природе содержится очень мало, обычно нос на лице начинает расти первым, быстрый рост тела приводит к нескладности фигуры и движений, да плюс прыщи, себорея, запах из-за буйства гормонов, и тотальное недовольство собой.
Потом дело выправляется, выросшие девушки и юноши становятся привлекательными, но в зеркале порой видят совсем не себя. А свой образ, пропущенный через фильтры некоего идеала. Чем дальше образ от идеала – тем страшнее себя мнит созерцающий отражение. А ведь идеал для каждого времени – свой. Помню, любимая книга Васиссуалия Лоханкина “Мужчина и женщина”, которая совершенно случайно имелась у моих родителей (где она сейчас – не представляю, но жаль книжечку чрезвычайно, интереснейшая штука была), – потрясала меня тем, что помимо анатомии образца 1896 года давала и экстерьерные идеалы для мужчин и женщин. В качестве невероятной красотки с идеальным носом, ртом, лицом, шеей и грудью – присутствовал портрет немки с туповатым носом, узким ртом, мощным подбородком, лицом кустодиевской купчихи, короткой шеей и бюстом на 32 персоны, запакованном в корсЭт в кружевах. Красавица? По нашим временам – наоборот. А ведь не просто красавицей считалась, а экстерьерным эталоном.
Нынешние гадкие утята сравнивают себя с Эммой Уотсон, которая для нынешнего поколения молодых девиц является примерно тем же, что и Анжелина Джоли для нас. Но если взять и посмотреть на этих женщин непредвзято, то обнаружишь, что у Джоли – толстые губы, исправленный операцией нос, квадратная фигура без талии и чрезмерная худоба. Эмма Уотсон – обладает внешностью соседской девчонки и абсолютно незапоминающимися чертами лица, напоминающими мелкого грызуна. Российские девушки млеют от Насти Ивлеевой, чью внешность я совсем уже не могу посчитать привлекательной из-за некой крысиности в чертах.
Единственной красотой на все времена считается красота Мадонны, чрезвычайно редко встречающийся тип черт, практически идеально совпадающий с золотым сечением и несущий в себе нуль эротики. Если вы хорошенько вспомните историю, красота Мадонны – была неким идеалом, на который человечество взирало снизу вверх, считая красивым нечто иное, соотносимое с духом времени.
Но я отвлеклась – и возвращаясь к теме статьи, скажу, что соотнесение себя с идеалом времени – занятие совершенно бесполезное именно из-за того, что дух времени меняется и то, что считалось прекрасным, может стать ужасным. И даже больше: соответствие духу времени – еще не гарантирует, что женщина будет считаться привлекательной. Помните певицу Валерию? Вроде и ничего, симпатичная, а не цепляет. Я вообще не слышала никогда о мужчинах, которые бы от нее фанатели… Особенно по поводу внешних данных.
То есть применение к себе каких бы то ни было стандартизирующих понятий – это совершенно бесполезное занятие. Нельзя считать себя гадким утенком – если ты не похож на записную красотку.
Однако зеркало – все же будет нам очевидный помощник, потому что как только мы убираем из уравнения похожесть на какую-нибудь красотку, мы должны подключать умение критично посмотреть на себя с точки зрения наших недостатков и/ или особенностей. Причем главным критерием оценки должна быть объективность, а не субъективность. Если у вас появился животик и валики над коленками, это означает, что вы набрали вес, и если этот вес вам не нравится, его надо убирать. А если у вас милая горбинка на носу или прямые волосы вместо кудрявых – то это никак не недостаток, а ваша особенность. Причем нужно все время помнить то, что есть вещи, которые вы считаете катастрофой, а кто-то – достоинствами. Небольшую грудь не нужно считать катастрофой, она нравится многим мужчинам. А вот очевидная разница между молочными железами в размере (я знавала девушку, у которой одна молочная железа была совершенно неразвитой, а вторая выросла до третьего размера) – вот это как раз уже показатель для похода к хирургу, потому что может существенно повлиять на личную жизнь. Если вы сами не можете определить, недостатки у вас или особенности, попросите знакомых мужчин помочь вам, описать, что им в вас нравится, а что – они считают поводом для озабоченности. Поверьте, вы услышите столько неожиданных вещей, что это может в корне изменить ваше самовосприятие.
Потому что имеется одна парадоксальная для многих женщин правда: непривлекательной женщину делает неуверенность в себе, а не объективная некрасивость. Огромное количество женщин считает, что их личная жизнь не удается потому, что они некрасивые, (короткие ноги, целлюлит, лишний вес, небольшая грудь), тогда как вся проблема – не во внешности, а во внутренности. Они зажаты, неуверены в себе, закомплексованы – и их личная жизнь находится в руинах.
Я недавно прочитала блог одной психологши, которая стояла в очереди в магазине, когда на кассу пришла очень некрасивая, объективно некрасивая женщина: полная, с маленькими глазками, крупным носом, жидкими волосами, торчащими из-под шапочки. Психологша тут же ее пожалела, мол, ну как же женщине не повезло. И тут женщина улыбнулась и начала обслуживать покупателей, говоря каждому что-то приятное. У нее был завораживающе прекрасный голос и очень светлая улыбка. И люди начали улыбаться в ответ, а несколько мужчин купили шоколад и подарили ей, совершенно покоренные ее красотой. Да, ребята, красотой. Потому что сама психологша говорит, что через минуту забыла, насколько женщина некрасива – заслушиваясь ее голосом и подпадая под ее доброту и ласковое обращение. На пальце у продавщицы было обручальное кольцо – и я тоже не секунду не сомневаюсь в том, что она живет в счастливом браке.
Да что эта продавщица: вы все наверняка знаете, встречали в компаниях женщин, которые притягивали к себе всеобщее внимание будучи совсем не красавицами. Но которые все равно были красавицами – потому что считали себя таковыми, убеждая всех других в истинности этого факта. Если внимательно приглядеться к ним, то можно заметить их уверенность в себе, выражающейся в том, что они не комплексуют из-за формы носа или ног, а просто излучают позитив и харизму.
На этом, наверное, теоретическую часть надо закончить и переходить к конкретным фактам.
Мне удобно приводить личные примеры – потому что так я могу объяснить, как проходила через тот или иной опыт сама. Поэтому расскажу, как я выгоняла из себя гадкого утенка.
Итак, объективный анамнез: страшненький подросток с крупным носом, крупным ртом, худая, безгрудая, с чудовищной короткой стрижкой “молодежный боб”, ужасавшей всех причастных (но казавшейся мне нереально крутой), веснушки, папилломы на козелке, открываемые стрижечкой. Добавляем полезшие в 17 прыщики, от которых все ровесницы благополучно избавились еще в 14. Подслушанный в 16 лет разговор бабушки с мамой: “Вита, ну уже 16, наверное, ничего не изменится, может, кто замуж и возьмет, но пусть лучше уж учится”. Самодиагноз: “Страшила, сдохнешь страшилой, никто не посмотрит”.
20 лет. Все меняется одномоментно: отросшие волосы, наконец оформляются в приличного вида гриву а ля Джулия Робертс в “Красотке”. Приобретаются какие-никакие формы, вырастает лицо, приспосабливаясь к носу и губам, уходят проблемы с кожей, я открываю для себя косметику. Самодиагноз: “Мне ничего не поможет, я страшная, страшной и сдохну. И ноги у меня толстые”. Но возникает раздражение: хоть я страшная, но хоть одежки красивые (со скидкой на моду 90-х, конечно) поношу и буду краситься изо всех сил, может, нарисованное лицо на что-то и сгодится.
Учусь кокетничать, напропалую язвлю – и вдруг с удивлением понимаю, что у меня получается, на меня начинают пялиться студенты, кое-какие преподы, мы с доктором Пиндершлосс составляем парочку, о которой в вузе ходят мифы и легенды. Появляется норковая шуба, заработанная своим трудом и выносящая самооценку на пик по двум направлениям – я могу сама зарабатывать, я в шубе – королевишна. Собственно, шуба и явилась тем самым пенделем, который перевернул самооценку со шкалы “жаба” на шкалу “да я ж багиня”.
22 года – вокруг закручиваются кавалеры, поклоннички, стада влюбленных студентов, одноклассники обнаруживают, шо я ото прекрасна и начинают петь дифирамбы. Самодиагноз: “Я прекрасна?… (некоторые раздумья) не, ну ноги толстоваты, грудь бы побольше, конечно, глаза тоже маловаты, а нос крупноват. Не, фигня. Я прекрасна”.
Оглядываясь назад, могу сказать, что гадкий утенок жил во мне очень долго, но я очень быстро поняла, что могу скомпенсироваться став интересной личностью, поэтому училась коммуницировать с мужчинами, заинтересовывать их не внешностью, а внутренними качествами, юмором и прочими ништяками, которые сделают общение приятным. А там вдруг поняла, что и внешние данные, оказываются, вполне тянут на “очень даже мило” – и вот тут гадкого утенка погнали из царского помещения ссаными тряпками. То есть атака на него осуществлялась по двум фронтам: выжимание из внешности максимума – и прокачки личностных качеств. Так может быть у любой женщины. Первые результаты покажут прогресс – и самооценка неуклонно попрет вверх. А чем выше самооценка – тем больше количество положительно оценивающих. И вот у вас уже репутация красавицы и разбивательницы сердец – и тут важно не укатиться в сторону неоправданной паранойи и самораздраконивания на тему “все бабы как бабы, а я – багиня”. Тут помогает только самоирония и взгляд на себя со стороны с баллоном яду. Если только нимб багини начинает сиять ярче обычного, напоминайте себе, что ноги-то у тебя, мать, толстоваты и ваще, поменьше пафосу, побольше саморазвития.
В 30 я красоту потеряла и вернуть былое самоощущение оказалось очень сложным, потому что речь шла уже не о комплексах, а об объективности – лишний вес, отеки, выпадение волос, сухость кожи и соответствующие покраснения и раздражения, смена гардероба из-за невозможности влезть ни в одну вещь. Я уже рассказывала, насколько все было печально – и вот тут мне помогли во-первых, правильное лечение, вернувшее статус-кво, и затем исключительно пенделя, и только от референтной группы: от мамы и сестры.
После 40 речь уже идет об удержании молодости – и тут исключений не бывает: спорт, диета, адекватная самооценка: вот это я еще ношу, а вот это – все, передаю по наследству дочке или ее подругам. Однако помимо удержания при помощи неких чисто утилитарных средств, важно самоощущение – и тут я категорически уверена, что если вы действительно считаете себя молодым, вы будете выглядеть гораздо моложе тех, кто поставил на себе крест и перенес в группу “бабушка обыкновенная”.
Надеюсь, я достаточно понятно объяснила, как изгоняла гадкого утенка из себя – и даже сегодня, отметив сорокапятилетие, скажу, что ничуть не жалею об этом. Уверенность в себе, настоящая, не компенсирующая комплексы, помимо интересной женской биографии, полезна с чисто утилитарной точки зрения: на вас не будут клевать социопаты, нарциссы и садисты, которым нужна жертва. Уверенная в себе женщина одним своим видом, пластикой, жестами, разговорами – отгоняет их как фумигатор комаров. Уверенность в себе даст вам возможность вести себя так, как вам хочется, и не следовать каким-то глупым стереотипам. Скажем, я вполне сама могла познакомиться с нравящимся мне парнем – и ему в голову не могло прийти, что это жест отчаяния. Наоборот, это льстит: на тебя обратила внимание “такааая девууушка”. Уверенность в себе дает возможность быть свободной и не сильно волноваться по поводу княгини Марьи Алексеевны и бабулек на лавках. Уверенность в себе дает возможность управлять расстоянием между собой и мужчинами.
В общем – стопятьсот плюсов. Поэтому, дорогие мои читательницы, не теряйте уверенности в себе, если она есть, гоните утенка из себя, если он имеется, а вы, дорогие папы, почаще говорите дочкам, какие они красивые. Так вы прибавите пятьсот очков к их мане и дадите возможность прожить жизнь красавицы – даже если это и не совсем так.
Актуально для меня. Я как раз и ощущаю себя “гадким утёнком”. Только не в плане внешности, а внутреннего мира. Не чувствую себя интересным человеком, считаю себя посредственностью и боюсь, как бы другие не увидели. Но теперь над собой работаю, и скоро “гадкому утёнку” ничего не останется, как уйти восвояси и не возвращаться 🙂