Выбор глупости, или в чем были неправы энциклопедисты

Как известно, именно Новое Время заразило человечество придыхательному отношению к разуму.

Они верили, что распространение знаний уберет (или по крайней мере сгладит) социальное неравенство и обещали, что как только все граждане Франции научатся читать, тут же наступит всеобщий рай и благорастворение воздухов (не буду подробно вдаваться в подробный пересказ идей, по-моему, все мы это прекрасно помним из курса истории философии).

Российскую дореволюционную интеллигенцию эти идеи потрясли чрезвычайно – и весь девятнадцатый век с ними носились все, кто только мог. Идея о том, что стоит только просветить дремучий народ, как тут же страна процветет аки райский сад, вылилась в развитие народных школ, ухода врачей, учителей и просто неравнодушных “в народ”, дабы просвещать, лечить и утешать – ну и 1917 год в конце концов все это дело разрушил до основанья, а затем… Худо-бедно со всеобщей грамотностью Советская Власть справилась, попутно проредив просвещаемый народ методом стратацида, голода и бездарно ведомых войн, где полегло немерено солдат, бросаемых военачальниками из “просвещенных крестьян и бедноты” на дивизии обученных сытых солдат из других просвещенных стран.

И вот, наконец, на дворе 21 век, Век Полудня, почти наступили двадцатые годы, в которых, как все мы верили (а уж как в это верили в прошлом и позапрошлом веке), живут сверхлюди вроде Алисы Селезневой или Максима Камерера, образованные, красивые, здоровые, сверхлюди сверхэпохи Возрождения.

Чем живем? Да кто “дышит маточкой”, кто развивает в себе “ведические знания”, кто уверен, что земля плоская, кто-то ищет среди властьимущих рептилоидов, а кто-то – ждет контакта с высшим разумом, причем в этой роли выступают когда инопланетяне, а когда – некая божественная сущность, управляющая вселенной. Активно переписывается история в пользу “ариев” (ариев у нас на планете широкий выбор, давеча даже из Южной Америки пришла новость, что они на самом деле оттуда), впрочем, с историей вообще происходит хрен знает что, потому что память у людей стала совсем короткая, поэтому одному поколению уже не стыдно объявить одного и того же человека сначала гением, потом – врагом, а потом – снова гением.

И знаете, что я скажу? Что дальше будет хуже, гораздо хуже. Я не буду петь песни о том, как было раньше, сейчас скажу, что системное хорошее образование становится вещью не просто элитарной. Нет, это не то слово. Да, сейчас подобное образование дорого и не всякому доступно, однако, я продолжаю быть уверенной в том, что можно и в лучшем вузе на самой лучшей специальности получить минимум знаний, особенно если вас туда сунули любящие родственники, а вам хочется только тусоваться и жить “полной жизнью” в клубешниках. А можно стать отличным спецом где-нибудь в провинции, если поставить себе целью получить знания и умения по выбранной профессии. Дорогу, так сказать, осилит идущий.

Нет, в современном мире речь не о том, что образование нельзя получить из-за его недоступности. Речь о другом: многие знания дают многие скорби – и выбор псевдознания и псевдообразованности как раз является сознательным выбором очень большого количества людей. На самом деле системный и трезвый взгляд на этот мир не принесет ничего, кроме понимания того, что это – не лучший из миров. Что современная наука пробуксовывает уже добрые полвека, не выдавая ничего по-настоящему революционного, погрязая в финансовой выгоде и забив этику куда-то глубоко в землю. Что невзирая ни на что уроки истории остаются невыученными – и они, разумеется, начинают повторяться. Что никакого прогресса на свете нет, а есть движение по спирали, а значит, пляски на одних и тех же граблях, – это и есть наше будущее и будущее наших детей. В общем, действительно, “все есть суета сует и всяческая суета”, а значит – отчего же не выбрать другой путь. Путь “тайных знаний”, которые пусть и противоречат всему, чему нас пытались научить в средней школе, зато они дают иллюзию счастья, успешности и вечного процветания. Гораздо удобнее забыть среднюю школу и пуститься за “знаниями” выдаваемыми гурами и “старцами”, имеющими диплом бухгалтера, но учившихся у “светочей” и “профессоров альтернативных академий наук”. Тем более, что настоящие знания – они лишь расширяют границу с неведомым, а, следовательно, как в той старой притче, ты понимаешь, что чем больше узнаешь, тем меньше знаешь.

А “люди полудня”, научившись “дышать маточкой”, получают твердое и основательное знание, а так же уверенность в том, что познали все тайны бытия. Получите – распишитесь. Как же ради такого – годами чему-то учиться в каком-нибудь вузе? Не-не-не, неделя платных курсов подороже – и все тайны вселенной у тебя в конспектике в милом розовеньком блокнотике.

Так что не будет у нас никакого “мира полудня”, малята. Будет мир, сегрегированный по многим признакам. И один из них будет по уровню владения информации о мире. Искатели рептилоидов и знающие о том, что E=mc2 будут находиться по разные стороны невидимой стены, разделяющей новый естественный отбор. Выживут – умнейшие. Все остальные – как повезет…

2 thoughts on “Выбор глупости, или в чем были неправы энциклопедисты”

  1. Не стоит забывать, что ещё недавно в мире господствовала прямо-таки религиозная вера во всесилие человеческого разума и созданной им науки. От науки ожидали невозможного – телесного бессмертия, путешествий к далёким звёздам, терраформирования планет, построения идеально счастливого общества, состоящего из идеально счастливых людей. Список можно продолжить.

    Но в последнее время до всё более широких масс стало доходить, что возможности науки – как и человеческого разума, её породившего – не беспредельны и что рая на земле построить она не может. О науке всё меньше говорят с религиозным пафосом, она стала неинтересной.

    Симптоматично что научная фантастика как жанр увяла, зато пышным цветом цветёт “фэнтэзи”, вдохновляемая оккультными и неоязыческими идеями. Читатель понял, что мир Полудня не более реален, чем какая-нибудь Магония, и ему теперь куда интереснее вампиры и ведьмы, чем образцово-положительные (и довольно скучные) космонавты и научные гении Ефремова. Вышел из подполья никогда не умиравший интерес к мистике, к “Непознанному”, ко всему, что жутко и сладко щекочет нервы.

    Похоже, что наступает эпоха, которую Булгаков довольно неудачно назвал “Новым Средевековьем”. Рациональное познание достигло своих пределов, творческий потенциал рационализма исчерпан, культура в глубоком кризисе, впереди – реванш иррационального. Какие именно формы он примет, неизвестно. Нельзя исключать, что самые жуткие.

    Reply

Leave a Comment