Ребята, всем, кто считают, что “на западные гранты очерняют русскую историю”, можно смело пропускать эту рецензию. Остальные – добро пожаловать под кат
Я в историю родной страны погружаюсь как аквалангист-любитель… Одна глубина… Вынырнула – продышалась, погрузилась глубже… Потом снова надо вынырнуть, а то просто не выдерживает ни сердце, ни голова…
Большое исследование Юрия Слезкина о русской революции – завораживает. В наше время, время тотального непрофессионализма, переписывания истории, поверхностного анализа и глобального упрощения, тысячестраничную книгу о русский революции читаешь и понимаешь, что имеются еще непредвзятые историки, которые осмысляют процесс не в пользу некой идеологии, а в попытке понять, как же все происходило.
Юрий Слезкин писал книгу в Америке, он русский эмигрант, директор Института Славянских, Восточно-Европейских и Евроазиатских исследований, историк, писатель, переводчик, очень образованный человек и внук писателя Юрия Слезкина, друга Булгакова. Книгу Слезкин-младший писал долго, много лет, потратив на подготовку годы – опрашивая свидетелей, работая в архивах, читая письма, книги, дневники героев своей монографии. Собственно, книга мне этим и понравилась: столь редкой для нашего времени въедливостью, изобилием ссылок, фотографий, цитат, доказательств и примеров. Одновременно – это не скучнейший исторический трактат – нет, это действительно энциклопедия русской революции, очень много мне объяснившая о том, что произошло сто лет назад, как развивалось, к чему привело – и что ждет всех нас, русских, в будущем, где бы мы ни жили.
Кроме того, Слезкин выдвигает интереснейшую идею о подобии русского революционного подполья, ставшего партией большевиков, религиозным культам монотеистического толка. Сначала я от этой идеи опешила, а потом, когда идею эту автор развил с ссылками и расстановкой “мостиков” (“мостиками” моя мама, писавшая диссертацию по сложнейшему вопросу темпоральности в музыке, называла связи между внешне не связанными с друг другом объектами и явлениями, которые можно выявить лишь при обладании знаниями в разных областях науки плюс в области философии, позволяющими находить связи между этими объектами на ином, более высоком уровне; мне это слово до сих пор нравится и я его употребляю), – я задумалась настолько глубоко, что, признаться, до сих пор не могу внятно обозначить, соглашусь я с подобной трактовкой, или нет. И если нет – какие мне нужны аргументы, чтобы оспорить ее для себя, в собственном внутреннем споре.
Книга состоит из трех огромных частей, где в первой – идет собственно исторически-философское осмысление революции; вторая – состоит из портретов героев, тех самых классиков и основоположников, выстраивавших новую жизнь – плюс описывается история становления советской власти в стране; и третья – это история обитателей того самого дома на набережной, неразрывно сплетающаяся с историей страны и мира.
Слезкин мастерски сочетает биографические данные, цитаты из книг и писем, отрывки из дневников, фото, рисунки, архивную информацию, широкими мазками рисуя портрет страны победившего молоха революции. Это действительно эпическое исследование – дающее представление как о макроуровне – так и микроуровне жизни страны.
Я до сих пор в сильном шоке от одной вещи… Я не знаю, как к этому относиться, я просто онемеваю и умолкаю, завороженная одной загадкой. Каким образом один и тот же человек может сочетать в себе потенции к абсолютному добру и абсолютному же злу. Читая о Якове Свердлове, палаче, приговорившем царскую семью к расстрелу, я была потрясена, каким он был в молодости и незадолго до смерти. Он до безумия любил жену и детей, он так ждал их в ссылке, он был таким правильным хозяйственным еврейским мужчиной, который обожал готовить, ходить за продуктами, возиться с детьми, он надышаться не мог на свою супругу, которая все время ворчала, что он не дает ей ничего делать по дому…. Вы это сумеете соединить с “железным чекистом”, не дрогнувшей рукой отправлявшим на смерть сотни людей?
Или вот это, ребята…
Это Сергей Миронов и его супруга Агнесса, я недавно упоминала об этой паре. Вы посмотрите – эти двое лучатся счастьем, они действительно любят друг друга, это видно невооруженным взглядом. Они действительно любили, любили друг друга так, как редко доводится в этом мире любить друг друга мужчине и женщине. Знаете, кто такой Сергей Миронов? Один из самых страшных палачей тридцатых, автор идеи тех самых троек и соревнования по обнаружению вредителей. Тысячи, десятки тысяч людей отправлены им лично на расстрелы. Его подпись стоит под сотнями расстрельных приговоров, это он топотал на коллег на собраниях, уличая их в мягкости и бесхребетности, потому что те не могли постоянно избивать и убивать… А потом шел домой, обнимал жену, воспитываемую им как родную дочку племянницу Агнессы, танцевал, смеялся, ездил в отпуск с друзьями… Вы себе можете все это объединить в одну цельность? Я – нет… Видимо, я какая-то недалекая тупица, причем я серьезно, без кокетства говорю.
Слезкин окончательно развеивает и миф о “добром Сталине, который не знал”, более того, пара-тройка цитат из переписки Кобы задолго до революции, прибавила у меня отвращения к этому недоучившемуся семинаристу. Даже не буду рассказывать, в чем дело – будете читать, поймете, о чем речь… Тон его писем, характер просьб и их предмет. Блин, да любой нормальный кавказец бы сдох, но не попросил такого, да еще у женщины.
И еще именно Слезкин раскрыл для меня особенности характера советских людей того времени… Я многое стала понимать – даже в давно читанных книгах, которые, как оказалось, не очень хорошо понимала именно потому, что психология людей того времени была для меня не слишком понятной, рассматриваемой через призму восприятия моего времени.
А еще я поняла, почему к 70-м годам все погрязло в застое и страна в конце концов развалилась. Понимаете, геноцид/стратацид 20-50-х годов уничтожил генофонд нации, лучших ее людей, профессионалов, мастеров своего дело. Ни одна страна мира (пожалуй, кроме Камбоджи и Китая) не испытывала такого масштабного уничтожения интеллигенции. В СССР был зияющий провал на месте ученых и профессионалов своего дело буквально во всех областях. В 60-е годы страну еще двигали недорасстрелянные остатки тех, кто получал системное качественное образование. Но к 70-м годам этого стало мало, а социалистическая экономика не способствовала быстрому развитию науки. 80-е уже принесли первую волну эмиграции, которая не заканчивается до сих пор. Нынешние профессора и академики – учились у тех самых сталинских недоучек, “красных профессоров”, исключения, которые хоть как-то двигали и продолжают двигать науку – только подтверждают правила.
Западную науку добивает “финансовая целесообразность”, российскую – бездарность бандитов у власти, нацеленных исключительно на распил и личное обогащение. Но то такэ, я отвлеклась вообще-то.
В общем, ребята, книгу я рекомендую тем, кто готов читать очень вдумчивое исследование, которое не содержит ничего комплиментарного “великому вождю и учителю”, и которое поможет понять то, что происходит в стране и сейчас. Потому что – я повторяю – история ничуть не развивается, она движется по спирали и каждое новое поколение пляшет на тех же граблях, которые ломали сопатки отцам и дедам.
Приятного чтения… если можно так сказать.
О том, каким образом благородные люди со светлыми лицами превращаются в чудовищных палачей, и при этом продолжают считать себя благородными борцами за всё хорошее, ёмко и чётко пишет Сергей Худиев: https://radonezh.ru/2019/07/30/o-blagorodnom-negodovanii-na-lozh-i-nasilie
И это свойство не только участников наших революций. То же самое мы видим и в т.н. “великой” французской революции, и в венгерской советской республике, и т.д. При этом революционеры, как правило, более принципиальны в своей беспощадности, чем представители старого режима. Сравните как обращались с политзаключёнными при Николае II и как – при Сталине. Да и даже при нашем самом гуманном генсеке Брежневе “политические” не имели таких курортных условий, как Ленин в Шушенском.
Революционная идеология фанатична и бесчеловечна, какими бы лозунгами она ни пользовалась и в какой бы цвет она ни раскрашивала свои знамёна.
Антон, как раз эта трансформация мне понятна – как романтичные борцы с режимом становятся палачами. История – штука повторяющаяся. Мне неясно другое – как можно в себе сочетать бытие палачом и бытие нежнейшим мужем и отцом. Ведь палачество – должно калечить душу. На каких ресурсах там любят? Ведь любовь – это очень сильное и глубокое чувство, оно преображает душу.
Ирина, я к своему почтенному возрасту успел заметить, что в людях порой сочетаются казалось бы абсолютно несочетаемые качества.