Когда и как начинать объяснять “про это”

Народ, тут читательница Ирина задала в комменте вопрос, и я подумала: а че это я, педагог с каким-никаким стажем, топочу тут ногами на отсутствие секспросвета, а ничего путного от себя-профессионала не сказала. Исправляюсь.

Итак, как говорить с детьми “про это”.

Во-первых, не стесняйтесь.
Дети очень чувствительны к интонациям, поэтому самым лучшим будет говорить нейтрально, словно объясняя материал по математике или анатомии. Собственно, в нашей телесности нет ничего ужасающего или грязного, поэтому все эти покраснения и подхихикивания, которые мы за собой замечали в подростковом возрасте, нужно отложить в сторону. Вы – взрослый состоявшийся человек, который наверняка не считает свои гениталии источником грязи или разврата. Так почему не преподать своему ребенку первый урок – вы способны рассматривать тело и его особенности/потребности без всякого намека на грязь или пошлость. В конце концов, приходя к врачу, вы же не краснеете, не мнетесь, а описываете свою проблему четко и по существу, так ведь? Значит, вы умеете сохранять нейтральность тона – в определенных обстоятельствах. И беседа с ребенком – такое же обстоятельство.

Во-вторых, беседа должна быть во время и к месту.
И у меня, и у моей дочки, первые беседы начались с первых изменений в теле. Первое оволосение лобка у девочки и менархе разделены примерно годом. Вот в течение этого года вы и должны подгадать момент и рассказать об изменениях, которые ждут дочку. Спокойно расскажите, что теперь в течение года ее тело будет изменяться, что у нее будет расти грудь (отдельно обратите внимание на то, что грудь отныне и вовеки надо беречь от ударов и простуживания).

Что примерно через год у нее начнется то, что бывает у каждой женщины каждый месяц – это называется менструацией. Дальше постарайтесь простыми словами рассказать о том, что у каждой женщины имеется особенный орган, в котором зреет ребенок до своего появления на свет. И что если ребенок в теле женщины не поселился, то стенки органа, покрытые слизистой оболочкой (что такое слизистая оболочка ребенку станет ясно, если вы покажете, что находится у нас во рту), должны отделиться и выйти наружу, и так будет до тех пор, пока женщина не забеременеет. Что когда слизистая отделяется, то вместе с ней рвутся крохотные сосудики, поэтому и выделяется кровь. Что это кровотечение не смертельно, что крови на самом деле выходит немного, но зато женщина благодаря менструации гораздо выносливее мужчин, хотя мужчины и сильнее физически.

Обычно девочки реагируют достаточно бурно, широко раскрывая глаза, но вообще если вы уверенно расскажите, что и у вас такое бывает, и у ее бабушек, и у всех женщин на свете – то реакция сходит на нет. Обычно девочкам не слишком интересны вопросы беременности – она только что узнала нечто совершенно новое и неожиданное, поэтому приготовьтесь к тому, что она задаст сто сорок вопросов именно по поводу менструирования как такового, а не оплодотворения и беременности.

Из моих личных рекомендаций. Спокойно покажите прокладки, расскажите, как они работают и впитывают. Купите специальное белье – пардон за подробность, но удобнее утягивающего белья в периоды физиологических недомоганий человечество еще не придумало 🙂 Во-первых, девочки все же существа подвижные и белье с эластаном предотвратит смещение прокладки и всякие связанные с ним аварийные ситуации. Во-вторых, это белье вообще все прекрасно держит и прокладку не видно под брюками или лосинами.

Когда менструации начались, особое внимание уделите гигиене – расскажите, что кровь при контакте с воздухом неприятно пахнет и в ней могут жить бактерии, а значит, нужно обязательно мыться два раза в день и вовремя менять прокладки. Будьте готовы в первый месяц сто раз отвечать на странные вопросы и смотреть “все ли в порядке”.

И помните – если ничего не рассказывать, можно получить жуткий стресс. Одна Настина подружка натурально потеряла сознание, обнаружив у себя на белье кровь. Благо, Настасья была рядом и не растерялась – потом выяснилось, что мама девочки действительно стыдилась рассказывать ей о месячных – ну и девица страшно запаниковала от вида крови и от мысли, что умирает. Вторая девочка – решила, что умирает и впала в депрессию, пока внимательный учитель не обратил внимание, что ребенка что-то очень сильно гнетет и не расспросил поподробнее.

Здесь с такими случаями чаще всего сталкиваются девочки, начинающие менструировать до уроков секспросвещения, потом хотя бы приходит лектор и ознакамливает детей с физиологией и анатомией.

В-третьих, как говорить о сексе, если все же приходится.
Все точно так же. Нейтральным тоном с полным отсутствием обсценной лексики и заменой ее на научные термины. Помнится, будучи куратором студенческой группы мне пришлось читать лекцию о вреде абортов. Группа смешанная, 50 на 50, второкурсники. Смешки и ерничанье заканчивается тогда, когда вы совершенно серьезно пожимаете плечами и спрашиваете: “Погодите, ребята, а что же тут смешного или стыдного? Ну да, у женщин есть яичники, а как у мужчин?” В ответ еще “Ыыыы, гыыы, яйца!” Вы сохраняете каменное лицо: “Ну да, яйца, яички или тестикулы, парный орган, ответственный за выработку спермы. Кстати, вы знаете, что температура яичек ниже, чем у всего тела и это очень важно? Знаете, почему?”

Все, ребята, аудитория ваша, потому что в 90 процентах случаев молодняк находится во власти самых феерических заблуждений и дворовой мифологии в области всего, что касается собственного тела. И если им рассказывать в кардинально иной стилистике, чем их до этого уже просветили, поверьте, ничего, кроме уважения и доверия вы не получите.

Да, вы рискуете получить ряд вопросов, на которые вам нужно будет отвечать – но вообще умение описывать процессы нашего тела научным языком выручит вас в любом случае. Я дико извиняюсь, “еб..я”, “трах” и “коитус” – обозначают одно и то же, но насколько же по-разному воспримут вас, произносящего эти слова.

Возраст ребенка, задавшего вам вопрос о сексе, тоже играет роль. Десятилетке, тринадцатилетке, семнадцатилетке и двадцатилетке придется рассказывать об этом деле совершенно разными словами, потому что десятилетке процесс еще не сильно интересен, тринадцатилетка уже все знает от друзей и считает себя жутко просвещенным, семнадцатилетка – уже начинает понимать, что где-то ему возможно еще надо порасспрашивать, а двадцатилетке, который зачастую уже и попробовал, интересны снова анатомические подробности, потому что он вдруг понимает, что ничего не понимает 🙂

В-четвертых, обязательно просветите насчет болезней, связанных с сексом.
Вообще при общении с подростками нужно постоянно помнить, что их мозг отравлен гормонами, и, следовательно, они практически официально сумасшедшие. Скажем, у них действительно бывают сложности с причинно-следственными связями и они искренне не понимают, что после секса бывает беременность. Или можно чем-то заразиться.

Мне в свое время очень помогла мама, выдав книжку “Пьянство и венерические болезни”. Автор – врач-венеролог с обширной практикой, в книжке приведена масса случаев (я ее не рекомендую, потому что эту книжку я читала в благословенные времена, когда мир знал три венерические болезни: сифилис, гонорею и трихомониаз). Но перечитывала я пару раз, потому что, ребята, в свои 14 я тоже как-то слабо связывала пьянство, неразборчивость в сексе и болячки. Та же хрень с отсутствием причинно-следственных связей, доктор реально мне открыл глаза. Сейчас информации море, можно найти и лекции, и статьи на заданную тему – но это действительно важно, потому что я не устаю поражаться совершеннейшей безграмотности молодняка по поводу болячек и способов их заполучить. Ну просто ренессанс “мрачного средневековья”, а не век полудня 🙂

Если вы обратили внимание, я больше говорю о девочках, потому что считаю, что мальчиков все же должны просвещать мужчины. Если по какой-то причине мама воспитывает сына одна, то есть же у нее отец, брат, родственник или друг, которому она доверяет всецело.

Маме объяснить мальчику, папе объяснить девочке и об анатомии, и о сексе – дело очень и очень сложное. Своего опыта в силу гендерной принадлежности ноль (ну вот как я могу себе представить эрекцию, если мне нечем эрегировать, как я могу объяснить ее механизм, если имею сугубо теоретическое представление о процессе; то же с поллюциями, то же с преждевременной эякуляцией, то же с методиками отложенного семяизвержения). Теоретизирование – вызвать доверия не может, если вы действительно не являетесь для ребенка непререкаемым авторитетом (в подростковом возрасте с этим делом полный швах, я могу сказать, что только недавно начала возвращать свой родительский авторитет, потому что мисс Адамс решила, шо ото мамка ничего в этой жизни не понимает и понимать не может, и только поток страждущих подружек, рвущихся поговорить с малограмотной мамкой, а так же старшие знакомые, приходящие за этим же, намекнули мадемуазель, что может, рановато списывать старушку со счетов, авось, чего путного рассказать сумеет). Но в любом случае, мне кажется самым разумным – доверить ребенка противоположного пола человеку, к которому вы стопроцентно можете обратиться с просьбой поговорить об анатомии взросления и который сумеет это сделать так, чтобы чадо поняло и выучило урок.

Так или иначе – если школа не дает просвещения, вам придется брать эту функцию на себя. Пожалуйста, не нужно говорить о том, что “друзья просветят, во дворе расскажут, в учебниках все написано, мы узнавали от друзей – и они узнают”. Все это – дикая самонадеянность и безответственность.

Ребята, информация, которую я почерпнула из дворовых университетов, до сих пор умиляет меня своей незамутненностью и фантастичностью, я как-то о ней писала и повторяться не буду. Так вот – с течением времени университеты не изменились и то, что мне рассказывают нынешние приятельницы, точно так же поражает не меньшей, а то и большей фантастичностью (ибо к дворовым университетам добавились “тырнеты”, где народ делится своими фантазмами на основе анонимности, а значит, перлы там жирнее).

Поэтому аргументация “я своими рассказами только развращу, пусть по старинке учатся у друзей” – не срабатывает. Вернее, она срабатывает, только в весьма затейливых формах
И вот чтобы с вашим ребенком не приключалось такого – говорите с ним…

Если будут еще вопросы – отвечу, но пока – вроде бы все сказала.

1 thought on “Когда и как начинать объяснять “про это””

  1. Спасибо большое за пост! Эх, вот только не уверена я, будет ли муж с сыном об этом говорить. Надо поговорить с мужем заранее, наверное.

    Секс-просвет нужен и еще сто раз нужен! Я росла в 90е, и как раз с ним был тогда перекос в другую сторону – всё стало можно. Но вот вспоминаю – как ни странно, в подростковых журнальчиках типа Кул и КулГел, попадались вполне приемлемые статьи на эти темы. И про контрацепцию, и про болезни, и про то, как избежать нежелательной беременности. Они часто иллюстрировались чуть ли не порнографическими фото, но тексты были правильные. Мне мама уже после моего замужества сказала, что тоже просматривала эти журналы и была счастлива, что я читаю и просвещаюсь 🙂

    А уровень незамутненности поражает. Мне как-то подружка в наши опять же уже тогда 19-20 лет сказала, что сгустки крови при менструации – это у нее яйцеклетка выходит. Я была в шоке от такого предположения.

    Reply

Leave a Comment