Чем больше я читала посты на тему этого фильма в сетях, тем больше понимала, что ничего не понимаю. Какие только эпитеты не сыпались на фильм: плевок в лицо татарского народа, преступление против правды, льющаяся грязь и клевета… Изрядно офигев от терминологии времен не столь отдаленных, решила глянуть, что же за фильм явился одновременно плевком и грязью в лицо всего народа.
Вы помните, что романа я не читала – не сумела продраться сквозь язык, но попробую еще раз одолеть и текст.
Фильм не рассказывает ничего нового о нашей истории: это отрезок из жизни татарской женщины Зулейхи, которая попадает как раскулаченная на Ангару, где и живет свою жизнь ссыльной, едва выживая в страшной ситуации, когда людей просто выбрасывают в тайгу на берег реки практически без еды и припасов. Пересказывать сюжет не буду – если захотите посмотреть фильм, то и спойлеров не прочтете.
Но я хочу сказать, что история казанской татарки Зулейхи, раскулаченной в тридцатом, – это еще версия лайт, потому что Евгения Гинзбург, казанская коммунистка, арестованная в 1937 году, прошла уже совсем по другому крутому маршруту – и вот если экранизировать ее книгу, без купюр, как написано, то по логике всех упивающихся камланиями и заклятиями, это уже будет не плевок и грязь, а ведра гноя и болотной жижи в их светлые глаза.
Какая все же короткая память оказывается у народа – раскулачивание и репрессии в глазах у огромного количества людей внезапно стали враньем, актриса, сыгравшая главную роль в фильме, – пособницей врага, клевещущего на светлое прошлое, а писательница – вообще ужасом, воплощенным в отдельно взятой татарской женщине.
Ну да ладно, давайте оставим все эти заклятия в стороне – и поговорим о самом фильме как о художественном произведении.
Это достаточно добротно снятый сериал, у которого, как я считаю, есть один недостаток: начали гораздо более хорошо, чем закончили. То ли деньги у создателей стали заканчиваться, то ли запал – но однозначно, все действие, касающееся завязки сюжета и начала выживания в тайге, снято вполне подробно и хорошо. Актеры играют (кроме Пересильд, разумеется, но у Юлии отлично развиты качества приживалки при матерых режиссерах, а с актерским дарованием – увы, не сложилось), вживаются в образ, пытаются создать сложных персонажей, с противоречивыми характерами, с некартонными переживаниями. А затем – создатели, кажется, внезапно поняли, что у них осталось всего три серии, а книги там – еще до хрена, и действие начинает скакать, комкаться, ты уже не понимаешь, кто и зачем что-то в сериале делает, зачем те или иные сюжетные ходы, что проистекает из тех или иных поступков.
А ведь все это – и создает особенную атмосферу фильма, которой веришь, которая заставляет сопереживать героям. Мелочи, детали… Именно они дают чувство достоверности. В них, как говорится, кроется дьявол. И вот с этими мелочами как раз все снова было очень неровно. Зачем-то подробно показали убийство коровы – чуть ли не как в “Иди и смотри”. А парики женщинам подобрали жуткие, ненатуральные, просто кошмарные. То аутентичные костюмы показывали – то белоснежные сорочки, отбеленные химическими отбеливателями прямо посредине тайги 30-х годов. То массовка танцует нормальные для того времени танцы, то устраивает чуть ли не рейв. Гримеры даже не пытались омолаживать и состаривать героев, хотя с начала до конца фильма проходит 30 лет. Все эти огрехи и недостатки – создали у меня ощущение рваности, неровности повествования. То в начале действие раздражает из-за перебивок с девочками на снегу… То потом мультфильмы о птицах вставляются – причем в отчетливой голливудской стилистике. То потом о птицах забывается – то потом они снова возникают.
Одновременно – в фильме присутствует очень хорошая любовная линия с актерами, между которыми определенно имеется искра. Хаматова и Морозов – отлично отыгрывали молчаливые диалоги, где имеются только глаза и поле напряжения между двумя людьми. О Маковецком, Мадянове, Сирине, Шевченко, Куличкове, Баширове – и говорить нечего, они отличные актеры. Отдельно хочу отметить Розу Хайруллину, которая сыграла Упыриху так, что мне было очень не по себе смотреть на нее даже днем.
В общем, ребята, это очень неровное, но вполне смотрибельное кино, и почему по его поводу столько волання – я вообще не понимаю. Я в конце даже всплакнула. Хаматова все же отличная актриса…