История Уоллис Симпсон и несостоявшегося короля Англии Эдуарда VIII

Жениться по любви не может ни один король? Еще недавно вопросительного знака в конце этой фразы не было. Это было правило, а исключения только его подтверждали. Интересно, но об этой паре и истории их отношений пишут либо в совершенно розовых тонах – ах, вечная любовь, стоившая короны, либо Уоллис едко высмеивают, облагораживая Эдуарда до невозможности.

Попытаюсь на основании нарытого в Сети просто рассказать, что это была за история отношений, не впадая ни в крайность романтизации, но и не очерняя все подряд.

Будущий король родился 23 июня 1894 года и был крещен как Эдуард Альберт Кристиан Джордж Эндрю Патрик Дэвид. Он еще застал в живых свою великую прабабку, королеву Викторию. В 1910 году его отец становится королем Георгом Пятым, мать после того, как муж стал королем Англии, стала называться королевой Марией (она была немкой). Его дядями были кайзер Германии Вильгельм II (дядя Вилли) и русский император Николай II (дядя Ники); русский царь и царица были также крестными наследника британской короны. (Лишний раз убеждаюсь, что вся европейская аристократия – это одна большая семья).

Отец и мать юного Эдуарда были очень холодны эмоционально, постоянно твердили об этикете, долге перед государством и подданными. В общем, атмосфера, в которой воспитывался будущий король, была не слишком согрета любовью. Современники говорили, что всю жизнь он искал в женщинах мать, наверное, это не лишено логики, потому что с юности он увлекался женщинами старше себя, замужними, часто с детьми. Одна из пассий принца, американка, познакомила его на одном из приемов с Уоллис Симпсон.

Уоллис была совершенно из другого мира – южанка из хорошей семьи, бедная как церковная мышь. С детства она знала, что такое одеваться в обноски, что такое розги и вбивание воспитания через мягкое место. Первый брак Уоллис был крайне несчастливым. В двадцать лет она выскочила замуж за пилота военно-морских сил США Эрла Спенсера. Едва ли не на следующий день после свадьбы обнаружилось, что супруг – запойный алкоголик и садист. Пять лет промучавшись с извергом, Уоллис вопреки представлениям южан, что развод – позор для женщины, решается расторгнуть этот брак.
Спустя семь лет она сочеталась вторым браком с Эрнестом Симпсоном – сотрудником судоходной компании, владельцем которой был его отец. Супруги перебрались в Лондон. В первый раз в жизни у Уоллис был собственный дом, прислуга, у нее появилась возможность заказывать наряды у хороших, хотя и не лучших портных. Она старательно училась «быть англичанкой»: исключила из своего лексикона выражение «о’кей» и читала по утрам колонку хроники королевского семейства. Уоллис стала устраивать вечера в своем доме, постепенно входила в круг лондонского бомонда. Наконец, настал день, когда Симпсоны получили приглашение в дом, где Уоллис попалась на глаза принцу Уэльскому.

Для Эдуарда это была любовь с первого взгляда. Та самая подруга Уоллис, которая и познакомила наследника с будущей супругой, ехидно вспоминает, что эта любовь была “Божьим чудом”, намекая, что никакой особенной красотой или талантами Уоллис не блистала. В общем и целом дамочка права: никакой суперкрасоты или талантливости у Уоллис не было. Но надо учесть еще и другие воспоминания, которые утверждают, что она была ужасно нефотогенична – такое бывает с людьми. А во-вторых, все же один талант у Уоллис был. Она была непревзойденным психологом, который быстро разбирался в людях и понимал, что может их заинтересовать. Привыкший к подобострастию подданных Эдуард не ожидал на свой обычный вопрос о природе услышать язвительное: “Вы меня разочаровали. Я на этот вопрос отвечала уже раз сорок, меня как американку каждый считает долгом спросить, как мне нравится английская погода. Я надеялась услышать от принца Уэльского что-нибудь более оригинальное”. Остроумная и язвительная миссис Симпсон могла кого угодно вогнать в краску – именно такую принц не ожидал встретить в своем окружении. Уже через пару встреч они начали планировать свидания.

Как бы принц и Уоллис не скрывали своих отношений, о них сразу же заговорили. Чего только не болтали: и о том, что принц – скрытый гомосексуалист, что Уоллис нахваталась в Китае неких умений, касающихся любовных игр, что до брака пара не имела интимных отношений, что у Уоллис одновременно с принцем был роман с каким-то жиголо, которому она давала деньги, полученные от Эдуарда. В общем, человечество не слишком изобретательно – сплетни живут столетиями, меняются лишь имена тех, к кому их лепят. Не буду вникать в подробности – все равно они на самом деле не интересны.

Георг V скончался 20 января 1936 года. Принц Уэльский стал королем Эдуардом VIII. Однако полностью легитимным монархом он мог стать лишь после коронации, назначенной на 12 мая 1937 года. Его роман с Уоллис уже давно перерос из интрижки в серьезное увлечение, и вот тут и начинается загадочное для меня дело.
Король объявляет, что намерен жениться на миссис Симпсон. Премьер-министр Стэнли Болдуин просит ни в коем случае не объявлять, что Уоллис начала бракоразводный процесс. Король настаивает, что он все же хочет официально жениться. Тогда Болдуин просит, чтобы брак был объявлен морганатическим (то есть жена короля не получила бы статус королевы, а дети бы исключились из списка престолонаследия). Король отказывается и понимает, что у него есть три пути: отказаться от Уоллис, отправить в отставку кабинет министров, либо отказаться от престола. Страна находилась на пороге кризиса, премьер так представлял ситуацию, что отречение было самым разумным действием.
И оно состоялось – 9 декабря отречение было подписано, а 12 декабря у Британии появился новый король, младший брат Эдуарда Альберт, провозглашенный Георгом Шестым. Вообще во всем этом много странного.

Дело в том, что в Англии нет закона, определяющего, какой должна быть супруга короля. И уж точно нет закона, который бы определял роль парламента или кабмина в выборе будущей королевы. Не прописана ни национальность, ни необходимость девственности для будущей королевы. Никаких параметров кроме одного: будущая королева не должна быть католичкой. Уоллис ею не была. Так что темное это дело, злые языки вообще поговаривают, что против Эдуарда шла игра кабмина и парламента. И не в браке короля было дело, а в том, что его надо было заставить отречься от престола. Почему? Есть версия, что король слишком симпатизировал нацистской Германии. И что будь он у власти, Британия не стала бы воевать против Гитлера. А вовсе даже наоборот.

Не знаю, можно ли верить этим источникам. Просто излагаю эту версию. За говорит то, что после отречения герцог и герцогиня Виндзорские (титул, полученный супругами) навещали Гитлера, были обласканы фашистской правящей верхушкой, ну и в довершение всего по Европе поползли слухи, что Уоллис стала любовницей Риббентропа. Последнее утверждение содержится в досье Гувера на герцогов, которые часто бывали в Америке. Но опять-таки, в любом досье содержится много всего, зачастую непроверенного, брошенного невесть кем невесть кому… Но в хозяйстве спецслужб все пригодится – так что снова не буду утверждать, так это или не так.

В 1945 году герцоги вернулись в Европу и попытались наладить отношения к королевской семьей Великобритании. Но желанного перемирия не произошло, после смерти короля Георга Шестого в 1952 году Эдуарду разрешили приехать на его похороны, но без супруги. Самолюбие пары очень страдало от фактического бойкота, Уоллис старалась создать для мужа мини-королевство. Они жили в прекрасном доме, давали приемы, она расписывала его день по минутам, чтобы он всегда был занят и не хандрил. С маниакальным упорством она следила за модой и создавала свой стиль. Была дружна со всеми известными модельерами – и надо отдать ей должное, она была законодательницей мод по обе стороны Атлантики. Не будучи блестящей красавицей, она сохранила безупречную фигуру до конца жизни – это признавали даже ее “доброжелательницы”, однако герцогиня, по словам ее подруги графини Рошамбо, подрастеряла свой шарм и острый язык, пытаясь соответствовать высокому титулу.

Когда Эдуарда спрашивали, не жалеет ли он о том, что потерял корону, он неизменно отвечал, что приобрел больше, чем потерял. Если это действительно так – все остальное не важно. Эта пара была счастлива, и это главное.

В 1971 году у герцога Виндзорского был диагностирован рак горла. Уоллис не хотела признавать очевидного – ей казалось немыслимым, что ее Дэвид (домашнее имя герцога) может умереть. В неотвратимость его смерти она поверила только после того, как Эдуарда навестила королева Елизавета. Она, в детстве бывшая любимицей наследника, пересмотрела отношения королевской семьи и опального герцога. Эдуард был счастлив, а Уоллис не испытывала никакого пиитета – она думала, что Елизавета обязана троном только благодаря ее Эдуарду. 28 мая 1972 года герцог Виндзорский скончался. Уоллис провожала траурную процессию, стоя на балконе Букингемского дворца. Она выглядела совершенно растерянной – похоронив Эдуарда, Уоллис утратила смысл жизни. Не было короля, для которого нужно было создавать королевство. Вскоре после похорон она вернулась во Францию, вежливо отклонив предложение Елизаветы жить в Англии. Уоллис пережила супруга на 14 лет, храня ледяное молчание все эти годы. Лишь один раз она выступила в прессе, сказав, что не простила Англию, так же, как та не простила ее.

Вот такая эта история. Не сусальная патока, не чернуха… Просто история двоих, которых еще долго будет помнить человечество. Пытаясь сложить про них легенду, как всегда пытаются люди превратить в сказки истории, которые могут помочь поверить, что в жизни может произойти нечто прекрасное, светлое и вечное.

1 thought on “История Уоллис Симпсон и несостоявшегося короля Англии Эдуарда VIII”

  1. Замечательная статья. Прочитал на одном дыхании. Огромное спасибо!

    Reply

Leave a Comment