Режиссер: Вера Глаголева
В ролях: Александр Балуев, Наталья Кудряшова, Юлия Мельникова, Анна Нахапетова, Ксения Суркова, Наталья Суркова, Майкл Хмуров
В центре сюжета — пять женщин с маленькими детьми на одном из островов Ладожского озера. Их дети рождены от немцев-оккупантов, потому и живут они на острове под охраной. Победа для них стала и радостью, и горем одновременно.
Я до этого не видела фильмов Веры Глаголевой, поэтому к просмотру приступала с опаской. С одной стороны – очень сложная тема, с другой – дама-режиссер из бывших актрис (Глаголева мне не очень нравится, потому что редко меняет эдакое плаксивое выражение лица на что-нибудь другое). С другой стороны – Балуев, который мне нравится и внушает надежду, что подходит к выбору сценария с должной разборчивостью.
В общем, посмотрели мы это кино.
Трудно сказать – понравилось оно или нет. С одной стороны, вроде добротно слепленный фильм, актеры играют, детки такие трогательные. С другой стороны – никаких актерских находок, все хорошо сыгранно, но без надрыва, хотя он мог бы быть, ведь тема-то какая. Женщины, родившие от оккупантов.
Каждая рассказывает по ходу фильма свою историю, и тут обнаруживается, все все пятеро – имеют смягчающие обстоятельства: кого-то оговорила соседка. Та на самом деле скрывала раненного советского летчика, а на нее в НКВД пошла бумажка – что от нациста дитятку прижила. Кто-то детей от голода спасал, кого-то – изнасиловали. Кто-то – по большой любви ребенка родил. Да, с немцем, но по любви.
Я – никто, чтобы судить этих женщин. Я – вообще никто, чтобы кого-то судить. Потому что очень хорошо понимаю, что попади в эти условия – еще не знаю, что бы делала сама. Особенно если бы пришлось спасать ребенка от голодной смерти.
Поэтому я просто скажу, что думаю о фильме. Признаюсь честно – понравилась только одна фраза, брошенная отчаявшейся женщиной, у которой наверняка при пересылке отберут ребенка, приехавшему расформировывать лагерь чекисту: “Вы нас не защитили, так хотя бы пожалейте!”
Хорошо показана эпоха – одежда, прически. Атмосфера – но место съемок располагает, трудно там атмосферу не передать. Балуев ничего нового не создал, играл инвалида, жалеющего несчастных баб, которых бросили на Северный остров с детьми за одну провинность – что родили не от тех. Женщины все хорошо сыграли… Но признаюсь честно: чего-то фильму не хватало. То ли доли реализма, уж больно все героини были позитивные. То ли слишком символы были грубые – как душа, так обязательно птица. Как птица – так чайка. Как свобода – так вода. Какой-то слишком дамский фильм вышел. Оттого вроде все хорошо, но чего-то не хватает.
Поэтому сами решайте, глядеть кино или нет.