Продолжим.
Итак, пока Степа Лиходеев приходит в себя в городе Ялта, Иван Николаевич Понырев приходит в себя в клинике доктора Стравинского.
Приведу достаточно обширную цитату:
Полежав некоторое время неподвижно в чистейшей, мягкой и удобной пружинной кровати, Иван увидел кнопку звонка рядом с собою. По привычке трогать предметы без надобности, Иван нажал ее. Он ожидал какого-то звона или явления вслед за нажатием кнопки, но произошло совсем другое. В ногах Ивановой постели загорелся матовый цилиндр, на котором было написано: «Пить». Постояв некоторое время, цилиндр начал вращаться до тех пор, пока не выскочила надпись: «Няня». Само собою разумеется, что хитроумный цилиндр поразил Ивана. Надпись «Няня» сменилась надписью «Вызовите доктора».
– Гм… – молвил Иван, не зная, что делать с этим цилиндром дальше. Но тут повезло случайно: Иван нажал кнопку второй раз на слове «Фельдшерица». Цилиндр тихо прозвенел в ответ, остановился, потух, и в комнату вошла полная симпатичная женщина в белом чистом халате и сказала Ивану:
– Доброе утро!
Иван не ответил, так как счел это приветствие в данных условиях неуместным. В самом деле, засадили здорового человека в лечебницу, да еще делают вид, что это так и нужно!
Женщина же тем временем, не теряя благодушного выражения лица, при помощи одного нажима кнопки, увела штору вверх, и в комнату через широкопетлистую и легкую решетку, доходящую до самого пола, хлынуло солнце. За решеткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом ее берегу – веселый сосновый бор.
– Пожалуйте ванну брать, – пригласила женщина, и под руками ее раздвинулась внутренняя стена, за которой оказалось ванное отделение и прекрасно оборудованная уборная.
Иван, хоть и решил с женщиной не разговаривать, не удержался и, видя, как вода хлещет в ванну широкой струей из сияющего крана, сказал с иронией:
– Ишь ты! Как в «Метрополе»!
– О нет, – с гордостью ответила женщина, – гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день интуристы бывают.
Вам не кажется удивительным, что в стране коммунальных квартир, всеобщей безумной нищеты, тюрем и бараков – даже “Метрополь”, дорогущая гостиница для интуристов и очень важных персон из советского истеблишмента, не сравнится по оборудованию с психиатрической больницей, причем не самой крупной в городе? Имеется в этом какая-то сатанинская усмешка – что в СССР, выходит, в таких санаторских условиях с отдельными ванными и туалетами в палате на одного человека жили только члены ЦК в Кремлевской больнице – да пациенты отдельно взятого сумасшедшего дома.
Ивана и обследуют по высшему цэковскому разряду – с целым консилиумом на одного поэта, и кормят диетической свежайшей пищей, и без нужды лекарствами не закармливают: Стравинский Ивана на одном мастерстве и проверяет на острый бред, и оставляет на лечение. Ни тебе уколов, ни электрошоковой терапии. Да это настоящий рай, а не сумасшедший дом. Думаю, на такую жизнь были бы согласны 9 из 10 тогдашних обитателей коммунальных клоповников, работающих шестидневный рабочий день за мизерную зарплату.
И пока Иванушка остается после поединка с профессором Стравинским в своей палате – мы следуем вместе с Никанором Ивановичем Босым в проклятую квартиру номер 50.
То, что Никанор Иванович не мог отбиться от жаждущих расширения своей жилплощади товарищей, вполне объяснимо. Москвичи (да и прочие советские граждане) зачастую жили в очень стесненных условиях, а Никанор Иванович – был птицей очень высокого полета. Вплоть до 1937 года распределение жилищного фонда было в ведомстве жилтовариществ (с 17 октября 1937 года распределение жилья особым указом передавалось в ведомо горисполкомов), у Никанора Ивановича после того, как квартира 50 опустела, было 14 дней, чтобы раздать комнаты страждущим – и поэтому на его голову и обрушились и “потрясающее по своей художественной силе описание похищение пельменей”, и признания в тайной беременности, и многозначительный шепоток с придерживанием за рукав.
Обнаруженный Никанором Ивановичем в квартире Берлиоза Фагот, между тем, сделал председателю жилтоварищества весьма выгодное предложение. Сдать на недельку всю квартиру – включая комнаты покойного Берлиоза. У Никанора Ивановича имелось 14 дней – из них 7 можно было придержать жилье и не распределять его между нуждающимися.
Кстати, перечитывая роман, я вдруг обнаружила, что Никанор Иванович не был совершеннейшим плутом и выжигой, как его охарактеризовал Воланд. Вот смотрите: в жилтовариществе был преизрядный дефицит, поэтому Никанор Иванович планировал за счет денег иностранца закупить нефть для котла. Уверена, что разумеется, некая сумма бы ушла в его карман – но не все же, совсем не все.
Далее – Никанор Иванович звонит в знакомое нам бюро иностранцев (ну или интуристов, как называет его Булгаков в этой главе). Там вопрос быстро утрясается (не важно, с кем вообще Босой разговаривал, нам важен сам факт, что он согласовал вопрос с “кем надо”. Оплату он назначает 500 рублей в день. Это, кстати, месячная зарплата руководящего работника типа директора завода (взято из справки о размере зарплат на 1936 год). Но Коровьев убеждает, что можно просить не 3 с половиной тысячи, а все пять – у иностранца денег много.
Как все же издевательски звучит фразочка Коровьева по поводу того, чтобы Босой сам приехал глянуть, как живет “дрессировщик кота”:
А насчет денег не стесняйтесь, – шепотом добавил он, увлекая председателя в переднюю к телефону, – с кого же взять, как не с него! Если б вы видели, какая у него вилла в Ницце! Да будущим летом, как поедете за границу, нарочно заезжайте посмотреть – ахнете!
Но все же не выдержал соблазна Никанор Иванович – и несмотря на шепоток “строго преследуется” (это он о взяточничестве) все же получил от Коровьева заветную дополнительную пачечку. Кстати, Никанор Иванович зря так трепетал: в конце 20 и в 30-х годах коррупция и взяточничество хоть и были распространены, но сроки по ним были смехотворные, да и вообще эти статьи часто использовались для наказания за политические преступления. Чиновники, лояльные Сталину, могли за чудовищные по размаху схемы получить в качестве наказания понижение по службе или “воспитательные беседы”. И только если об их художествах писали в газете, прокуратура могла взяться за них всерьез, да и то – по сравнению с политическими срока были крайне мягкими.
Никанор Иванович идет домой обедать – и получает мгновенное наказание за свою слабость. У него обнаруживается валюта в особо крупных размерах – а вот это уже преступление несравнимое со взятками. С 1927 года государство монополизировало все валютные операции – и изымало у населения валюту всеми возможными способами: от легальной сдачи в обмен на свободу до возможности купить что-либо в магазинах Торгсин (торговля с иностранцами), которые потом стали знаменитыми “Березками” и прочими магазинами, куда имелся доступ очень ограниченного числа советских людей (покупать в Торгсине могли либо работники, получающие за свой труд валюту, вроде гастролирующих зарубежом артистов, либо иностранцы). С 1937 года уголовный кодекс приравнял валютные операции к государственным преступлениям – а в 1960 году апофеозом государственной политики стало введение за валютные операции смертной казни.
Добровольная сдача валюты (ну то есть прийти и отдать деньги “компетентным органам”) – могла существенно смягчить наказание, что Никанору Ивановичу и предложили те, кто обнаружили по доносу Коровьева доллары в вентиляции.
И вот пока шокированного Никанора Ивановича везли разбираться “куда надо” – у Варьете происходила своя собственная мышиная возня, связанная с исчезновением Степы Лиходеева и внезапным появлением в программе артиста Воланда. Только готовясь к написанию этой главы, я вдруг обратила внимание на момент, который никогда не обдумывала. Вот смотрите: Степана Богдановича выбросили из квартиры в Ялту. Вроде бы Степан Богданович праведником не был, “жутко свинячил с женщинами”, периодически напивался… Но как только Варенуха с Римским готовятся к походу “куда надо” с телеграммами из Ялты, а Варенуха вообще предчувствует триумф (Желание изобличить злодеев душила администратора, и, как это ни странно, в нем зародилось предвкушение чего-то приятного. Так бывает, когда человек стремится стать центром внимания, принести куда-нибудь сенсационное сообщение.) – вот тут-то и настигает его мгновенная встреча с котообразным толстяком и рыжим с кривым клыком, которые, пользуясь разразившейся над Москвой грозой и полным безлюдием – отволакивают администратора в квартиру номер 50, где его и целует Гелла, прислужница Воланда. То есть Степана Богдановича оградили от весьма крупных неприятностей – и тут же наказали того, кто спешил эти неприятности устроить.
Гелла – персонаж, не часто появляющийся в романе, но ее образ настолько яркий, что читателей постоянно волнует два вопроса: кто она такая и почему ее нет в финальной сцене преображения свиты Воланда. На последний вопрос существует много ответов: от предположения, что Гелла была “низшей нечистью”, поэтому ее не взяли с собой на нижние слои ада, до простого ответа Елены Сергеевны одному из булгаковедов, задавшему этот вопрос (к сожалению, не вспомню его имени). Когда он напрямую спросил, а где же в финальной сцене Гелла, Елена Сергеевна ахнула и рассмеялась: “Миша забыл!”. Можете сами додумать, какая версия правдоподобнее, но мы пока можем подумать, кто она такая.
![](https://adamsnotes.net/wp-content/uploads/2021/01/z44m6ayo-r.jpg)
Мне больше всего нравится ее образ, воплощенный Эвелиной Бледанс, но тут, как говорится, на вкус и цвет.
В ранних черновиках Геллу звали Мартой, потом Михаил Афанасьевич перебирал варианты с Ламией, Мормоликой и Эмпузой, остановившись все-таки на имени Гелла. Все имена греческие: Ламия была возлюбленной Зевса, которую покарала Гера (варианты наказания в разных мифах сильно разнятся, но во всех случаях Ламия становилась чудовищем и пожирала детей); Мормолика – вампирша и имя целого семейства орхидей; Эмпуза – демоница из свиты богини Гекаты, а также самка богомола; Гелла – дочь богини Нефелы, которая упала с золотого барашка, на котором летела с братом Фриксом, чтобы спастись от козней мачехи Ино, решившей принести детей в жертву. В честь Геллы назван пролив Геллеспонт, нынешние Дарданеллы.
Интересно то, что некоторые исследователи настаивают на том, что у Геллы был и реальный прототип, среди знакомых Булгакова. У Елены Сергеевны, третьей жены писателя, была старшая сестра, с которой у Михаила Афанасьевича была очень сложные отношения.
![](https://adamsnotes.net/wp-content/uploads/2021/01/414726.475xp.jpg)
Ольга Бокшанская послужила прототипом Поликсены Торопецкой из “Театрального романа”, и некоторые критики считают, что “греческое имя” и некоторое внешнее сходство с булгаковской свояченицей дают возможность соотнести Геллу именно с этой женщиной.
Но несмотря на греческое имя Гелла – вампирша. Об этом говорит, в первую очередь, тот факт, что от ее поцелуя Варенуха сам становится вампиром (никакая другая нечисть не превращает смертных в вампиров); у Геллы прекрасная внешность, которую очень портит уродливый шрам на шее (вампиров обезвреживали, отрезая им голову или вбивая кол в сердце); ну и, наконец, если правы те, кто считает, что Гелла – низшая нечисть, то ей действительно нет места там, где обитает Воланд: она вернется в свой склеп, где и будет ждать очередного вызова “на дело”.
И вот пока Варенуху обращают в вампира, Никанора Ивановича ведут в милицию, а театральная Москва готовится к представлению в Варьете, Иван Бездомный раздваивается (глава так и называется: “Раздвоение Ивана”).
Что говорить – “шизофрения, как и было сказано”, ведь шизофрения – это раздвоение, раскол личности. Заметьте: если ранее все действия Ивана были хоть с натяжкой, но хоть как-то логичны и объяснимы (даже пришпиленная булавкой иконка – это способ борьбы с нечистой силой, ограждение себя силой креста; поход в кальсонах в ресторан – спешка разоблачить убийцу Берлиоза; агрессия по отношению к “значительному лицу” – злость на непонимающих его), то сейчас Иванушка действительно становится сумасшедшим.
Иван тихо плакал, сидя на кровати и глядя на мутную, кипящую в пузырях реку. При каждом ударе грома он жалобно вскрикивал и закрывал лицо руками. Исписанные Иваном листки валялись на полу; их сдуло ветром, влетевшим в комнату перед началом грозы.
Его заявление в милицию – образчик кондового шизофренического бреда, когда обычная человеческая логика отказывает, и появляется жестокая логика сумасшедшего, из которой человека не достать-не переубедить (вот почему всех начинающих психиатров учат не дискутировать с пациентами: шизофренический бред не алогичен, он очень жестко логичен, просто это иная, неподвластная нормальному человеку логика). Укол успокаивает слезы поэта – и именно после укола он и начинает раздваиваться на “ветхого” и “нового” Иванов (обратите внимание на прилагательные!), и когда “ветхий” Иван вынужден умолкнуть под напором логики Ивана “нового”,
– О чем, товарищи, разговор! – возражал новый Иван ветхому, прежнему Ивану, – что здесь дело нечисто, это понятно даже ребенку. Он личность незаурядная и таинственная на все сто. Но ведь в этом-то самое интересное и есть! Человек лично был знаком с Понтием Пилатом, чего же вам еще интереснее надобно? И вместо того, чтобы поднимать глупейшую бузу на Патриарших, не умнее ли было бы вежливо расспросить о том, что было далее с Пилатом и этим арестованным Га-Ноцри?
Подремав немного, Иван новый ехидно спросил у старого Ивана:
– Так кто же я такой выхожу в этом случае?
– Дурак! – отчетливо сказал где-то бас, не принадлежащий ни одному из Иванов и чрезвычайно похожий на бас консультанта.
Иван готов к восприятию следующих глав “евангелия от Воланда”, он готов стать учеником Мастера. И учитель является.
(продолжение следует)