Довольно долгое время я ловила и ловила себя на мыслях, что то, что я слышу по телевидению и читаю в соцсетях, мне как-то очень знакомо.
Уже два месяца, слушая риторику новостных каналов и фигур типа Захара Прилепина, я мучалась смутным ощущением дежавю, что я явно где-то с этим уже сталкивалась, явно где-то это встречала.
Признаюсь честно – несколько вещей я читала живя в Германии, поэтому когда я услышала словоформу “национал-предатели” впервые, я подавилась кофе, потому что никак не ожидала, что эта калька с немецкого вообще может существовать где-то, кроме учебников истории, и уж тем более – я не ожидала ее услышать из уст, так сказать, гаранта страны-победителя.
Но не только этой калькой, как говорится: много кой-чего еще тоже было взято из, так сказать, учебников геббельсовой школы – но все объяснения “это все фашизм” из уст оппозиционно настроенных журналистов мне не нравились, потому что я привычно обзывала словом “фашизм” немецкий национал-социализм, а тут было явно что-то не то. Меня все равно терзали мысли, что геббельсовские наработки вроде вполне узнаваемы, но они не составляют костяк того, чем увлекаются в Кремле, что я явно что-то упускаю, потому что забыла.
Меня осенило, когда я в стопятьсотый раз услышала словосочетание “мировая закулиса”. Иван Ильин! Вот что все происходящее мне напоминает. Пошла освежить в памяти основные принципы – и поняла, что не зря меня терзали смутные сомнения.
Иван Ильин
Русский философ, главный идеолог борцов с коммунизмом, член Белого Движения, славянофил. Чрезвычайно востребован в современном политикуме России – причем его влияние на президента и ее окружение настолько сильно, что в их речах порой встречаются прямые цитаты из работ Ильина, а пропагандисты употребляют придуманные им понятия вроде все той же “мировой закулисы”.
Каждый, кто называет себя “патриотом России” обязательно не просто читал Ильина, а руководствуется его работами в объяснении своих воззрений. Сайты типа Православие.ру или Царьград.тв, университетские ректоры и политические лидеры самого высокого уровня не просто хвалят Ильина, а называют его идеи “живой водой, пробуждающей самосознание нации”.
С одной стороны, это действительно так:
Быть русским, – писал Ильин, – значит не только говорить по-русски. Но значит воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие…”
Прекрасные слова, которые тотчас же отзовутся в сердце любого патриота. Тут же мы вспомним, что Ильин писал о том, что “мировая закулиса” заинтересована разорвать Россию на части – и только так можно разделить мир между врагами России. Что в границах России имеются малые народы, просто-напросто неспособные выстроить государственность – и только внутри России они могут существовать более или менее развито и самостоятельно, под сенью большого брата. Что русским обязательно нужен Царь – а при коммунизме они разучились его иметь, от этого и происходят великие беды. Что русских русскими делает чтение великих классиков поэзии,
“Русский поэт одновременно – национальный пророк и национальный музыкант. И русский человек, с детства влюбившийся в русский стих, – никогда не денационализируется”.
Все это замечательно, но я теперь понимаю, почему так долго не могла узнать Ильина во всем слышимом столько лет. Я ведь помню, что Ильин – был врагом коммунизма и социализма, мало кто так ненавидел большевизм, как он – поэтому философемы Ильина из уст коммунистических обитателей башен казались мне абсурдом: ну не могут же ностальгирующие по СССР кремлевские братки всерьез ухватиться за Ильина – это все равно, что рьяный атеист вдруг начнет серьезно сыпать цитатами из Евангелия, чтобы доказать свои атеистические воззрения.
“Советский Союз никогда не был Россией, это два государства различного духа, различных целей и различной судьбы“, – писал Ильин в одной из своих статей о СССР.
“Социализм по самой природе своей завистлив, тоталитарен и террористичен; а коммунизм отличается от него только тем, что он проявляет эти особенности открыто, беззастенчиво и свирепо”
Ха! Еще как могут! Равно как и Православие.ру или Царьград могут бесконечно восхищаться Ильиным, забывая, что он считал советскую православную церковь врагом веры. “Московская Патриархия есть на самом деле учреждение советского противохристианского, тоталитарного государства, исполняющее его поручения, служащее его целям, не могущее ни свободно судить, ни свободно молиться”, она есть “православие, подчинившееся Советам и ставшее орудием мирового антихристианского соблазна, есть не православие, а соблазнительная ересь антихристианства, облекшаяся в растерзанные ризы исторического православия” (работа «О Церкви в СССР»).
Скажу больше – будучи врагом коммунизма Ильин был большим поклонником фашизма.
По его словам, фашизм возник “как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо. Во время наступления левого хаоса и левого тоталитаризма – это было явлением здоровым, необходимым”. Фашизм представлялся Ильину шансом для европейской культуры. “И европейские народы должны понять, что большевизм есть реальная и лютая опасность; что демократия есть творческий тупик; что марксистский социализм есть обреченная химера; что новая война Европе не по силам, – ни духовно, ни материально, и что спасти дело в каждой стране может только национальный подъем, который диктаториально и творчески возьмется за “социальное” разрешение социального вопроса”.
“Фашизм есть стихия национального каления, патриотической страсти и исключительности; он горит, шумит, бурно распространяется и зажигает огни на национальных алтарях. Он, как лава Везувия, вытекает за пределы, многое сожигает и во время извержения не блюдет граней и форм“
Ильин восхищался Муссолини, считал его образчиком преданного народу лидера.
16 марта 1926 года Ильин на митинге произносит речь о том, что Россия ждет освобождения от большевизма, и эта помощь должна прийти от Германии. «Россия – это красавица, которая спит; рыцарь, который разбудит ее, получит ее руку <…> мы ищем друга, который помог бы нам встать с колен. Мы – не пророки. Но, по всей видимости, друг этот не придет к нам из тех государств, которые выиграли войну; он придет оттуда, где войну проиграли».
Вот и еще одна словоформа – “встать с колен”, взятая прямиком из Ильина.
Вы скажете, что это 1926 год и ничего еще не ясно. Тогда перейдем к 1933 году:
“Я категорически отказываюсь расценивать события последних трех месяцев в Германии с точки зрения немецких евреев… То, что происходит в Германии, есть огромный политический и социальный переворот… Что сделал Гитлер? Он остановил процесс большевизации в Германии и оказал этим величайшую услугу всей Европе… Сброшен либерально-демократический гипноз непротивленчества. Пока Муссолини ведет Италию, а Гитлер ведет Германию – европейской культуре дается отсрочка”
“Несправедливое очернение и оклеветание его мешает верному пониманию, грешит против истины и вредит всему человечеству” – где оклеветанный и очерненный некто является “всего лишь” национал-социалистом”.
И даже в 1948 году, уже после победы – Ильин настаивает на том, что в фашизме было и хорошее, и плохое, “здоровое и больное, старое и новое, государственно-охранительное и разрушительное. Поэтому в оценке его нужны спокойствие и справедливость“.
И вот как такой философ стал популярен у тех, кто является бывшими коммунистами, певцами ностальгии по СССР, наследниками “победителей нацизма” – я не понимаю.
Вернее, объяснения имеются, выбирайте, какое вам по душе.
Первое – то, что Ильин предрекал явление “русского мессии”, национального лидера, который встанет на борьбу с мировой закулисой и спасет Россию. Национальный диктатор станет единственной надеждой страны на спасение.
Второе объяснение лежит в области психологии масс. Дело в том, что идеи фашизма в итальянском изводе – неизменно становятся очень популярными среди годами и веками униженных наций. Мы уже говорили о чувстве унижения немцев – будучи великой нацией они опоздали к разделению мира на сферы влияния и весь 20 век безуспешно посвятили тому, чтобы создать великий “Третий Рейх”, который не удовлетворится “жалкими колониями”, а поглотит весь мир. Если посмотреть на историю России, то нельзя не увидеть глубочайшей социальной несправедливости и нищеты, в которых жили веками закрепощенные крестьяне, освобожденные в 1861 году и закабаленные вновь в 1927 году. Начиная с Отечественной войны 1812 года русские солдаты регулярно попадали в Европу и видели, как живут там – и как живут на родине. Достаточно почитать воспоминания ветеранов Великой Отечественной – и в них встречаются те же слова о том, как чисто и богато жили простые люди в Германии, Франции или Австрии. “Зачем же они на нас напали, у них же все было?” – вот самый часто задаваемый вопрос солдат-победителей.
Отсутствие двух основополагающих прав человека, которые лежат в основании его самоуважения, права частной собственности и права на справедливость, создавали бесконечное чувство национального унижения, которое не рассосалось в “лучшем в мире социалистическом государстве”. В Царской России существовала вопиющая нищета что крестьян, что горожан-пролетариев. Революция ничего не изменила. В СССР все были равны в бедности – а не в зажиточности, при малом количестве привилегированного класса коммунистических бонз, и в наследнице СССР России мало что изменилось. Малочисленный средний класс – никаким образом не изменил соотношение “класс сверхбогатых – класс бедняков”, все осталось в тех же пределах “море нищеты – островки богатства”.
Именно поэтому пафос советского интернационализма так легко сменился пафосом “мы великий народ”, “у нас особая миссия”, “мы – краеугольный камень, на котором зиждется цивилизация”. В жизни народа мало что изменилось – и это бесконечное чувство униженности стало удобренной почвой для того, чтобы в нее упали и проросли семена идей Муссолини или Ильина. Кстати, ровно то же самое можно применить к Украине, породившей из себя шумеров и вообще весь мир. Самые бедные жители Евросоюза – тоже у нас наследники Римской Империи и породили из себя всю Европу. Чем униженней и бедней народ, тем легче у него приживается идея “велычы и гидности” – это своеобразная компенсация общественной психики.
Ильинские призывы к “объединению народа вокруг лидера”, “памяти о великом прошлом и мессианском будущем”, “дисциплине и трудовым подвигам” – чудесно прижились и в умах кремлевских мечтателей, они очень отвечают их чаяниями и надеждам – и помогают управлять народом.
Ильин очень любил дуче еще и за то, что Муссолини был совершенно равнодушен к идее расовой чистоты, но очень предан идее сильного государства под руководством сильного лидера. А еще Муссолини четко обозначил врагов сильного государства.
Приготовьтесь, как говаривал Задорнов.
Либерализм, любимое ругательное слово нынешней пропаганды.
Вшивых интеллигентов и безродных космополитов в народном сознании сменили новые страшилища – либералы. Либералы, согласно Муссолини, – являются главными врагами сильного государства, потому что они понимают государство как некий договор в пользу отдельного индивида, государство должно обеспечить индивида безопасностью, благосостоянием и свободой. Но это – прямой путь к бездну, потому что тогда индивиды станут подобны свиньям, думающим только о теплом пойле и довольстве. А подлинный патриотизм заключается в том, чтобы государство сделать “подлинной духовной силой, которая синтезирует все формы моральной и интеллектуальной жизни индивида, государство должно стать нормой, которая будет дисциплинировать всю личность, подчинять ее волю и разум”. Вот почему – “фашио”, итал. “связка”, это символ единения и справедливости.
Ильин был совершенно согласен с Муссолини, что государство должно стать для человека чем-то большим, чем царство кесаря, ему нужно принадлежать всем сердцем и всей душой. За это Ильина очень критиковал Бердяев, упрекавший его, что Ильин взял “православие напрокат” и пристроил его к своей философии государства. Дело в том, что для православного христианина есть единый “царь” – Христос, и Царство Его – Царствие Небесное, которому христианин принадлежит действительно всем сердцем и всей душой, стремясь туда и надеясь попасть туда после смерти. Церковь – это образ Царствия Небесного на земле. Ильин же, по мнению Бердяева, взял и приписал государству и роль церкви, и роль Царствия Небесного, призвав граждан отдавать всех себя именно государству как носителю и светской нравственности и высокой духовности.
Ильин критиковал либерализм за то, что его целью является благосостояние отдельных индивидов – потому что довольство и богатство являются врагами сильного государства. Граждане сильного государства, согласно Ильину, не должны жить хорошо.
И вот тут, ребята, мы и выходим на коду. Муссолини писал:
“Фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображения текущей политики. Поэтому он отвергает пацифизм, прикрывающий отказ от борьбы и боязнь жертвы. Только война напрягает до высшей степени все человеческие силы и налагает печать благородства на народы, имеющие смелость предпринять таковую. Все другие испытания являются второстепенными, так как не ставят человека перед самим собой в выборе жизни или смерти”.
Ему вторит Ильин: согласно его мнению, «добывать победу в страданиях» – важнее, чем жить в довольстве, и обеспечить победу в страданиях должно государство. Для Муссолини и Ильина война – высшее проявление духа.
“Война учит нас всех – призванных под оружие и не призванных – жить так, чтобы смерть являлась не постылым и позорным окончанием озлобленного и хищного прозябания, но естественным увенчанием жизни, последним, самым напряженным, творческим актом ее; чтобы действительно каждому стоило защищать дело его жизни хотя бы ценою мучений и смерти. И это простое правило сосредоточивает в себе всю вековую нравственную мудрость человечества. Оно дает преодоление смерти потому, что превращает самую смерть в подлинный акт духовной жизни” («Духовный смысл войны»).
Идеальное государство, с точки зрения Ильина, – это государство, опирающееся на церковь, армию и военизированные структуры, которые перекуют “неправильных людей” в идеальных граждан, и если Россия сумеет выстроить такое государство, она станет великой.
Таким образом, философия Ильина и нашла путь к сердцам кремлевских сидельцев, которые никогда и не умели мыслить структурно – у них как всегда “тут берем”, “тут не берем”, “тут рыбу заворачиваем”. Посему они и взяли национально-патриотическое и заменили им интернационально-коммунистическое; взяли идею государства как высшей ценности для людей и поставили целью жизни его граждан – служение государству и единому сильному и незаменяемому национальному лидеру. Только вокруг этого лидера, олицетворяющего государство, и может сплотиться народ – и только этот лидер может повести людей к светлому будущему, никак не связанному с материальным благополучием. Светлое будущее должно заключаться в объединении империи и бытии “старшим братом” для тех малых народов, которые не выживут без мудрого руководства постигших главную премудрость бытия – что вершина духовности для народа заключается в служении государству и лидеру. Война – высшая форма духовной жизни народа, только в войне, в страдании и высшем напряжении всех душевных сил человека, происходит очищение от заскорузлого стремления к тихому стойлу с теплым пойлом, то есть счастья скота.
В общем, ребята, я хотя бы перестану теперь мучиться бесконечными мыслями, где же я все это видела и почему так много из слышимого в зомбоящике мне смутно знакомо.
Я понимаю, что эта информация ничем не поможет, но хотя бы понимать, откуда у происходящего растут ноги, – уже хорошо.
В недавнем интервью Гордеевой социолог Григорий Юдин отмечает, что кремлевские сидельцы как раз люто ненавидят большевиков и конкретно Ленина, поскольку они разрушили царскую/имперскую Россию. Поэтому ничего удивительного в том, что они взяли на вооружение идеи Ильина нет, все вполне логично. Империю надо вернуть и объединить народы(ы) вокруг царя-освободителя.
Меня тогда удивляет, почему сидельцы не провели декоммунизацию и не схоронили вечноживого. Какая-то удивительная избирательность
“В общем, ребята, я хотя бы перестану теперь мучиться бесконечными мыслями, где же я все это видела и почему так много из слышимого в зомбоящике мне смутно знакомо” – это хорошо, что Вы сами себе нашли успокоительное средство в виде мантры “ахИльинвсёсказал!”. Оно насквозь фальшиво (логические несуразности объяснить Вам невозможно, потому что они не могут быть поняты-приняты Вами), но главное –
плацебо должно работать. Иного простецам и не надо.
“Поверишь, я знавал прекрасных медиков, составляющих лекарства от любой хвори. Так вот эти врачи, давая простецам настои и мази, непременно прибавляли священные слова или пение, напоминавшее молитвы. Не из того, конечно, чтобы молитвы обладали целебной силой, а оттого что простецы, веря в целебность молитв, глотают настои и мажутся мазью и выздоравливают, не очень-то вдумываясь, откуда берется исцеление. Да вдобавок и дух, умягченный верой в спасительное заклятие, располагает тело к приятию целебного препарата”
(У. Эко “Имя розы”).
Ирина, спасибо за интересный анализ. Я Ильина не осилил – не по идейным или интеллектуальным соображениям, а потому, что он мне казался невыносимо скучным. Мне больше нравится Леонтьев, хотя он и отталкивает эмоциональной холодностью, отсутствием душевного тепла. Но мыслил он очень чётко.
Но, надо сказать, фашистские идеи в его время были чрезвычайно популярны во всём цивилизованном мире. Собственно говоря, дьявол играл тогда с человечеством в свою обычную игру: предлагал человеку на выбор одно из двух заблуждений – фашизм или коммунизм, делая вид, что это две абсолютные противопожности. Хотя по своему глубинному духу эти идеологии не так уж и отличаются. И в Германии бывали случаи, когда фанатичные коммунисты становились искренними нацистами или наоборот.
Во многих оккупированных немцами странах – во Франции, Голландии, Дании – не было недостатка в добровольцах, которые шли воевать за Рейх. Много таких сложило голову в России.
О том духовном единстве антихристианских идеологий – либерализма, витализма (в том числе нацизма), коммунизма и прочих очень хорошо и доходчиво рассказывает о. Серафим (Роуз) в своей книге Nihilism: the Root of the Revolution of the Modern Age (в русском переводе: “Человек против Бога”). Эта книга была написана лет сорок назад, и в конце он делает прогноз будущего развития человеческой личности. На мой взгляд, этот прогноз полностью сбылся. Особенно в западных странах, но Россия потихоньку их догоняет на пути к пропасти.
Да, Антон, совершенно согласна, фашизм и коммунизм – плоды одного дерева, хотя почему-то считаются противоположностями. Я все думаю, неужели же действительно история стремительно несется к своему концу?
Ни в коей мере не являясь поклонницей коммунизма, я всё же замечу, что
“фашизм и коммунизм – плоды одного дерева” –
это либеральско-либарастно-страстный миф.
Предсказуемо “метят в коммунизм, а убивают Россию”.
“История стремительно несется к своему концу” – только через пошлость “несущегося”.
Кстати, в США народ не особо бедный, но велыча и гидности ему не занимать. Indispensable nation, Сияющий город на холме, всемирный полицейский Pax Americana… Это величие колесницей Джагернаута прокатилось по Сербии, Ираку, Афганистану, Сирии, Ливии. Собственно и украинцев вашингтонская элита сейчас приносит в жертву идолу собственного величия. И единственно верной передовой идеодогии, которую она беспощадно навязывает миру.
Антон, верите, я живу в часе езды от границы со Штатами – и не в курсе, что у них там. Ну то есть в общем и целом ежели чего они удумают, мы узнаем, но я ловлю себя на мысли, что вот живу буквально рядышком, а че у соседей не знаю. Нас как-то воспринимают во всем мире одним народом, но мы друг друга недолюбливаем и вот ежели я работаю с утра до ночи, последнее, о чем я буду думать, что там у соседей