Чебурашка

У нас на выходные дождь, так что устроили себе субботний кинотеатр на диване.

Я знала, что “Чебурашка” стал самым кассовым фильмом этого года, но специально не читала ни одной рецензии, пока не посмотрела сама. Не хотелось сбивать настройки чужими мнениями, пусть даже очень уважаемыми.

Итак, что у нас есть в анамнезе.

Испанские апельсиновые плантации, где трудятся доны педро и пако, любовно обрезая каждую апельсинку блестящими ножничками. И только они накладывают в корзину вышеупомянутые дары природы, как некая неведомая сила уничтожает урожай примерно с той же скоростью, с какой робот-пылесос втягивает в себя кошачью шерсть и песок с пляжа. Неведомой силой оказывается плохо прорисованный на компьютере знакомый нам с детства Чебурашка, в котором мимишности и умиледавления оказывается примерно столько же, сколько в чашке чая или корзинке печенья.

Ребята, честно, без булды, в довольно топорная по современным представлениям кукла из старого советского мультфильма – была в сто раз живее и трогательнее нарисованного на компьютере киногероя. И я знаю, в чем причина. Дело не в том, что я сейчас бурчу, как старуха, что в моей молодости мороженное было вкуснее, а погода лучше; дело в том, что советский Чебурашка с самого первого момента вызывал исключительно положительные эмоции своей беспомощностью, доверчивостью, открытостью и неимоверным желанием найти себе друга, настоящего друга.

Что мы видим в российском фильме? В первой же сцене фильма нас поджидает встреча с главгероем, который по сути – бесконтрольный пожиратель плодов наподобие саранчи, а люди, между прочим, вкалывают ручным трудом под пекущим солнцем, более того, пожиратель у нас не в количестве “одна штучка – и наелся”, а пихает в себя еду килограммами, как в прорву. Люди, впрочем, ведут себя так, словно Чебурашка не жрет урожай, а сосет у них у всех кровь и мозги – и те же первые минуты фильма нас встречают весьма красочной сценой беготни рабочих за нашим главным героем, причем люди вооружены лопатами и вилами – и я все сидела и ждала, когда же испанский ляшко насадит-таки Чебурашку на свое оружие мести. С вилами не получилось, а вот два раза лопатой по голове кое-кто получил – и это, вероятно, должно было быть уморительно смешно.

Затем налетает смерч и сметает на своем пути кучи апельсинов, Чебурашку, вилы и прочий мусор – и приносит все всосанное, думаете, куда? В город Геленджик (затягиваю голосом группы “Комбинация”: “Замечательный мужЫЫЫЫЫЫк, меня вывез в ГеленджЫЫЫЫЫк”.) В городе Геленждике проживает наш следующий главный герой, Геннадий Петрович, ака Сергей Гармаш, и если вам нужно будет охарактеризовать Геннадия П. одним словом, то слово это будет – “мудак”. Геннадий Петрович ведет себя со всеми окружающими как образцовая сволочь, он ненавидит коллег, начальство, детей, растения, мусор, свою работу и весь мир впридачу. Единственное, с чем Геннадий Петрович носится, как с писанной торбой, – это собственное обсцессивно-компульсивное расстройство, и в принципе в любом другом фильме из Геннадия бы получился образцово-показательный маньяк.

Собственно, на этого самого Гену смерчем и выносит нашего ушастого героя – и сцена охоты с вилами повторяется уже в геленджикском варианте, ведь Чебурашка вхлам разносит гнездо ОКР нашего Гены – ну и параллельно жрет старательно принесенные смерчем апельсины все в тех же промышленных количествах.

Пока по городу катятся апельсины, мы узнаем, что в свободное от ненависти ко вселенной время Геннадий П. занимается тем, что подглядывает в подзорную трубу за некой дамой в луке “диор-на-минималках”, которая характеризуется тем, что у ней не имеется почти никакой мимики – зато имеется феерический муШ-волшебник, позаимствованный из комедии Жоры Крыжовникова “Горько!”, от которой в восторге не только мы с мистером Адамсом, но и наша дщерь, которая при всей своей канадскости откуда-то понимает все шутки гумора “Горько!”, хотя с прототипами персонажей этой комедии ей доводилось в последний раз внутриутробно. Но я отвлеклась.

Семейство дочери Геннадия

Сеня, короче, зачем ты сбрил усы…

По ходу фильма выясняется, что дама – не какая-то больная страсть нашего маньяка, а евойная дщерь, одна штука, которая с папенькой не общается – и у нее на это есть гигантская и толстая причина, которая вскроется сильно позднее.

Главгад фильма – старуха Шапокляк, по совместительству – хозяйка шоколадной фабрики, по совместительству – Вилли Вонка в бабском облике

У главгадши фильма имеется цель – победить дщерь Геннадия в соревнованиях по шоколадному делу, ну и заодно – вести себя как образцовая мудачка, отчего Геннадий выходит из себя и побеждает главгадшу на конкурсе мудаков всухую, опрокидывая на нее урну с мусором (о чем авторы фильма поведали добротно и подробно).

Но мы возвращаемся к нашему Чебурашке. Геннадий неведому зверушку сначала просто выпихивает из дома, потом сдает ее в зоопарк на опыты своему корешу, и никоим образом не нуждается в ушастом друге, покуда этот друг не подворачивается под руку, чтобы доказать начальству, что он не просто чистопородный мудак, которого надо уволить за то, что он опрокинул на голову начальницы градообразующего предприятия урну, а мудак с надеждой на исправление, потому что у него есть “белорусская овчарка”, ака наш чебуратор.

Как только начальство удаляется из дома, Чебурашку тут же выпихивают из дома за шкирку – а он продолжает бродить за нашим Геннадием, словно утенок, вылупившийся из яйца и увидевший Гену первым из живых существ, а там импринтинг – и понеслось.

Чебурашка сопровождает нашего мудака на день рождения внука – и уже Геннадия оттуда собираются выпихивать за шкирку, но неожиданно молчавший 4 года внучок начинает говорить и оказывается, что словесный понос начался у внучка не просто так, а по насередке знакомства с ушами.

Единственное по-настоящему светлое пятно фильма – внучка Шапокляк

Девица – феерична, она действительно единственное по-настоящему живое существо в фильме, естественное, как кошка в кадре, точно выражающая голосом и лицом именно то, что должен испытывать нормальный забалованный донельзя ребенок. На фоне этой девицы становилась ясной и ботоксная замороженность Яковлевой, и полное непонимание Гармашом, кого он должен играть, и плохая прорисовка Чебурашки, и соляностолбовость святого семейства Геннадиевны… Девчонка в кадре жила – и она была одинаково органична и с людьми, и с метровой куклой, которая, как я понимаю, помогала актерам играть в кадре с Чебурашкой, нарисованным на компе.

Ну дальше, как полагается, нам открывают жуткую тайну, почему Геннадий не общался с дочкой – и нам становится понятным, что Гена – не просто мудак, а образцово-показательный нелюдь, ведь самым естественным поведением для отца десятилетней дочери, только что потерявшего жену, разбившуюся на параплане, – будет отдать собственного только что осиротевшего ребенка какой-то тетке и уехать на десять лет путешествовать в компании Жака Ива Кусто и прочих селебов от географии (обратите внимание на фотки в его берлоге). Само собой, дочка не простила отца – и объединение семьи происходит лишь на празднике шоколада, где предавший Чебурашку Геннадий (он отдает доверившегося ему зверька Шапокляк, чтобы та оставила в покое дочкин магазин и не осуществляла рейдерский захват), осознает, что наделал, и при помощи своих внезапно образовавшихся друзей, состоящих из дворника-узбека, которому он никогда не помогал, тетьки-мороженщицы, которой он тоже никогда не помогал, друга из зоопарка, с которым он постоянно грызется, и директорши, которая испытывает к нему вообще необъяснимую симпатию, Геннадий штурмом берет дворец Шапокляк, вызволяет Чебурашку, утратившего веру в людей, затем спасает внука, залезшего в космический корабль из шоколада, запускаемый в стратосферу, чтобы потом рассыпаться дождем из конфет, ну и затем наступает всеобщий хэппи-энд, в котором на праздник дня рождения объекта Ч. приходит Шапокляк, обнаружившая некий сексуальный интерес к нашему исправившемуся мудаку.

А теперь, ребята, я вам расскажу, почему фильм мне все же не зашел.

Во-первых, потому что я хорошо помню и люблю книжку Успенского и мультик советских времен. Вы помните, кем были Чебурашка и крокодил Гена? Очень одинокими и очень добрыми существами, которым очень-очень хотелось дружбы, тепла, любви, а еще – быть активными помощниками людям. Они искали дружбы – и они нашли дружбу. Они не были маргиналами, не имели странных привычек, они были наивными, чуть бестолковыми, но такими прекрасными душевно существами, что мы, зрители, невольно начинали мечтать найти таких же прекрасных друзей, которым от тебя ничего не нужно – просто будь с ними рядом, делись дружбой, стремись к каким-то славным целям…

В фильме Чебурашка – сначала ворует урожай, как самый заправский вредитель, потом ведет себя как безмозглая утка, следуя за человеком, который его активно отвергает, потом внезапно показывает чудеса интеллекта, потом начинает говорить и потом вообще становится гроссмейстером международного класса и вообще кем-то вроде помеси Фрейда и Каспарова.

Геннадий Петрович – персонаж в принципе отвратительный, он вообще мудак; не озлобленный на мир добрый человек, которому для выживания необходимо нарастить дубовую шкуру, потому что в его распахнутую душу все время плюют; нет, он реально говно, он ведет себя как говно, он говорит как говно, он предал собственного ребенка и за столько лет не нашел возможности как-то объясниться и попросить прощения, он все время ведет себя как помесь маньяка и социопата, и, собственно, Чебурашка ему нужен только как орудие для достижения неких выгодных целей – от примирения с дочкой до исправления ситуации с ее бизнесом. Мы не видим развития привязанности Геннадия к Чебурашке, не видим, как он добреет – у него по фильму есть два реле: мудак и слащавый добрый дедушка в модном пиджаке цвета бычьей крови, все еще секси для эгегей какой модной Шапокляк. Если вообще сопоставить его с крокодилом Геной из мультфильма – интеллигентным одиноким каркодилом – то остается только сидеть прикрыв глаза руками и повторять: “Данунет, ну не может быть”.

Персонаж Яковлевой – вообще не пришей кобыле хвост. Мультфильмовская старуха – была вроде злой, но на самом деле дурацкой, нелепой и нестрашной. Она была вроде отрицательным персонажем, но пакостила по-мелкому, не всерьез, а тут – акула бизнеса, замашки рейдера 90-х, и то самое сакраментальное “не куплю, так отниму”. Ее внезапные странные чувства к Геннадию Петровичу необъяснимы и смотрятся как жили-жили, как говорится, и усрались.

И, наконец, чтобы поставить последнюю точку над I.

Тот самый вопрос: чему нас учит этот фильм? Дружбе? Любви? Семейным ценностям? Способности прощать? Ну как бэ да, но какими средствами? Ну вот имеется у нас дружба между Чебурашкой и Геной, но в основе ее – польза. Имеется любовь отца к дочери и их примирение – но в основе ее предательство и потом помощь отца в разруливании дел. Имеется раскаяние злодея – но потому, что увезли внучку, которой бабушка не обеспечила всего требуемого в полном объеме, да и с сыном у нее нет никаких отношений, и внучку привозят на две недели в году.

Все получается невпопад и мимо – и от этого старинный кукольный мультфильм, снятый страшно сказать сколько лет назад, остается искренним и любимым уж сколькими поколениями детей, а этого Чебурашку, я уверена, наши дети своим детям показывать не будут, они покажут им тот самый старенький мультик с чудесными песнями про голубой вагон и день рождения только раз в году.

Чебурашка там будет говорить голосом Клары Румяновой, а Гена – голосом Василия Ливанова, и эти голоса – останутся навеки привязанными к этим таким смешным старым куклам, которые без спецэффектов, без модных навороченных штучек, без зеленых экранов и без генерированной компьютерами музыки все так же будут учить дружбе, взаимовыручке, доброте и бескорыстности. Увы, новый Чебурашка – он не про это, а значит – дети, которых практически невозможно обмануть, будут выбирать того, который ужасно тонким и трогательным голосом, подпрыгивая объявляет: “Строили мы строили, и, наконец, построили! Ура!” Потому что он – настоящий, живой, реальный Чебурашка, которого очень хочется жалеть, гладить и защищать от злодеев, он – слабый и доверчивый друг с огромным сердцем, в котором есть столько места для любви – и никакого места для пользы. Потому что настоящие чувства пользой не измеряются.

9 thoughts on “Чебурашка”

  1. Чебураху не смотрела, а вот девица неплохо себя показала во втором сезоне “Вапмиров средней полосы”. И в целом — годное)

    Reply
  2. Да, девочка в вампирах мне тоже понравилась, в некоторых сценах даже немного жутковато было от её недоброго взгляда 🙂

    Reply
  3. Спасибо за рецензию. Теперь точно знаю, что смотреть это не надо и детям показывать тоже.

    В детстве мне книги Успенского нравились. Но когда попробовал их почитать детям во взрослом состоянии, был страшно разочарован. Однозначное ощущение, что написаны они механически, без души. Автор хорошо умеет складывать слова в предложения, предложения в тексты, строить сюжет, но при этом не покидает ощущение, что делает он это как тяжёлую и нудную работу, чтоб денег получить.

    И не то, чтобы я с возрастом разучился понимать детские книжки. Конечно, перечитывая, например, “Приключения Карика и Вали”, я уже не испытываю детского восторга и трепета, вижу как это всё наивно, сколько там нелепостей, но всё равно ощущаю, что автор, когда писал это, был охвачен энтузиазмом, получал удовольствие от работы. Как и Носов с Незнайкой, или Ирина Токмакова, или Кир Булычёв. Или Астрид Линдгрен – сам не люблю “Пеппи Длинныйчулок”, но чувствую, что писательница в неё душу вложила. А книжки Успенского дышат мертвечиной. Странно, что в детстве этого не заметил.

    Мультфильмы про Чебурашку и крокодила Гену лучше, чем книга, но тоже нудноватые по сравнению с лучшими советскими.

    Reply
    • Я тоже обнаружила, что не могу перечитывать фантастику Булычева, хотя обожала ее в детстве. Зато благодаря Простоквашину наша Настасья читает на русском, она эту книжку заездила, перечитывала ее раз десять, потому что я как раз задолбалась ей ее читать – те же ощущения, а она, поняв, что я отказываюсь ей читать, помаленьку начала сама – ну и все, теперь читает на русском.

      А я для себя открыла, что мне с возрастом не разонравилась Урсула Ле Гуин, взялась ее читать для разгрузки мозгов и неожиданно увлеклась 🙂

      Reply
      • С Булычёвым у меня примерно также. Недавно прочёл ребёнку одну его книжку про Алису, чего-то тоже показалось мне каким-то механическим письмом. Неприятный был осадок. Но я сделал скидку на то, что книжка была написана уже в 90-е, у автора могли быть серьёзные денежные затруднения. Так-то он вроде обычно с душой писал.

        Reply
        • Антон, у меня с Алисой сложные отношения с самого подросткового периода. Она никогда не была моей героиней, напротив, все время раздражала. Киношная Алиса как-то гораздо приятнее

          Reply
  4. Кстати, вы обратили внимание, что один из спонсоров фильма – “Сбер”?

    Если вспомнить, что представляет собой руководитель этой компании и какие ценности он ценит, это уже должно настораживать.

    Reply

Leave a Comment