У меня сейчас отличный пример перед глазами разворачивается.
Имеется у меня жиличка, назовем ее для примера Фиона. Фиона когда-то была профессиональной танцовщицей на пилоне, идеальное тело без грамма жиринки, очень ухоженная, эффектная, в общем, магнит для глаз.
Жила тихо, без проблем, поселилась еще в седые ковидные времена, то есть по нашим меркам у нее была шедевральная рента, которая сейчас просто не существует, цены рванули вверх на порядок.
И вот что-то у нее случилось, у меня имеются кое-какие подозрения, я пока не готова утверждать наверняка, но кое что подсказывало мне, что дама подалась в эскортницы (читай, проститутки), но это мои догадки на основании косвенных нюансов поведения. И вот с осени что-то у нее произошло с башкой, если я права, нельзя было ей в эту профессию соваться, слишком она тонкой душевной организации, слишком нестабильная у нее психика (а я, так получилось, видела кое-какие ее картины, она рисует для хобби, так вот, очень сильно мне не понравилось увиденное, прямо очень сильно).
И Фиона сорвалась с поводка – начались какие-то ночные загулы с орущей музыкой, курение в нашем некурящем доме, девку как подменили. А протокол у нас простой: два предупреждения и нота выселения. Я пыталась увещевать, пыталась говорить, соседи по старой памяти пытались просить и умолять – многим очень рано вставать, а до трех утра на этаже дым коромыслом.
В общем, сегодня подала я ей ноту, и если судить по тому, как все развивается, то не избежать мне Верховного суда. Я потом, как все закончится, опишу все в подробностях, пока рано что-то рассказывать. НО!
Ребята, смотрите, если хоть раз вам приходила в голову мысль о том, что ж это христианский Бог такой жестокий, раз всех в рай не берет по факту смерти, то у меня для вас имеется шикарный пример.
Наш дом – реально классный дом, первая линия у океана, под окнами пляж, зелено и улица односторонняя, транспорта почти не слышно. Всё: все магазины, больнички, транспортные развязки – в шаговой доступности. Буквально – в одну сторону пойдешь, придешь в огромный парк, в другую сторону пойдешь – сады и парки у залива увидишь. В доме сауны, бассейн под крышей с очень чистой водой (мистер Адамс заморачивается не на шутку), гимнастический зал, рекреационная комната с библиотекой, бильярдом, пианино и столиком для настольного тенниса. Публика живет очень приличная, работающие пары, пожилые люди, семьи с детками. Жильцы живут подолгу, создана настоящая коммьюнити. Ну и без ложной скромности скажу, что мы классные менеджеры, и сменщица наша добрая и услужливая. Офис не обманывает, все делает по закону, никакие копейки с жильцов не ужимает, ремонты бесплатно, даже какие-то мелкие вещи типа установки купленных дорогих душевых стоек или ручек для ванн для стариков и инвалидов – все делается бесплатно командами рабочих.
Это действительно дом высокой культуры быта, где проблемы будут пытаться решить миром, до той поры, пока речь не пойдет о совсем уж вопиющих вещах.
Так вот, представьте себе, хотели ли бы вы жить в таком доме? Наверное, хотели бы, уж больно это приятное место. Но вот появляется человек вроде этой самой Фионы. Казалось бы – ну живи спокойно, вокруг хорошие люди, оплата низкая, менеджеры вокруг жильцов хороводы водят, место совершенно райское. Но нет, это место для нее – стало настоящим адом, потому что ей не хочется спокойно и как все, ей хочется по-своему, с ором музыки, с куревом на балконе, со странными гостями и не менее странными выходками.
Люди вокруг и рады были бы ей помочь, уговорить жить как они – но ей самой этого не надо. И со временем наш дом покажется ей адом, все эти прекрасные пляжи и бассейны ей не будут нужны, ей нужна ее жизнь.
Так и с раем. Кто нам, пусть плохоньким, но христианам, стремящимся к Богу, сказал, что к Богу хочется всем? Кто нам сказал, что рядом с нами тем, кому Бог не нужен, будет хорошо? Кто нам сказал, что то, что нам хорошо, – хорошо всем?
Не всем нужен рай, не всем нужен Бог, не всем нужны праведники рядом. Для того, кому грех – единственный способ существования, рай – это мука, праведники – мука, близость Бога – мука. Как Фионе мучительно жить рядом с теми, кому нужна ночная тишина и спокойствие, так грешникам в раю будет мучительно находиться рядом со светом.
Когда-то в лекции отца Андрея Кураева я услышала, что какой-то из христианских богословов предположил, что огонь геенны и свет Бога в раю – это один и тот же свет, просто для праведников он источник жизни и радости, а для грешников – источник мучения. Возможно, так оно и есть. И тогда ад – это не место, куда выкидывают грешников в наказание, а место, приготовленное для тех, кто сознательно не желает рая, кто сознательно выбирает путь греха и жизнь без Бога. Чтобы не мучить их, им отведено место, изначально для человека не приготовленное. Ад – место для падших ангелов, куда они низвергнутся после Страшного суда. И разве вина Бога в том, что и среди людей найдутся те, кто в последний час последнего выбора (а Страшный суд – это и есть последнее приглашение Бога идти с Ним) – скажут Ему “нет”. Тогда последним актом милосердия к ним – будет оставление отказавшимся места, где Бога не будет. Последним актом свободной воли эти люди выберут свой путь – и бесконечное милосердие Бога скажет им: “Да будет воля ваша”.
Я не знаю, права ли я, или нет – но мне показалось, что пример может пригодиться для тех, кто размышляет над этим вопросом.
Ирина, вы правы! Я сама размышляла над этим вопросом, и в голове возникла такая картинка: прием в высшем свете, большой красивый зал, играет приятная музыка, дамы и кавалеры в вечерних нарядах беседуют, пьют шампанское, танцуют. И вот в этом зале появляется простой работяга Вася, в грязной одежде, привыкший к салу и горилке. Даже если публика на приеме отнесется к Васе без снобизма, он сам почувствует дискомфорт и предпочтет оттуда ретироваться в более привычную ему обстановку…
Да, это тоже хороший пример.
Как вы хорошо написали! Ни убавить, ни прибавить.
Читала у старцев (не помню точно источник), что в раю беспрестанно идет литургия. Понятное дело, что пребывать на литургии невоцерковленному человеку – мука.
Ну да, меня вообще всегда коцает вот это требование “рай для всех” – и чтоб рай был устроен так, как угодно будет требующему. Феерическая логика. Дайте мне рай без литургии.