Ну вы меня уже знаете, периодически вашу покорную слугу заносит в странные места – и вот однажды я наткнулась на интервью господина Гоблина с авторессой вышеозначенной книги. Чтобы два раза не вставать – портрЭт в студию.
Справедливости ради – приведу все же опцию “было” – тогда кое-какие вещи в моем тексте станут понятнее.
Так вот, интригнуло то, что даму представили “матерью русского ИИ”, ну а меня ж хлебом не корми, дай приложиться к умищу, да еще и текст хороший прочитать – ну ежели так рекомендуют.
Приложилась на свою голову.
Вот мне что всегда нравится: слушаешь ты беседу людей, вроде бы неглупых, воспевающих друг дружкин интеллект самыми высокопарными словесами, и слышишь, как один из них рассказывает, что, допустим, написал книжку в компании искусственного интеллекта, и все уже впали дружно в шок, потому что не книжка это получилось, а сборник предсказаний, и вся прогрессивная общественность уже объявила авторессу новой Кассандрой, а ее ии-детище (побочное, бросается так свысока, типа не тем занимались, и вылезла вот потешная штучка, потому что главное детище – это трактора и комбайны, управляемые ИИ, а вот эта программка – оно такэ, левой ногой в полусне делалось) – пифией, которой и на горшок с курящимися травами садиться не надо, чтобы выдать работающие алгоритмы сбывающегося будущего.
И сидит собеседник, книжечкой в воздухе покачивает и глубокомысленно кивает… дескать, сам в шоке, насколько все чудесато.
Ну у меня аж руки затрусились, так захотелось и мне приложиться к кассандровым пророчествам. Три дня заняло добить текст, причем вы ж меня знаете хорошо, я баба въедливая и буду продираться сквозь любые дебри, если сказали, что ведь стоящая.
Как бы помягче выразиться… Вот есть писатели, а есть – графоманы. Графоман выделяется тем, что берет живых людей и “прописывает их в тексте”. Писатель пропускает героев (даже если какие-то из черты и взяты из окружающих его людей) через призму своей личности, как бы вдыхает в них жизнь, используя силу своего таланта, и тогда происходит чудо: персонажи оживают и перестают зависеть от своего творца. Они обретают некую свободу – и начинают жить вопреки желаниям своих создателей. Я уже писала об этой мистике творчества, не буду повторяться.
Графоман не обладает даже искрой таланта, все, что он может, – это собрать в тексте конструктор лего: натыкать рандомным методом внешность-черты характера, а потом сдобрить это своим скудным фантазмом из серии “представим, как будто мои желания сбываются”. Вот почему я бы каждому графоману рекомендовала повесить над своим рабочим местом табличку: “Друг, помни, вот тебе сейчас кажется, что ты творишь шедевр, но на самом деле читатель даже со скромными филологическими и психологическими познаниями сейчас заглянет в твой внутренний мир и узрит там все твои секреты”.
Вот это самое и произошло с мадам Усковой. Из интервью я узнала, что написала она книгу одним пальцем в телефоне за три недели, а ИИ ей только “по сети из секретных мест таскал исторические справки” (где-то перевернулся в гробу писатель Толстой, годами корпевший над своими книгами), что раскрыты там великие тайны мира сего, и что ее уже боятся близкие (ибо пифия).
Пройдясь по интервью и текстам дамы – а потом вчитавшись в книгу, поняла, наконец, что же мне так напоминает эта книжка. Помните, в детских коллективах среднего пионерского возраста, особенно в группах изолированных от взрослых, например, в лагере, имелись девочки, которые имели невероятный успех у мальчиков не по насередке рано отросших наливных грудей или ягодиц, а по насередке способности ваять рассказы из серии “продолжение про дАртаньяна, где вся четверка – это самые красивые мальчики отряда”. Герои устного творчества могли быть космонавтами на далеких планетах, где они героически сражались с пришельцами и спасали героиню, отчетливо наделенную чертами сказительницы; боролись с гвардейцами кардинала или искали сокровища на отдаленных островах – тут антураж вообще не важен, важна героическая составляющая и узнаваемость персонажей. Умело пользующаяся этим даром девочка всегда была самой популярной среди тестостероновых прыщеватых поклонников, отвлекающихся от нее исключительно для потискать грудастых сговорчивых одноклассниц – и возвращающихся к своей шехерезаде, потому что сисек вокруг много, а дАртаньян ты только в одном месте. (Если нужно объяснять – у меня с подобным были напряги: прелесть шахерезадничанья я открыла сильно в университетском возрасте, а с наливными телесами у меня и сейчас погано, однако заценить феномен у меня получилось уже тогда, когда я это узрела своими глазами).
Так вот, книженция про этюды черни (единственное, что оказалось милым в этой бочке дуста, – это игра слов чернь как смерды и Черни как автор этюдов для упражнений пианистов) – это тот самый фанфик, написанный для ублажения собственного мужа и пацанов из власти. Ах да, ну еще и себя надо было обязательно вывести как Дину Кускову (ах, как непонятно закамуфлировано собственное имя) – героическую валькирию, спасающую планету от сил зла.
Продираться сквозь совершенно отчетливо графоманский текст, безобразно неряшливый стилистически, очень плохо оформленный с точки зрения “фабула-сюжет”, не имеющий ни одной внятной арки героев, ребята, это был еще тот квест. Одолела на морально-волевых – потому что ну интересно же было заглянуть внутрь столь интересной дивы государственной науки. Внутри там, в общем-то, конечно печаль. Тоска стареющей женщины, которая в молодости сильно покуролесила, а потом влюбилась в собственного мужа. Страх его измен (тут уже даже не важно, настоящих или вымышленных) с молодыми женщинами. Попытки объяснить (наверное, прежде всего себе), что изменить он мог не от желания, а от того, что его “околдовали при помощи НЛП”. Воспоминания о времени, когда тебя хотят все – и продолжают хотеть. “Самоироничное” описание себя как “пышной красавицы с золотистой косой” (я процитировала) – бьющееся на осколки при взгляде на авторессу в нынешнем ее виде. Мессианская составляющая, когда авторесса и муж, именующийся викингом, спасают мир (в прямом смысле слова).
Ну и сюжетный антураж, обрамляющий разборки со своим внутренним миром – когда “злые Штаты” отравили специальным газом руководителей большой семерки, а Президента (с большой буквы П всегда) – не дотравили, потому что он не приехал лично, так его при помощи подметного письмишка постарались добить. И вот Президент, его заместитель, у которого имеется четыре китайских андроида-телохранителя, наша парочка красавцев и искусственный интеллект Ипполит – вступают в борьбу с мировым злом, создавая клонов всех семи руководителей, чтобы они боролись за мир во всем мире под управлением Ипполита – тогда как рептилоиды тоже изготовили коварные семь клонов, которые должны победить наших хороших клонов и ввергнуть мир в хаос.
Да, в книге будут и рептилоиды, и либшиза, и пятая колонна, и масоны, и скрепы и все остальное, все, что мы любим – в изобилии и под любыми соусами.
Будет даже “продолжение следует”, потому что авторесса решила продолжить эпос дальше, и я даже представить себе не могу, что там будет. Хотя нет, впрочем, могу. Я ж прилагалась к эпосу Соловьева про апокалипсис – как Соловьев в компании Гейтса и еще какого-то чувака привели в наш мир антихриста. Вот, это то же самое – с тем же скудоумным бэкграундом решения собственных либидозно-финансово-властожелаемых проблем.
Знаете, что меня в конце концов во всем этом по-настоящему расстраивает? Не то, что публикуют откровенных бездарных графоманов – этой публики во все времена было более, чем достаточно. Кто-то же покупает их книжки и даже хвалит их. Не то, что тексты эти обнажают всего лишь полное отсутствие способностей внятно связывать слова в предложения – и написаны они в основном для самотерапии этих людей, которые по сути действительно несчастны и обуреваемы вполне понимаемыми проблемами старения, потери привлекательности, сексуальности и желанием славы. Хреново то, что это не просто васи пупкины “с раена” – это люди, занимающие большие посты и сильно влияющие на нашу жизнь просто потому, что они нами так или иначе рулят. И вот когда они по своей собственной глупости приоткрывают дверцы в свой внутренний мир – и ты туда заглядываешь и видишь там все это… ты понимаешь, что нет никаких хитрых планов. Нет никаких далеко идущих алгоритмов. Ни фига этого нет – мы несемся всей своей планетой куда-то к собачьим херам, а рулят нам люди, которых надо сначала класть на кушетку к дедушку Фрейду, потом – к дедушке Адлеру, потом – к дедушке Юнгу, а потом – их нужно отправлять на пенсию садить флоксы и писать для друзей свои потешки про мировое господство, потому что они понятия не имеют, что с нами всеми делать – у них рептилоиды еще не окучены и пятая колонна кулаком из-за угла грозит, какая там экономика с политикой.
И вот это-то и обидно. Лететь в пропасть не волею сильного и опасного врага, а вот этих всех стареющих обладателей сакральных знаний прямиком из Шамбалы, которые понимают про происки шаманов, но не понимают про то, как мирно жить с друг другом. Сползти в небытие волею дураков – это слишком постмодернистски даже для нашего блядского цирка.