Еще один секрет счастья из Ветхого Завета

Читать Библию – самое таинственное занятие в мире. Ты не просто читаешь Книгу, то есть бегаешь глазами по тексту и получаешь информацию, часто не в первый раз – она реально говорит с тобой. В разное время, в разном возрасте нам откликается тот или иной отрывок, причем сколько бы я ни перечитывала Ветхий ли, Новый ли Завет – всякий раз я открываю для себя что-то совершенно новое.

Вот и сейчас обнаружила стих, совершенно поразивший меня. В книге Соломоновых притч в главе 30 имеется такой абзац:

Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: “кто Господь?” и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе.

Знаете, в сетке ходит бесчисленное количество “сильных молитв” вроде “дай мне принять то, что ты мне даешь” и так далее, не буду цитировать дословно, вы и без меня все это прекрасно помните.

Но я никогда не встречала в своей ленте перепостов этого текста, и – при том, что перечитывала всю Библию несколько раз в жизни – никогда не обращала внимания на эти несколько строк. А ведь в них – самый настоящий рецепт человеческого счастья.

Царь Соломон за тысячу лет до Христа просит Бога о вещах, которые актуальны для любого времени, любой культуры, любой нации – и мне кажется, они не потеряют актуальности до самого последнего момента жизни людей как вида.

Не иметь суеты в жизни – действительно огромное преимущество. Суета, то есть бессмысленная и выматывающая активность, не приводящая к сколько-нибудь внятному результату, – это сущее наказание. Она рассеивает внимание, забирает кучу энергии и сил, имеет обыкновение никогда не заканчиваться, а главное – ты никогда не понимаешь, когда она тебя снова настигнет и измотает вхлам.

Я часто вспоминаю слова Екклезиаста о том, что все в жизни суета сует и всяческая суета. Если мудрец, проживший обычную человеческую жизнь, делает в конце концов вывод, что все наши деяния – всего лишь суета, бессмысленная и изматывающая, каков же взгляд на нас из вечности?

Кстати, не могу не упомянуть всяческие человеческие фантазмы о бессмертных горцах, вампирах и прочих долгожителях, которые проживают среди людей и иногда даже ходят по 50 лет в 12 класс 🙂 Вы себе представляете, как на самом деле должен себя чувствовать человек с опытом жизни в 500 лет? Наблюдавший смену камзолов на сюртуки и пиджаки, а кринолинов на мини юбки – но не наблюдавший смены режима человеческой активности: хоть в кринолине, хоть в мини люди все так же создают суету сует – и ничего не меняется столетиями. “Разве что квартирный вопрос меняет их”. Представляете себя в этой роли? Вы помните казнь Марии-Антуанетты и восстание декабристов, а тут какая-то старшеклассница делится с вами своим феерическим опытом борьбы с прыщами и мудростью со страниц журнала “Лиза” “как привязать к себе парня за три часа”. После такого все эти романчики и книжечки захочется засунуть автору непосредственно туда, откуда они и родились.

Но я как всегда отвлекаюсь.

Не иметь рядом лжи – это тоже огромный подарок в жизни. Да, мы все знаем и помним, что всяк человек ложь и нельзя прожить жизнь ни разу не солгав или не услышав лжи, но давайте подумаем над тем, как тяжело жить в бесконечной лжи, и тут не важно, близкие тебе лгут, или телепропаганда, – ложь унижает нас, искажает мир вокруг нас, помещает в совершенно беспомощное состояние, когда в конце концов ты перестаешь верить всему вокруг, даже тому, что солнце всходит на востоке. Выдираться из оков лжи тяжело и страшно – знаю по своему опыту, и тут не важно, друг тебе лгал или учебники. Ложь не даром названа ребенком дьявола, она помещает нас в совершенно искаженный мир, в котором мы долго, порой всю жизнь, выстраиваем образ себя, образ других, а потом оказывается, что все выстроенное – было всего лишь марой, иллюзией, обманом. И когда все это обрушается, обрушается не только внешнее, обрушается и наш внутренний мир, а кто хоть раз его отстраивал – понимает, насколько это тяжкая работа.

Последней тяжелейшей работой избавления от лжи в моей жизни – было узнавание правды о войне. Да, я совершенно точно осознаю, что всей правды мы никогда не узнаем, но открытие книг Никулина и Астафьева заставило меня отвлечься от художественно-кинематографического образа, созданного школой и вообще жизнью в СССР, и понять, что у войны было отвратительное, страшное и кровавое лицо, и лицо это было не всегда лицом фашистского солдата. Потом чтение кое-каких исторических книг открыло мне глаза на то, что не было никакого “сегодня в 4 часа утра без объявления войны”, что все было гораздо безумнее и совершенно не комплиментарно для нас, будущих победителей (я имею в виду не только СССР). Вся эта ломка стереотипов опрокинула меня в кризис, куда, как я говорила, оказались затянуты и сестра, и мистер Адамс, и я поняла, что не только мой мир оказался таким чувствительным ко лжи – это общее свойство тех, кто не лжет постоянно. Не привыкшего ко лжи человека правда оглушает – но с другой стороны, и освобождает. Интуитивное ощущение “что-то тут не так” сменяется кризисом, потом катарсисом – и облегчением.

Кстати, вы когда-нибудь обращали внимание на лица тех, кому приходится постоянно врать? Я давеча узрела даму, которую когда-то знавала буквально ребенком. Русалочьей красоты была девочка, и тишайшего характера. Теперь дама риэлтор, и я поняла, что с ней что-то не так еще до того, как узнала, кем она трудится. Нет, визуально все было более, чем достойно – риэлтор она раскрученный, поэтому все признаки успешного успеха – от унитазных виниров до самой дорогой легпромовской упаковки было при ней, но куда было деваться от того, что мне всегда казалось тонкой лаковой пленкой, покрывающей буквально всего лжеца и делающего его скользким, как рыба. Не знаю, это мое индивидуальное восприятие, или всем так кажется, но профессиональные лжецы всегда воспринимаются мной как люди, покрытые защитной пленкой, как огурцы на прилавке. Их глаза невозможно поймать – после общения с ними становится очевидно, почему Булгаков называл их носителями “скошенных к носу от постоянного вранья глаз”. Вот с моей давней знакомой и произошла метаморфоза – русалочка превратилась в собственную пластиковую копию – и зрелище это оказалось для меня болезненным, потому что… да потому что помню я ее другой…

Человек может научиться виртуозно лгать – но его тело отказывается принимать в этом участие. Речь тут идет не о возможности шпионов обмануть детекторы лжи, это как раз достигается путем не очень сложных тренировок, йоги еще и не такое умеют. Но глаза, микромимика лица, голосовые связки, само тело – они вранью противятся, и те, кому приходится иметь дело с постоянно лгущими людьми, в конце концов учатся распознавать все эти микрознаки. Лжец учит себя убедительно лгать – и приобретает черты лжеца, а те, кто вынужден ложь распознавать, – рано или поздно начинают понимать, как это работает, чтобы выполнять свой долг. Но счастья это не приносит – напротив, сколько бы ты ни работал, сколько бы тебе ни казалось, что уже ко всему привык, но когда ты в очередной раз понимаешь, что сидящий перед тобой человек лжет, ты чувствуешь унижение и горечь, особенно если ты понимаешь, что лгут тебе даже не ради выгоды, а просто так, по привычке, что ли…

Вот почему те самые слова о том, чтобы ложь была удалена от просящего – так отзываются. Ложь невозможно удалить из жизни полностью, все лгут, я тоже лгу, хотя стараюсь не делать этого (в частности, поэтому я работаю в своей компании, мне платят меньше, чем по рынку, но я не лгу так часто, как это делают мои коллеги) – но минимизировать ее проявление – это огромный подарок.

Теперь о богатстве и нищете. Знаете, меня удивляет то, что в наше поганючее время, сконцентрированное на заработке бабла и культе богатства, медленно, но верно возникают кое-какие тенденции, которые не могут меня не радовать. Нет, люди любили и всегда будут любить деньги, но я вижу, как некоторые люди начинают осознавать, что счастье – это когда хватает.

О нищете много говорить не хочется, она страшна, ее не даром считают настоящим проклятием, примечательно, что в приводимой мной цитате из Библии молящийся просит отвести от него нищету, чтобы он не стал красть и упоминать имя Бога всуе, то есть роптать, он молит не дать ему впасть в грехи, в которые он не хочет совершать, но не сможет обойти их, потому что голод и холод – одни из самых мучительных человеческих опытов. Нищета изламывает человека, лишает его последних крох достоинства – потому что если он не сумеет украсть еду и одежду, он буквально умрет, но и просить подаяния – это не так просто, как кажется. Протягивать руку в первый раз, – это ужасающий шаг, ломающий человека, я читала кое-какие воспоминания тех, кто оказывался на улице – люди разных национальностей, веры, возраста – все как один вспоминали, как страшен был их первый опыт протягивания руки, как мерзко они себя чувствовали, как на самом деле что-то в них ломалось, безвозвратно и навсегда…. Помните, как булгаковский Воланд говорил Маргарите “никогда и ничего не просить” – и как это откликалось у советских читателей, отученных молиться за 70 лет государственного атеизма, то есть просить Бога о помощи, но вынужденных регулярно унижаться, выпрашивая у “тех, кто сильнее” даже не какие-то блага вроде путевки ребенку в хороший лагерь, места поближе в очередь на квартиру и так далее – нет, иногда речь шла о выпрашивании лекарств, продуктов, одежды, налаживании тех самых горизонтальных связей, когда какой-нибудь всесильный завмаг или завбазой через губу разговаривал с учителями, врачами, инженерами – а они вынуждены были поддерживать связь с ним, делать подарки, одолжения – только потому, что им иногда могло перепасть дефицита. Воландовское “сами все предложат и сами все дадут” – это такая издевка в адрес тех, кто даже не осознавал, насколько советская нищебродская уравниловка поломала их достоинство, что слова отца лжи воспринимались ими как рецепт правильной жизни.

Но почему же молящийся просит отвести от него и богатство? Богатство практически везде считается людьми особенным даром Бога (в этом плане меня умиляют протестанты, которые вроде бы обожают буквально относиться к Библии, но вот эти строки про то, чтобы Господь не посылал богатства – старательно ими игнорируются, посему богатые люди считаются ими особенно поцелованными творцом в макушку) – все гораздо сложнее.

Нищета действительно пугает людей во все времена – она синоним муки и близкой смерти, тогда как богатство – привлекает, причем до такой степени, что богатый человек подсознательно наделяется людьми, особенно современными, целой кучей немыслимых достоинств. И не важно, что мудрецы хоть дохристовых времен, хоть наши современники, не устают напоминать, что количество денег и количество достоинств вообще никак не связаны между собой, так не же, люди все равно считают богатство и деньги не просто признаком особенной поцелованности небесами, я все чаще читаю мнения о деньгах – как о реально мистической вещи, которая имеет особую ауру, блеск, бросаемый на их обладателя.

Особенно это потешно, когда мистический флер пытаешься найти на каком-нибудь ожиревшем от безнаказанности воровства чиновнике, набивающем кэшем очередную квартиру – когда оказывается, что у этого имбецила не хватило клепки даже обратить эти тонны бумаги в какой-никакой бизнес; нет, запакованные в банковскую пленку пятисотенные еврокупюры вперемешку с долларами и рублями у него хранились на деревянных палеттах, символизируя всю мистику и особую ауру альтернативно одаренного персонажа, умеющего только тырить и брать взятки, но не умеющего трансформировать натыренное в хотя бы сколько-нибудь внятное приносящее пользу дело.

Не-а, понастроить уродства, называющегося “дворцами”, скупить квартир в разных частях страны, стопятьсот часиков, набить гаражи машинками, трахнуть кого-нибудь примелькавшегося на телеэкране – ну и все. Справился, облек себя мистическим флером.

Ну а если серьезно – богатство действительно часто заставляет человека погрязнуть в удовольствиях, замкнуться в узком кругу себе подобных, заматереть в пресыщении и забыть Бога. За тысячу лет до Христа было сделано одно из самых глубоких психологических наблюдений за свойством нашей психики – мы жиреем и расслабляемся душой без испытаний, а богатство – многие испытания действительно отменяет, потому что решает огромное количество проблем, особенно бытовых. Вот почему разумные богатые родители не разрешают детям лениться и проводить время в праздности – не знаю, прошло ли это по русским новостям, но у нас показали китайского мужика, владельца мощного бизнеса, у которой был единственный сын. Мужик договорился с семьей, что никто не будет рассказывать наследнику, насколько они богаты – парень рос в обычной городской квартире, знал, что у папы есть компания, которая едва сводит конца с концами, он ходил в обычную школу и сам, своим трудом, завоевал право учиться в очень престижной гимназии, куда бесплатно брали самых одаренных учеников государственных школ. Со старших классов он подрабатывал себе на карманные деньги, поступил сам в университет, окончил его – и только в 22 года узнал, кто его папа на самом деле.

Только после этого семья переехала в отстроенный хороший дом, а отец объявил, что завещает компанию сыну только в том случае, если он пройдет в ней весь путь от курьера до управляющего самостоятельно, без помощи.

Кстати, владельцы нашей компании занимаются ровным счетом тем же самым. Только одному из наследников было разрешено заниматься медициной, парень явно имел талант и ему позволили выйти из бизнеса ради мечты. Все остальные – буквально начинали с садовников (парни) и курьеров (девушки), постепенно входя в дело и понимая, как все устроено с самых азов, с самых низов. Это единственный способ не дать ребенку превратиться в испорченное создание, пресыщенное с пеленок и не умеющее быть благодарным ни за малое, ни за большое.

В приведенной мной молитве – просьба к Богу не искушать ни нищетой, ни богатством, которое на самом деле может сломать душу так же страшно, как и бедность. И не нужно мне тут говорить о том, что люди предпочли бы страдать в Ницце, а не в Задрючинске – здесь я напомню вопрос Христа о том, какой выкуп даст человек за свою душу. Задыхающаяся в грехе душа – страдает вне зависимости от того, где пребывает тело, и в этом и заключается весь печальный парадокс: острота страданий не зависит от нашего материального благополучия. Эти две крайности – нищета и богатство, могут одинаково ранить душу, именно поэтому молящий просит Бога о насущном хлебе. Именно о том самом насущном хлебе, о котором научил людей молиться Христос в Отче наш.

Насущный хлеб – это хлеб на каждый день, это то, что дает этот день прожить без мук и потерянной надежды на будущее. Насущный хлеб – это хлеб, которого хватает именно на день – его достаточно, его не хочется больше. Он не дает голодать – но не дает и противоположного: сломаю старые житницы и построю новые, сказав душе, ешь, пей и веселись… Конец этой истории слишком ясно показывает, насколько она “полезна” для человека.

Насущный хлеб – это про то самое “достаточно”, “хватает”, эта та самая середина, которая позволит душе не мучиться в поисках телесной пищи, заставляя забыть о пище духовной и в конце концов начать роптать на Бога, – и в то же самое время человек должен будет эту пищу все же искать, что не даст ему погрязнуть в праздности и точно так же забыть Бога, только уже не от мук голода и холода, а от пресыщения и лени. Именно в этой золотой середине – и кроется рецепт настоящего человеческого счастья, когда ему хватает того, что у него имеется, – и когда еще есть мечты, стремления, надежда и вера в Божью помощь.

И тут не важно, какой век на дворе, пасутся ли у человека волы в поле или стоит машина в гараже, на самом деле человечество совершенно не меняется, вот почему мудрецы, оставившие нам в Книге свою мудрость, были актуальны тысячу лет назад – и будут так же актуальны через тысячу лет. Не важно – в шелке мы ходим или синтетике, полбу едим или стейки, на лошадях ездим или на самолетах летаем, мы все такие же полудухи и полузвери, нуждающиеся в том, чтобы две эти половины были в равновесии с друг другом. И тысячи лет нашей истории доказывают нам только то, что без Бога – этого равновесия достичь практически невозможно, а Бог устами тех самых мудрецов – не устает напоминать нам о действительно простом рецепте того, как мы можем находиться в этом равновесии и, следовательно, быть счастливыми. И дух, и зверь должны быть сытыми – и оба они должны смотреть не друг на друга и не в разные стороны – а в ту сторону, где нас всегда ждет Бог, наш негордый скромный Творец, могущий сталкивать галактики и поворачивать время вспять, но не отнимающий у нас Своего главного дара – нашей свободы, в том числе – от Него самого.

Помните, молитву отца отрока: “Верую, Боже, помоги моему неверию!”? (Это евангелие от Марка). Это – молитва о великом чуде, доступном только Богу. Молитва царя Соломона – она о нашей обыкновенной жизни, “живем, Боже, помоги нам жить”. Кажется – ну что же тут такого, это не исцеление от смертельной болезни или не воскрешение из мертвых. Однако – в этой молитве мы на самом деле просим о таком же великом чуде: прожить жизнь так, чтобы не страдать душой и телом – и не забывать Бога.

Как же счастлив тот, чья молитва о таком была услышана. Ребята, желаю нам всем такого чуда.

Leave a Comment