Ребята, да, меня зациклило, я это осознаю, но это своего рода терапия, потому что не знаю, как вам, но мне слишком страшно жить в мире, где столько глупости – и мне нужно вербализовывать свои страхи и пытаться понять, откуда это взялось и куда идет. Так что потерпите еще немного – я тут обкатываю свои мысли и стараюсь объяснить происходящее хоть как-нибудь.
Мы тут с сестрой про этот феномен говорили, и я попыталась сформулировать мысль, которую сейчас публикну на этих страницах.
Вы уже знаете, что я совершенно уверена, что нынешний естественный отбор происходит по линии “выживает умнейший”, вместо дел давно минувших дней “выживает сильнейший”.
Так вот, а что, если мы разовьем эту мысль вот куда…
История человечества – это история нескончаемых эпидемий, уносивших жизни сотен тысяч и миллионов людей. Сколько существует жизнь, столько и существовал закон о выживании сильнейших. Как только люди стали жить скученно – в городах ли, в больших поселениях, тут же возникали массовые вспышки самых разнообразных заболеваний.
Живет-живет средневековая или ренессансная Европа – херак, оспа. Выкосило почти всех, выжили самые сильные… потихоньку восстанавливается население. Только восстановили – пожалуйте чуму, помирайте-не обляпайтесь. Холера, полиомиелит, корь, сифилис, дифтерия – и так по кругу. Одно успевай выживать и размножаться.
Но тут пришел славный 20 век с его медицинскими прорывами, одни болячки остались в воспоминаниях и особо охраняемых биолабораториях, другие болячки успешно лечат, от третьих прививают… Не вылечат, так вгонят в ремиссию, прооперируют-спасут. Но качество выживших же должно регулироваться неким общим муравьиным разумом человечества? Саморегуляция популяции же никем не отменялась.
Вот и выживает теперь умнейший вместо сильнейшего. Все это вы уже сто раз от меня слышали.
А теперь – гипотеза.
А что, если численность и качество населения раньше регулировалось настоящими эпидемиями физических болезней, а теперь – средства регуляции тоже имеются? Только они – другие. У нас сейчас тоже имеется эпидемия – эпидемия тупости. И среда распространения тоже имеется. Раньше как было, поселился вибрион в воде, воду выпили – пожалуйте холеру в популяцию. Корь в воздухе повисла – надышались дети, пожалуйте эпидемию кори. То есть вирусам или бактериям нужна была среда – у них была среда: воздух, вода, переносчики в виде крыс и так далее.
Сейчас среда тоже имеется – соцсети. Если раньше один дурак обыкновенный сидел тихо и мимикрировал под умного, а то не дай Бог за дурака примут, то теперь у дураков имеется шанс объединяться и давить всех окружающих численным превосходством. Это раньше идиотку вроде Греты Т. отправили бы доучиваться в школу, а потом замуж – рожать, предварительно вдумчиво побеседовав с родителями, что вот не надо… не надо девочку светить на публике, ну неудачная девочка, мягко говоря, что внешне, что внутренне, над ней смеяться будут. А теперь у идиотки Греты имеется среда для передачи своих бредовых идей всем желающим – и вуаля, у нас вместо изоляции условного нулевого пациента имеется глобальная эпидемия гретиных фантазмов.
Универсальная соцсетевая среда подобно чашке Петри выращивает самые кретинские идеи и выплескивает их потом на всю ойкумену – и непременно найдутся те, кто их подхватит, пропустит через свой воспаленный разум и передаст дальше.
Так вот, господа панове, я считаю, что у нас сейчас идет первая эпидемия – эпидемия идиотизма и тупости. Она не быстрая, это не чума с холерой – пара месяцев и вся Европа полыхает, а потом еще несколько месяцев, ну хорошо, лет – и все стихает до новой эпидемии. Нет, эпидемия разума – эпидемия не телесная, она иначе возникает и иначе распространяется, это дело небыстрое – но последствия у нее, увы, могут быть еще более разрушительными. Во-первых, как бы ни чудовищно это звучало, любую болячку можно описать, классифицировать, выделить возбудителя и найти лекарство. Грубо говоря, еще в те времена при зачаточном развитии медицины люди понимали, что при чуме надо жечь одежду и вещи зараженных, а при холере – кипятить воду.
Эпидемия тупости крайне сложна для классификации и определений, потому что между умным человеком и дураком пролегает зияющий провал. Дурак – для умного непредсказуем и таинственнен, потому что умный никогда не поймет, чего от дурака ждать, а если поймет – то сам станет дураком. К дураку не применишь ни закона логики, ни закона природы, ни закона вероятности – дурак глобален и масштабен, как система движения трех тел, а если учесть то, что дураки сейчас сбились в стаи и пользуются плодами демократии, наша участь, друзья мои, не вызывает у меня ни грана оптимизма.
В этой эпидемии выживут умнейшие, но увы – каково будет качество этого выживания и насколько долго эта эпидемия продлится? Что дураки успеют сделать, прежде, чем самовыпилятся из человеческой истории? Не устоят ли они апокалипсис задолго до того, как перестанут давать потомство или их потомство не унаследует их феерический геном?
Ответов нет, потому что предсказывать в этой ситуации вообще невозможно – как вообще невозможно предсказать поведение дурака.
Блин, и хотелось бы заканчивать на какой-то оптимистической ноте, да где ж ее взять-то?
Сомневаюсь, что выживут умнейшие.
Сейчас – начиная с самых передовых стран Запада, но эту тенденцию подхватывает и остальной мир – создаются условия, благоприятствующие успеху не умных людей, а тех, кого Теодор Дальримпл окрестил “честолюбивыми посредственностями”. Общество наше бюрократизируется, и цифровизация этому очень способствует, бюрократические институты всё жёстче контролируют каждый шаг как своих сотрудников, так и вообще всех и вся. В этой среде лучше всего себя чувствуют те, кто звёзд с неба не хватает, открытий не совершает, индивидуальность не проявляет и за реальное дело душой не болеет, но умеет чётко выполнять спущенные сверху указивки, все формальные показатели, хорошо понимает, как понравиться начальству, не имеет никаких собственных принципов (кроме принципа беспринципности) и гибко гнётся вместе со всеми прихотливыми извивами “линии партии”.
Дальримпл на британском материале приводил в качестве такой “ambitious mediocrity” Терезу Мэй. Мне сдаётся, что и Урсула фон дер Ляйен (von der Lügen, как её называют в Германии, или von der La Hyène или просто “гиена” – во Франции) – яркий пример такой вот посредственности, вскарабкавшейся на бюрократический Эверест. Она вот, кстати, не просто посредственна, но и демонстративно глупа, что ничуть не мешает ей исправно выполнять задачи, поставленные перед ней старшими товарищами.
Не буду дальше развивать эту тему, это гораздо лучше меня делает Дальримпл в статье под названием “Artificial Stupidity” https://www.youtube.com/watch?v=WnGzttF4axs
Почитайте, не пожалеете, там он рассматривает явление глупости как таковое и раскрывает очень мрачный аспект господства этих самых амбициозных и безжалостных посредственностей.
Так вот, мне кажется, что в наше время процветают отнюдь не самые умные, но и не самые глупые, а люди ограниченные, исполнительные, равнодушные ко всему, кроме собственного благополучия и потому готовые усердно проводить в жизнь самые безумные, безбожные и бесчеловечные начинания старших товарищей. Как показывает пример фон дер Ляйен или Лиз Трасс, да и того же Макрона, большого ума им не требуется, им достаточно хитрости, умения манипулировать людьми.
А ещё в современном обществе очень хорошо себя чувствуют психопаты. Им-то ведь совсем наплевать на кого бы то ни было, кроме себя, они прекрасно умеют и любят манипулировать людьми, идут по трупам, проявляют обезоруживающую наглость.
В традиционном обществе их немного сдерживало сословное или кастовое устройство, семейственность при распределении власти. При наследственной монархии власть в норме передавалась внутри семьи, поэтому стороннему психопату оказаться на троне было не просто.
А при представительной демократии психопаты, пользуясь своими гениальными навыками манипулирования, легко захватывают выборные должности, вплоть до президентских. Они же выдвигаются на первый план во время революций и народных волнений. Им всё равно, под каким флагом идти в бой, главное – власть. И возможность над кем-то поиздеваться. Наверно, и в финансовых учреждениях они себя чувствуют как рыба в воде – мир больших денег холоден и бесчеловечен.
Поэтому, когда обветшавшее здание нашей безбожной цивилизации рухнет, то в последовавшей за этим анархии комфортнее всего будут себя чувствовать психопаты и социопаты. Истероиды тоже могут найти себя в таких условии – кто в качестве народных трибунов, кто в качестве разного рода мошенников, которым в такие времена раздолье.
А вот умным и порядочным людям в таких условиях ловить особо нечего. Они с большой вероятностью не пойдут за разного рода гаммельнскими крысоловами, избегут каких-то ошибок. Но на всякого мудреца довольно простоты, и умный человек, особенно в стрессовых условиях, может подпасть под обаяние какого-нибудь подлого манипулятора.
Выживать и наживаться в условиях смуты будут люди наглые, смелые, хитрые, физически сильные, жестокие, не склонные к рефлексии. Да и у дураков есть одно большое преимущество: они зачастую не видят препятствий, не просчитывают последствий – в отличие от умных – и идут напролом. Иногда при этом погибают, а иногда, наоборот, быстро и решительно добиваются своего, пока умные взвешивают все за и против.
Ум в нашем мире – не самое большое преимущество.
Одна только поистине надёжная опора есть у человека – вера в Бога. Она одинаково нужна и умному, и глупому, и слабому, и сильному. Только она может вывести из адского лабиринта земного существования к истинной жизни.
Именно поэтому с верой борются как могут. Причем с достаточным успехом
Хочется высказать мнение с точки зрения духовного аспекта. Мне вот думается, что одной из причин умножения глупости является умножения в мире блуда. Есть такое изречение у св. Паисия Святогорца про людей, живущих в блуде:
” Был мозг, скажем, твёрдым, как сыр, потом становится жиже — как сметана, потом — как какая-нибудь простокваша, потом — как молоко, а если и дальше будут упорствовать в разврате, то станет совсем жидким, как вода..”
Сейчас очень распространена порнография, везде картинки с полуобнажёнными и обнажёнными, столько откровенных соблазнов. И случается по слову Спасителя “Всяк, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем”. Стало очень много скрытого и открытого блуда, вся наша современная действительность словно кричит: “Греши, ты имеешь на это право!” А именно блуд является самым соблазнительным грехом для человека.
Вот люди и грешат, открыто и в помыслах. И мозги у них, согласно высказыванию Святогорца, размягчаются, и носит это сейчас массовый характер. Страшно это ещё и тем, что глупость, похоже, и вправду носит какой-то заразный характер, и передаётся на некоем ментальном уровне. Ну, это, наверное, не основная причина того, почему так много стало глупости, но по крайней мере одна из них. Защита от этого только в Боге.
Ну, не знаю, насколько моё предположение верно, извините.
Так мы же вместе тут и думаем – пытаемся подкидывать версии и аргументы. Спасибо за комментарий, Сережа
Согласен. Разврат прежде всего огрубляет душу, делает её неспособной на тонкие и возвышенные чувства и как бы затуманивает зрение. Развращённый человек смотрит на мир как бы через грязное стекло, что искажает восприятие реальности, вгоняет в уныние. Человек душевно тупеет, уподобляясь животному, а при извращённых формах разврата – демону.
Конечно, многое зависит от индивидуальных качеств человека. Есть слабые души, которые сгнивают со страшной скоростью, есть крепкие, которые долго сохраняют человеческий образ. Но в любом случае плотские грехи наносят душе огромный ущерб.
Купил вчера в русском переводе книга Жан-Клода Ларше “Обратная сторона новых медиа” (оригинал: Jean-Claude Larchet “Malades des nouveaux médias”).
Очень хорошо написано. Автор в начале отмечает, что новые медиа – телевидение, социальные сети, SMS, MMS, мессенджеры, конечно, приносят немало пользы, но об этом написано множество восторженных статей и книг, а он ставит перед собой цель оценить их отрицательное воздействие.
И он проработал тему очень серьёзно, добросовестно и, я бы сказал, исчерпывающе. Подход у него вполне научный, вначале чётко определяет терминологию, потом даёт стройную классификацию вредоносных эффектов новых медиа, с множеством ссылок на другие исследования в этой области.
Глава 11 называется “Снижение интеллектуальных навыков”, в ней 11 разделов, второй раздел так и называется – “Всеобщее оглупление”. Там он, в частности, пишет: “В своём знаменитом эссе “Пустышка. Что интернет делает с нашими мозгами” Николас Карр описывает, как использование новых медиа, вне зависимости от интеллектуальных характеристик” пользователя, оказывает негативное воздействие не только на сам процесс мышления, но и на форму его выражения (язык), обуславливающие его свойства (внимание и сосредоточенность), а также его внешние (стиль) и внутренние (непрерывность, чёткость и связность) формальные качества”.
Вот вам мощнейший фактор массового отупения. А также массовой невротизации и инфантилизации.
Фактор, конечно, не единственный, но очень важный. Я по себе замечаю, как увлечение интернетом и особенно пользование смартфоном действует на мои умственные способности. А что говорить о детях, которым добрые бабушки и усталые мамы суют смартфон уже в колясочку!
Кстати, в другом месте Ларше отмечает, что чем выше уровень доходов и культуры в семье, тем меньше её члены проводят времени за экранами телевизоров и всяческих девайсов.
То есть, элиты стараются сохранить свои умственные способности и душевное благополучие, а народ попроще, не имея такой возможности и часто не понимая этого самоограничения, тупеют с опережающей быстройтой.
Собственно, это и есть подтверждение наших предположений