Продолжая тему разговора о глупости

Ребята, да, меня зациклило, я это осознаю, но это своего рода терапия, потому что не знаю, как вам, но мне слишком страшно жить в мире, где столько глупости – и мне нужно вербализовывать свои страхи и пытаться понять, откуда это взялось и куда идет. Так что потерпите еще немного – я тут обкатываю свои мысли и стараюсь объяснить происходящее хоть как-нибудь.

Мы тут с сестрой про этот феномен говорили, и я попыталась сформулировать мысль, которую сейчас публикну на этих страницах.

Вы уже знаете, что я совершенно уверена, что нынешний естественный отбор происходит по линии “выживает умнейший”, вместо дел давно минувших дней “выживает сильнейший”.

Так вот, а что, если мы разовьем эту мысль вот куда…

История человечества – это история нескончаемых эпидемий, уносивших жизни сотен тысяч и миллионов людей. Сколько существует жизнь, столько и существовал закон о выживании сильнейших. Как только люди стали жить скученно – в городах ли, в больших поселениях, тут же возникали массовые вспышки самых разнообразных заболеваний.

Живет-живет средневековая или ренессансная Европа – херак, оспа. Выкосило почти всех, выжили самые сильные… потихоньку восстанавливается население. Только восстановили – пожалуйте чуму, помирайте-не обляпайтесь. Холера, полиомиелит, корь, сифилис, дифтерия – и так по кругу. Одно успевай выживать и размножаться.

Но тут пришел славный 20 век с его медицинскими прорывами, одни болячки остались в воспоминаниях и особо охраняемых биолабораториях, другие болячки успешно лечат, от третьих прививают… Не вылечат, так вгонят в ремиссию, прооперируют-спасут. Но качество выживших же должно регулироваться неким общим муравьиным разумом человечества? Саморегуляция популяции же никем не отменялась.

Вот и выживает теперь умнейший вместо сильнейшего. Все это вы уже сто раз от меня слышали.

А теперь – гипотеза.

А что, если численность и качество населения раньше регулировалось настоящими эпидемиями физических болезней, а теперь – средства регуляции тоже имеются? Только они – другие. У нас сейчас тоже имеется эпидемия – эпидемия тупости. И среда распространения тоже имеется. Раньше как было, поселился вибрион в воде, воду выпили – пожалуйте холеру в популяцию. Корь в воздухе повисла – надышались дети, пожалуйте эпидемию кори. То есть вирусам или бактериям нужна была среда – у них была среда: воздух, вода, переносчики в виде крыс и так далее.

Сейчас среда тоже имеется – соцсети. Если раньше один дурак обыкновенный сидел тихо и мимикрировал под умного, а то не дай Бог за дурака примут, то теперь у дураков имеется шанс объединяться и давить всех окружающих численным превосходством. Это раньше идиотку вроде Греты Т. отправили бы доучиваться в школу, а потом замуж – рожать, предварительно вдумчиво побеседовав с родителями, что вот не надо… не надо девочку светить на публике, ну неудачная девочка, мягко говоря, что внешне, что внутренне, над ней смеяться будут. А теперь у идиотки Греты имеется среда для передачи своих бредовых идей всем желающим – и вуаля, у нас вместо изоляции условного нулевого пациента имеется глобальная эпидемия гретиных фантазмов.

Универсальная соцсетевая среда подобно чашке Петри выращивает самые кретинские идеи и выплескивает их потом на всю ойкумену – и непременно найдутся те, кто их подхватит, пропустит через свой воспаленный разум и передаст дальше.

Так вот, господа панове, я считаю, что у нас сейчас идет первая эпидемия – эпидемия идиотизма и тупости. Она не быстрая, это не чума с холерой – пара месяцев и вся Европа полыхает, а потом еще несколько месяцев, ну хорошо, лет – и все стихает до новой эпидемии. Нет, эпидемия разума – эпидемия не телесная, она иначе возникает и иначе распространяется, это дело небыстрое – но последствия у нее, увы, могут быть еще более разрушительными. Во-первых, как бы ни чудовищно это звучало, любую болячку можно описать, классифицировать, выделить возбудителя и найти лекарство. Грубо говоря, еще в те времена при зачаточном развитии медицины люди понимали, что при чуме надо жечь одежду и вещи зараженных, а при холере – кипятить воду.

Эпидемия тупости крайне сложна для классификации и определений, потому что между умным человеком и дураком пролегает зияющий провал. Дурак – для умного непредсказуем и таинственнен, потому что умный никогда не поймет, чего от дурака ждать, а если поймет – то сам станет дураком. К дураку не применишь ни закона логики, ни закона природы, ни закона вероятности – дурак глобален и масштабен, как система движения трех тел, а если учесть то, что дураки сейчас сбились в стаи и пользуются плодами демократии, наша участь, друзья мои, не вызывает у меня ни грана оптимизма.

В этой эпидемии выживут умнейшие, но увы – каково будет качество этого выживания и насколько долго эта эпидемия продлится? Что дураки успеют сделать, прежде, чем самовыпилятся из человеческой истории? Не устоят ли они апокалипсис задолго до того, как перестанут давать потомство или их потомство не унаследует их феерический геном?

Ответов нет, потому что предсказывать в этой ситуации вообще невозможно – как вообще невозможно предсказать поведение дурака.

Блин, и хотелось бы заканчивать на какой-то оптимистической ноте, да где ж ее взять-то?

Leave a Comment