Попытка подумать над письмом Алексея Кондрашова «Почему я не православный» (часть 4)

Заканчиваем думать…

Практика православия

Безотносительно ко всяческим теоретическим построениям, очень важно, что же делают последователи того или иного учения. Иисус сказал прямо – по плодам их узнаете их… Вот некоторые общеизвестные факты из прошлого и настоящего РПЦ.

О борьбе РПЦ против своих непосредственных конкурентов, а также против просвещения и науки в царские времена написано достаточно. Даже в 1913г зоологические антисемиты Павел Флоренский и Василий Розанов топили несчастного Менахема Бейлиса, которого власти хотели повесить за совершенное не им убийство. В советское время РПЦ подвергалась гонениям, и это пошло ей на пользу – творить зло она более не могла, а многие – хотя и далеко не все – ее члены проявили замечательную твердость в хранении своей веры. Благополучная постсоветская РПЦ во многом походит на фарсовую реинкарнацию страшной царской РПЦ.

(О, вот и о. Павлу Флоренскому досталось… Причем не далее как в прошлой части г-н Кондрашов посчитал доказанной вину Николая Второго за злодеяния против России и посчитал покойного императора достойным расстрела. И что значит – “топили”? Выступили с осуждением? И как это сказалось на приговоре? Розанов и Флоренский этот приговор подписали? Или обусловили?

В общем, как мы видим, отец Павел Флоренский г-ну Кондрашову малосимпатичен, поэтому недостоин считаться, ни святым, ни просто порядочным человеком. Да и заслуги перед наукой физикой его тоже опущены, вероятно на основании первых обвинений. В общем, церковники – мракобесы, а те, кто придерживаются тех же методов, но называется агностиком – порядочные люди. Это мы уже уяснили.)

Бросаются в глаза:

1) Бесплодность проповеди – несмотря на то, что более половины россиян крещены в православие, и на государственную поддержку РПЦ в течение последних 20 лет, Россия относится к числу мировых лидеров по пьянству, наркомании и числу беспризорных детей и заключенных. Даже на Рождество и Пасху в богослужениях участвует менее 5% населения России (в США – более 50% каждое воскресенье).

(О, ну про высокодуховное западное общество любой эмигрант порассказать может. Тут автор может не беспокоиться. Невыезжавший из России человек, может, еще поведется на эти речи, но вот те, кто откушивает жизнь в западном постхристианском обществе полными ложечками, может многое порассказать о заполненных на Рождество храмах и совершенно пустых этих же храмах во все остальные дни, включая Пасхальные.

Песни про пьянство и наркоманию мы слыхали, просто г-ну Кондрашову недосуг было изучить статистику по дореволюционной России с ее объединенной церковью и государством. )

2) Вялотекущие попытки бороться с наукой и просвещением.

(Ложь, еще раз ложь и ничего, кроме лжи. Опровергать не нужно – слишком много уже было написано даже в этих 4 частях)

3) Блатной менталитет: «свой – хороший, чужой – плохой». С одной стороны – безоговорочная солидарность с православными сербами, среди прочих своих зверств убившими 8 тысяч безоружных жителей Сребреницы в течение 12 дней в июле 1995 года. С другой – иррациональное и часто комичное неприятие «Запада», прежде всего США.

(Автор письма снова валит в одну кучу народное творчество, подстегнутое монологами товарища Задорнова, не имеющего ни к РПЦ, ни вообще к христианству никакого отношения, и мнение церкви о “Западе” и США. )

4) Зараженность многих членов погромным антисемитизмом – например:
http://www.rusprav.orghttp://www.rons.ru/index.htmhttp://www.rusidea.org/,http://3rm.info/.

(Ну хорошо, антисемитизм… Что-нибудь будем добавлять об антихристианстве некоторых иудеев и мусульман? Вроде давеча Мухаммеда поминали, Тору… Говорим А, тогда надо и про Б. Список претензий к этим конфессиями в этом ключе, пожалуйста от г-на Кондрашова. Не забудем про убийство священников православной церкви фанатиками других религий и сект).

5) Популярность воззрений, маргинальных среди обычных людей. К примеру, о предателе Власове и его приспешниках синод РПЦЗ высказался так: «Все, что было ими предпринято – делалось именно для Отечества, в надежде на то, что поражение большевизма приведет к воссозданию мощной национальной России». А заголовок хроники развлечений некоей бабушки сделал бы честь пресс-службе «Союза Меча и Орала»: «Информационное Сообщение о Высочайшем Визите Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны в Соединенные Штаты Америки».

(6) Полное нежелание принести, по примеру Католической церкви, покаяние даже за самые явные свои преступления – хотя бы за лютые преследования старообрядцев.

(Статистику по инквизиции, конкисте и преследованиям старообрядцев будем поднимать? Или как? То, что со старообрядцев были сняты ограничения и они теперь могут быть отпеты в православном чине будем замечать? Или будем закрывать глаза и делать вид, что этого не было?)

Если взглянуть шире, мы увидим, что традиционно православные страны – Греция, Македония, Румыния, Молдавия, Украина, Россия, Грузия – никак не превосходят, по крайней мере явным образом, католические и протестантские страны праведностью или привлекательностью жизни – и к тому же постоянно враждуют между собой. А первое место в мире по практическому христианству – заботе сильных о слабых – давно и прочно держит секулярная и гуманистическая Скандинавия. Такие вот плоды…

(Ну вот давайте, ну давайте не будем смешивать привлекательность и праведность жизни! Вот только не в один котел все это намешивать. Давайте не будем вымазывать розовыми красками “праведников” процветающего Запада. Вы давно с людьми говорили, которые про коллективы свои рассказывают? Скажем, коллектив профессиональных психологов одной из лучших клиник Германии – где человек человеку не просто волк, а волк-оборотень? И это душеведы, которые людей спасать призваны вместо священников в этом верующем обществе с рождественскими посещениями церквей? Вы вообще в курсе, что западная психология давно и прочно считает веру видом психического расстройства и так это все и обозначает в учебниках, принятых в вузах? Что ни один психолог без наработанной репутации, которая его в случае чего оградит, не решится предложить человеку пойти в церковь?

Я понимаю, что к концу размышлений уже давно перешла всякие нормы приличий – но вот только не надо всех этих благоглупостей про духовное процветание Запада и загнивание Востока.)

Вопрос – в США, где я живу уже 20 лет, популярны наклейки для бамперов автомобилей. Одна из наклеек на моем бампере такая: «Америка – христианская страна. Вот почему у нас нет бездомных…» (на самом деле бездомных в США около 1 миллиона). Подарить Вам наклейку – «Россия – православная страна. Вот почему у нас нет детских домов…»?

(То есть именно церковь виновата в том, что в России сейчас сирот больше, чем после Второй мировой войны? За стены древнего Кремля поглядеть не тянет господина Кондрашова? И подумать о том, что церковь в России давно отделена от государства. О том, что между 1917 годом и годом 1993 Россия была лучшим в мире атеистическим государством – и что последствия этого мы и имеем честь созерцать ныне. Смог бы он размахивать наклеечкой про США, если бы там столько лет церковь валяли при помощи всех доступных государству средств?)

Просьба – попытайтесь вообразить, что сказал бы Иисус про нынешнюю РПЦ.

(Не хочу. Попытайтесь вообразить, что бы о Вашем письме сказал академик Лихачев)

Итоговые соображения

Еще 25 лет назад такого рода текст был бы неуместен – нехорошо критиковать гонимых. Но теперь по крайней мере некоторые, «традиционные», религии в России более не преследуются. Поэтому спрос с РПЦ по полной программе стал и возможен и полезен.

(Вот пройдет срок, который разваливали, будем говорить… А то истина про “валять легче, чем строить” как-то не особенно посещала научный мозг.)

Я согласен с главным тезисом игумена Петра. Мое отрицательное отношение к РПЦ вызвано не неприятием идеи Бога или образа и учения Иисуса, а тем, что я не воспринимаю РПЦ как сообщество христиан. Но мне странно, что игумен Петр не видит лежащих на поверхности причин такого отношения к его деноминации, все более распространяющегося в обществе – и вовсе не только среди либералов и интеллектуалов.

Говоря попросту – православные, вы что – с дуба упали? Вы будете нам навязывать произвольные и зачастую аморальные представление о Боге, мешать преподаванию в школе общепринятых фактов, распространять заведомое вранье, превозносить палачей, лезть в чужие спальни со своими ЦУ – а мы вам будем хором говорить спасибо?

(А я вот после всего прочитанного не считаю г-на Кондрашова ученым, потому что он принимает научный метод обработки данных только тогда, когда ему удобно. А значит, он не ученый и все его заслуги в официальной науке – не считаются.)

Позволю себе дать начальствующим в РПЦ непрошенный совет. Начните с простых шагов, которые никак не подорвут основ вашего вероучения и которые были бы безусловно справедливыми. В частности:

  1. Прекратите бороться против науки. Человек произошел от обезьяны – и ничего страшного от запоздалого признания этого факта не случится, как не случилось от признания вращения Земли вокруг Солнца.
  2. Объявите официально, что «Благодатный огонь» – фальшивка, и что подделывать чудеса вообще нехорошо – и отечески накажите самых злостных обманщиков, дабы прочим неповадно было.
  3. Выкиньте из ваших святцев явных негодяев, невзирая на их заслуги в насильственном насаждении православия.
  4. Опубликуйте – и регулярно обновляйте – список именующих себя православными изданий и интернет-сайтов, которые РПЦ не одобряет – ввиду непотребности их контента.
  5. Покайтесь в прошлых преступлениях РПЦ и пообещайте больше так не делать.

(В общем, уважаемые церковные иерархи, тут вот г-н Кондрашов решил, что у него есть право выступать соборным мнением по поводу учения, о котором он практически ничего не знает, не зная даже того, что говорит церковь о происхождении человека. Прислушайтесь к мнению про “негодяев”, а то вы две тысячи лет сидите и все не можете найти критериев отличия “негодяйства и не негодяйства”, объявите Благодатный Огонь фальшивкой вопреки мнению всего остального (включая научный) мира, потому что г-н Кондрашов и его друзья так думают, и специально для г-на Кондрашова пришлите списки, которые уже существуют много лет, но о которых г-ну Кондрашову неизвестно – где перечисляются антиправославные книги и антиправославные авторы. Ну и придите к офису г-на Кондрашова дабы покаяться. И тогда будет вам всем счастье – г-н Кондрашов нас всех зауважает и даже поедет в Гонолулу исследовать миротечение иконы, чтобы получить Нобелька. )

Такие шаги не приведут к тому, что подобные мне люди толпами побегут в РПЦ креститься – для этого нас надо будет еще убедить в исключительной истинности православного учения и пользе православной практики. Однако они, безусловно, открыли бы путь к диалогу. Пока же ничего подобного не сделано, я могу лишь уподобить РПЦ дому, на дверях которого крупными буквами написано «Пошел ты …!» Сотрите эту надпись – а потом уже зовите в гости на «пастырские педагогические» беседы. Думаю, что добрый игумен Петр так бы и поступил …

(Вот знаете, что могу сказать после всего прочитанного и написанного. Нет ничего нового в этом мире – и при этом каждый человек, который для себя открывает названные идеи  – честно считает себя первопроходцем. Человеку, интересующемуся историей церкви, давным-давно знакомы и волнительные вопросы, и ответы на них. Толковые,  умные ответы, дававшиеся не просто людьми, отмеченными Св. Духом, но и (если оценивать их с точки зрения разделяемого преклонения перед наукой, с законченными престижными учебными заведениями своего времени, либо наоборот – имевшими самое примитивное человеческое образование, но мыслившими так, как человеку с тремя дипломами не разобраться).

Ну поинтересуйся, почитай… Ну ведь христианству по меньшей мере на полторы тысячи лет больше, чем той науке, которую человек исповедует, и которое ее же и породило. И на полторы тысячи лет больше лучшие люди своего времени размышляли и искали ответы. И находили их – и они удовлетворяют нас и по сей день.

Нет! Надо воспользоваться осколками знаний, дополнить их своими суждениями и вынести умопомрачительный приговор – и после этого острить по поводу церковных мракобесов в противоположность кристально мыслящим ученым. Разве это по-научному? Ну ведь если выдвигать ряд претензий, зачастую обоснованных, логичных – то тогда нужно быть очень хорошо готовым выстроить свою позицию так, чтобы против нее комар носа не подточил. Узнать территорию противника, его планы, пардон, расположения войск и укрепления – и тогда идти воевать.

И аргументировать так, чтобы тебя самого не уличали в том, что ты пользуешься картами времен Пелопонесских войн при попытке достичь Антарктиды,  которой на них нет.

А вообще, конечно, жаль человека, который видит в огромном, древнем учении только плохое. Да, каждый смотрит и судит со своей колокольни – и как печально для судящего, что по этой колокольне можно многое сказать о нем. Можно зайти в келью монаха и вылететь оттуда с воплями: “У него там картины женщин по стенам”. А можно зайти в ту же келью и увидеть там икону Богородицы и святых жен-мироносиц. И что можно будет сказать об обоих вошедших по их словам? Что каждый видит то, что хочет видеть – а объект их зрения был один и тот же.

Скажу совсем грубо: есть категория людей, которые выносят непререкаемые вердикты типа “Все мужики – кобели, все бабы – суки, весь мир – бордель”. Это письмо – такой же вердикт.

Еще раз повторяю – нигде открыто публиковать эти мысли не буду, потому что очень хорошо понимаю, что груба и местами бестактна. На письмо Алексея Кондрашова уже отвечают умные и порядочные люди, отвечают интеллигентно и вполне безэмоционально.

Ну а тут – как умею. И прошу прощения за резкости. )

Ответы на письмо – результаты на сегодняшнее число (добавлено 6 апреля 2011)

http://www.pravmir.ru/shumim/ – ответ Марины Андреевны Журинской, кандидата филологических наук, редактора и издателя журнала «Альфа и Омега».
http://www.pravmir.ru/pismo-pervoe-ob-istinnom-svete-i-evangelskix-predosterezheniyax/ – Публицист, богослов А. Худиев
http://www.pravmir.ru/pochemu-prilichnyj-chelovek-mozhet-byt-xristianinom/ – ответ Андрея Десницкого (Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.)
http://www.pravmir.ru/otvet-professoru-kondrashovu-v-zashhitu-pravoslavnogo-antisemitizma/ – еще один ответ, Мария Сеньчукова, Заместитель главного редактора. Кандидат философских наук, преподаватель религиоведения Института философии Государственного Академического университета гуманитарных наук.

10 thoughts on “Попытка подумать над письмом Алексея Кондрашова «Почему я не православный» (часть 4)”

  1. Иришка… ты же умница, чего ты время тратишь на таких персонажей? Ему что, лавры Рассела покоя не дают? Тот всему свету рассказывал, почему он не христианин, этот… Можно подумать, христианство от этого как-то пострадает…

    Reply
    • АЛЕНКА!!! Я ТАК рада тебя видеть после долго отсутствия!!!!

      А время трачу, потому что завелась… 🙂 Смысл завода вот как произошел: вижу статью, подписал человек, который имеет научную степень, работает… ну, думаю, сбылась мечта идиотки, сейчас ученый спокойно и и осмысленно предъявит список претензий к вере, которые мешают ему осознать свою принадлежность к церкви.

      Начинаю читать и вижу набор глупостей, которыми закидывают верующих товарищи, не обремененные зачастую аттестатами зрелости, но полным набором самомнения.

      Ну ладно бы человек необразованный – с него спроса никакого, его просто мыслить не научили, потому что не получилось у него образование по любым причинам.

      Но ведь тут – ученый, значит, владеющий методами работы с входящими данными, который должен говорить с позиции человека, который вещает об этике исследований и должен этого придерживаться сам.

      А все закончилось хаотическим набором претензий, алогичных, еще и сдобренных пошлейшими юмором про то, о чем пишущий не в курсе.

      Ну ладно бы такое ожидать от какого-нибудь качка в гламурном костюме со стразами 🙂 А тут ведь вроде и человек приличный, и работает ученым…

      В общем, неоправданные ожидания подстегнули…

      Reply
  2. И мне ответ Журинской понравился, но Худиев тоже хорошо ответил, возможно, более по-христиански, что ли? Меня такие “претензии”, какие вывалил Кондрашов, заставляют обычно теряться – не знаешь, что и ответить на эту кучу заявлений, приправленных этакой издевкой. Я бы тоже отреагировал в духе Журинской. Но вот Сергей Худиев, на мой взгляд, молодец: он все же пытается найти почву и слова для разговора даже с таким трудным, мягко говоря, собеседником. По-человечески рассуждая – скорее всего это бисер, метаемый перед понятно кем, но кто знает, может, из многочисленных читателей, среди которых много сторонников Кондрашова, кто-то задумается или проникнется если не аргументами, то хотя бы более чем дружелюбным и спокойным тоном Худиева, так резко, на мой взгляд, контрастирующего с тоном Кондрашова.

    Reply
    • Антон, мне очень нравится, как пишет Худиев. Во-первых, он энциклопедически образован, во-вторых, он удивительно держит себя в руках…
      Это ведь уметь надо – когда святыню треплят из желания выглядеть продвинутым, а не из желания разобраться и понять… сохранить спокойствие и отвечать обстоятельно и не переходя на такое же трепание…

      Журинская просто заглянула в душу этого “ученого”, удивительно проницательная женщина…

      Reply
  3. вроде и человек приличный, и работает ученым
    Ириш, а чему ты удивляешься? Русская интеллигенция – при всем моем к ней уважении – не только из Достоевских и Флоренских состояла. Скорее даже, не столько из них, сколько из всяких шестидесятников, нигилистов-атеистов, Базаровых, Минаевых и Стасовых. Это ведь Стасов грозил Третьякову презрением прогрессивной общественности, ежели тот купит для галереи мракобесную картину Нестерова. Догадываешься, какую?
    И ведь именно они процентов на 70, не меньше, сформулировали ту парадигму, которая пышно цвела в России 20го века….(((

    Reply
    • Аленка, я с твоей подачи начиталась про русскую интеллигенцию середины-конца 19 века… Слов нет… с их комплексами перед народом и желанием просвещать… себя бы просвещать научились…

      Reply

Leave a Comment