Великая княгиня Елена Павловна – немецкий след в русской истории

“…если сегодня Красный Крест охватывает мир, то это благодаря примеру, поданному во время войны в Крыму Ее Императорским Высочеством Великой княгиней Еленой Павловной…” (Основатель Международного Комитета Красного Креста Анри Дюнан 1896 г. )

Карл Брюллов, Великая княгиня Елена Павловна

Русскую великую княгиню при рождении назвали Фредерика-Шарлотта. Она родилась 28 декабря 1806 года в Штутгарте. А уже с девяти лет девочка покидает родительский дом и едет в Париж воспитываться в передовой пансион писательницы Кампан. Принцессе было около 16 лет, когда ее увидел Александр Первый и попросил ее руки для своего младшего брата, Великого Князя Михаила. Это было чудом – не особенно родовитую девушку выбрали в жены принцу одного из самых блестящих дворов мира.

Елена Павловна в возрасте невесты

16-летняя принцесса прибыла в Россию в октябре 1823 года. Она приняла православие и получила имя Елена Павловна. Супруг был старше своей избранницы на 8 лет, и в свои 26 лет служил командиром Гвардейского корпуса, был членом Государственного Совета, генерал-инспектором по инженерной части, активным участником в работе Следственной комиссии по делу декабристов. Принцесса провела большую часть жизни в Париже, но в закрытом пансионе, дома же у нее все было более, чем скромно – повторяю, она не была слишком богата и родовита. Можно было бы бояться, что провинциальная девушка растеряется в блестящем Петербурге – но она удивительно быстро нашла общий язык со представителями высшего света.

Трудно представить себе таких разных людей в одной семейной паре, какими были Михаил и Елена. Она получила блестящее образование, с ранних лет она, от природы талантливая и любознательная, проявляла необыкновенные способности к точным и естественным наукам. Выдающийся французский зоолог Жорж Кювье даже хотел видеть ее своей ученицей.

Портрет Михаила Павловича работы Крамского

“Это – бурбон нашей семьи”, – так мог бы сказать царь о супруге Елены Павловны, своем брате Михаиле. Действительно, в сравнении с ним даже такие страстные любители порядка и фрунта, как Константин и Николай, выглядели мягкотелыми либералами. Потускневшая пуговица или незастегнутый крючок вызывали у Михаила целую бурю гнева. Впрочем, несмотря на это, военные любили своего командира, называя его “добрым угрюмцем”: как писал биограф Михаила, “под личиной строгости великий князь, однако, таил доброе сердце”. К тому же он был необыкновенно остроумен, и высказывания Михаила Павловича любили повторять в обществе.

Удивительно, но дети, которых Миахил Павлович и Елена родили ровно пять и все девицы – очень чувствовали разный характер родителей. Они с визгом обвешивали отца, который всегда был неизменно с ними ласков, и очень чинно приветствовали мать. Елена Павловна была очень сдержанна и дисциплинирована, а Михаил Павлович при всей внешней холодности был добрейшим человеком. Конечно, они были очень разными и их семейная жизнь не может быть названа счастливой. Они прожили вместе 25 лет и Михаил Павлович однажды обронил: “Еще пять лет, и наши отношения можно спокойно называть Тридцатилетней войной”. Эта острота потом долго гуляла по столице, но ее автор не дожил до назначенной даты. В 1849 году Михаил Павлович скоропостижно умирает.

Х. Шмид. Портреты великой княгини Елены Павловны и великого князя Михаила Павловича верхом. Вторая четверть XIX века

Елена Павловна всю жизнь прожила жизнью ума, она была действительно необычайно одарена от природы – ум ее можно было назвать мужским. Она имела долгие беседы с профессором К.К. Арсеньевым, желая познакомиться с историей и статистикой России; вела глубокие богословские разговоры с архиепископом Херсонским Иннокентием, предложила историкам заняться исследованиями о представительных учреждениях в России и финансировала этот проект. Но внешний блеск тоже ее занимал – ее дворец и туалеты отличались богатством и изысканностью.

Ж.Кур. Портрет Великой Княгини Елены Павловны. 1842 г.

Дружила Елена Павловна с Пушкиным и с Василием Жуковским, который помогал ей совершенствовать русский язык, и с Федором Тютчевым. Особенно увлечена она была прозой Гоголя – явное свидетельство неординарности этой читательницы – и добилась издания его первого собрания сочинений. Она очень помогала художникам – и те очень любили ее. Кроме писателей, в салон Великой Княгини приходили ученые (один из них, Н. Миклухо-Маклай, посвятил великой княгине свои исследования о Новой Гвинее), а также музыканты. Самой яркой звездой среди них был талантливый, энергичный и честолюбивый Антон Рубинштейн.

Елена Павловна финансово поддержала открытие музыкального общества, которое впоследствие стало Российской консерваторией, которую с числе первых окончил Петр Ильич Чайковский. Вдовствующая императрица Мария Феодоровна, жена убитого Павла Первого, именно ей завещала курирование больниц, роддомов, учебных заведений для женщин. Потом Елена Павловна основала училище Св. Елены, куда принимались девочки без учета их происхождения, а только на основании способностей. Елена Павловна организовала детскую больницу Петербурга – она была очень несчастной матерью, из ее пяти дочерей четверо умерли в детском возрасте. В память своих детей она и основала эту больницу.

Главным ее личным делом было учреждение Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Вдохновил ее на открытие общины сам Пирогов, несмотря на то, что против было высшее военное командование империи, она сумела убедить императора Николая в полезности нового начинания и создала первую по времени военную общину сестер милосердия. Сестры этой общины работали не только в больницах и госпиталях, но и непосредственно на поле боя (собственно, присутствие сестер милосердия на фронте и побудило военных не просто противодействовать, но и издеваться над этой затеей).

Собственно, эта община сестер милосердия – было полным ноу-хаю Елены Павловны, затем этот опыт переняли англичане и дальше – вся Европа. Через 10 лет швейцарец А. Дюнан основал Международный Красный Крест, прототипом которого явилась Крестовоздвиженская община. После Крымской войны Елена Павловна отдала общине Михайловский дворец, а в 1860 году на Фонтанке была построена отдельная больница, специализирующаяся на медицинской помощи малоимущим.

15 мая 1867 года император Александр II утвердил устав Общества попечения о раненых и больных воинах (в 1879 году переименовано в Российское общество Красного Креста). Почётными членами Общества стали Император, все Великие Князья и Княгини, высокопоставленные лица, представители высшего духовенства. Общество находилось под покровительством Императрицы. В письме Анри Дюнана (1896), первого лауреата Нобелевской премии мира, Российскому Обществу есть такие строки: «…существованием Красного Креста мы сегодня обязаны благодарному приёму оказания помощи раненым воинам во время Крымской войны, делу, вдохновительницей которого была Елена Павловна».

Винтерхальтер, Франсуа Ксавье Портрет великой княгини Елены Павловны , 1862

Но самым важным своим делом Елена Павловна считала деятельное участие в освобождении крестьян. С 1858 года дворец великой княгини «стал центром, в котором приватно разрабатывался план желанной реформы». Параллельно эта ее деятельность вызывала самую негативную реакцию двора – пошли разговоры о политической неблагонадежности княгини. Но Александр Второй подписал указ об освобождении крестьян – и тучи, сгущавшиеся над Еленой Павловной, рассеялись.

Великая княгиня Елена Павловна умерла 9 января 1873 года. «Вряд ли кто ее заменит», – с грустью написал И. С. Тургенев, узнав об этом. Удивительно, но я только узнала, что вот эти пушкинские строки посвящены Елене Павловне:

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.
(А.С.Пушкин)

Leave a Comment