Живя до эмиграции на Украине, много слышала романтических историй о том, что эта женщина – великая украинка, ставшая турецкой султаншей. Даже посмотрела несколько серий фильма с очаровательной Ольгой Сумской в главной роли. Скажу честно – сериал помню весьма смутно, помню лишь стрельчатые брови Сумской и знойного актера, игравшего мужественного султана, покоренного красотой сельской украинской девушки. Реальная история, найденная давеча, заставила зашевелиться волосы. Дама Роксолана, во святом крещении Анастасия, была действительно женщиной выдающейся. Такой выдающейся, что все женщины Медичи должны ей ноги мыть и ту воду пить – в знак полного почтения к ее заслугам в делах кровавых убийств.
Впрочем, обо всем по-порядку.
Анастасия Гавриловна Лисовская, будущая Роксолана, родилась в маленьком западно-украинском городишке Рогатине в семье православного священника. Городишко этот обозначен не на всех картах – располагается он недалеко от Тернополя. В 16 веке это была не совсем Украина – а вовсе даже и Польша, Речь Посполитая. Веселые разбитные шляхтичи чередовали набеги на села Западной Украины с серьезными и основательными набегами крымских татар, после которых действительно оставались только печные трубы да выжженая земля. Летом 1522 года татары пришли снова – и, если верить легендам, в руки торговцев живым товаром попалась юная невеста Анастасия Лисовская, вырванная из рук родителей прямо накануне свадьбы.
У полонянок из Украины путь был один: вначале на невольничьи рынки Крыма, причем торговцы были людьми умными, в отличие от авторов псевдо-исторических сериалов. Если им нужно было продать красивую девушку, никто ее по пыли пешком не гнал – ее везли со всеми предосторожностями, как особенно ценный товар. И веревками нежную девичью кожу никто не травмировал, девица должна была доехать в максимально товарном виде.
Опытные торговцы увидели, что пленная девица Анастасия обладает небывалой красотой – и намеревались очень выгодно продать это чудо природы в Стамбуле. Продавать девушку поехал сам начальник “бюро по торговле девицами”, имя его для истории осталось неизвестным. Но зато осталось известным другое: в первый же день, когда Анастасию вывели на невольничий рынок, она попалась на глаза второму человеку в государстве – Великому Везирю молодого султана Сулеймана Первого, благородному Рустем-паше. Визирь был настолько поражен красотой девушки, что собирался без торговли выплатить требуемую сумму и отправить девушку к себе во дворец, чтобы затем сделать подарок султану. Но опытный продавец не стал торговаться с визирем – он подарил Роксолану Рустем-паше, справедливо рассудив, что девушек он еще насобирает по Украине много, а дружбы с Великим Визирем может у него больше и не выйти.
Рустем-паша подарок принял – и стал готовить уже свой подарок султану. Но так просто прийти и сказать: “Получите-распишитесь”, разумеется, было невозможно. Вначале девушку осмотрели медики и убедились, что она невинна (не видать бы Роксолане султанского гарема, если бы она попалась ловцам людей после свадьбы).
Затем с девушкой начали заниматься учителя – одной красоты для того, чтобы понравиться султану, было мало. Анастасию обучали языку, игре на музыкальных инструментах, поэзии – ну и конечно, опытные женщины прочитали ей курс (теоретический) искусства любви. Ислам позволяет султану иметь четырех законных жен – и бесчисленное количество наложниц и рабынь. Только дети старшей жены становятся наследниками престола (а среди детей – существует принцип старшинства, поэтому сами понимаете, какая атмосфера любви между отпрысками царила в тамошних дворцах).
В разные времена у султанов в гаремах жило до нескольких тысяч женщин – первейших красавиц из разных стран. При женщинах толпились евнухи, бабки-повитухи, приживалки, врачи. Физически женщина могла принадлежать только султану – нарушительницу верности ждали такие неприятности, что удавка шелковым шнурком считалась весьма почетной и милосердной казнью.
Вот именно в такой рассадник и предстояло попасть девушке, украденной и подаренной Великому Визирю. Впрочем, ей еще повезло – Сулейман был молод, не лишен привлекательности и обладал не слишком жестоким нравом.
Более того, он был достаточно образован – и дал девице Анастасии новое имя – Роксолана. Оказывается, роксоланами или роксанами называли племена, кочевавшие между 2 и 4 веками нашей эры в районах Приднепровья и Дона. К 4 веку о них исчезли все упоминания, но в Средние века и в период Ренессанса их считали прародителями славян. Это обусловило новое имя, данное новой султанской наложнице.
Если сказать правду – то все рассказы о том, что новая наложница сразу влюбила в себя султана, – досужие романтические сказки. Султан не был юным подростком, впервые увидевшим смазливую девичью рожицу. В его гареме были сотни красивейших и опытнейших женщин, готовых на многое ради внимания султана. Но Анастасия-Роксолана очень трезво оценила ситуацию: выход из гарема для нее только один – в мешке в Босфор. А значит, нужно выжать максимум из тех обстоятельств, в которые она попала. Она неплохо говорила по-турецки и не поленилась узнать о стране, куда она попала, побольше. Ее главным козырем было то, что она не была куплена – а дважды подарена. Это значило, что она оставалась свободной женщиной, а не купленной рабыней. А у свободной женщины, попавшей в гарем, был шанс стать женой султана – рабыня ни при каких обстоятельствах по закону Османской Империи султаншей стать не могла. Султан был молод – и четырех жен нажить не успел.
Оставалась самая малость: христианство. Дочь православного священника сомневалась не долго: она отказалась от веры родины и приняла ислам. Время гаремной жизни коротко – а ей нужно было родить как можно больше детей.
И игра началась.
Для начала Роксолана переманила на свою сторону главного евнуха гарема – его поддержка очень много значила для ее пути к намеченной вершине. Затем нужно было умело повести себя с султаном – и эта задача оказалась Роксолане по плечу. Она одаривала евнухов, приживалок, повитух, клялась, что не оставит тех, кто ей верен, став султаншей, – и люди ей верили.
Ей повезло – ее первенец оказался мальчиком. Она назвала его Селимом, в честь отца Сулеймана. А потом родилось еще два мальчика и девочка-красавица. Положение Роксоланы упрочилось – но наследником престола был Мустафа – старший сын первой жены падишаха, красавицы-черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами идущей к цели Роксоланы.
Жизнь в гареме напоминала серпентарий – лучшие женщины-представительницы разных народов вели свои интриги, преследовали разные цели. Роксолана была гениальной интриганкой – она выбрала самую мудрую тактику: “То кто умеет ждать, увидит труп врага, плывущий по реке времени”. Она сумела-таки стать необходимой султану – ее забота, ум и ласки привязывали стареющего Селима все крепче. Но одновременно Роксолана ни на секунду не забывала, насколько эта привязанность хрупка – тот, кого ежедневно ожидали сотни прелестнейших женщин, в одну минуту мог отвернуться от нее и одарить своей любовью другую.
Поэтому Роксолана должна была быть терпеливой – пятнадцать лет она ждала, прежде, чем начать действовать.
И пока Росколана, как опытная паучиха, плела паутину заговоров и интриг, мир за стенами гарема успел измениться – Турция вошла в феодализм с законом о закреплении крестьян – и вырваться из крепостной зависимости можно было только став воином. Турция как никогда стала заинтересована в захватнических походах – сам Сулейман вел многие победоносные войны, по примеру предков расширяя пределы Османской империи – он захватил половину Венгрии, значительную часть Грузинского царства, оккупировал всю Месопотамию, взял Йемен, Триполи и Алжир. В Европе его уже называли Великолепным и вполне обоснованно боялись ужасающего турецкого нашествия, подобного нашествию Батыя или Чингиза.
И пока хан воевал, Роксолана поняла, что ее время пришло. Дочери ее исполнилось 12 лет и она унаследовала материнскую красоту. Роксолана решила выдать ее замуж повыгоднее – и супруг был найден. Тот самый Великий Везирь Рустем-паша. Не беда, что невесте минуло 12, а жениху – пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы – сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана. Рустем-паша был рад породниться с султаном – да только он поздно понял, что красавица жена была весьма похожа на мать внешне, но ее великолепная красота равнялась такой же великолепной глупости.
Приходя в гости к матери, девушка выбалтывала все, что слышала в доме мужа. Росколана поняла, что не зря отдала дочь в этот дом – пришло время наносить смертельные удары.
Однажды, когда султан особенно разомлел от ее жарких ласк, Роксолана рассказала ему о “страшном заговоре”, о котором милостивый Аллах сподобил ее узнать. Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Султан поверил – потому что ничего нового Роксолана ему не рассказала, среди султанских отпрысков во все времена шла грызня за трон – и иногда правящие султаны умирали вовсе не от старости в окружении любящей родни.
Зерна лжи упали на благодатную почву – султан с годами становился все подозрительней. Рустем-пашу взяли под стражу и страшно пытали. Не важно, оговорил он себя и других, или молчал – султан поверил Роксолане. После пыток бывшего Великого Визиря обезглавили – и то, что дочь овдовела, нисколько не занимало Роксолану – если бы было нужно, она бы не побрезговала ничем, чтобы добиться своего. Она жаждала поскорее разделаться с Мустафой и его братьями – они были препятствием на пути к трону первенца Роксоланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть!
Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман решился на жуткий поступок: умертвил своих старших детей. По закону кровь наследников престола нельзя было проливать на землю – поэтому принцев задушили шелковыми шнурками. Их мать сошла с ума от горя и вскоре умерла.
Но леди Макбет Стамбульского уезда уже вошла во вкус: умный и сильный мужчина, правитель огромной империи, оказался в полной ее власти – и эту власть упускать было смертельно опасно.
Ни один человек в империи, кроме султана, не верил в заговор Рустем-паши, даже мать султана Хамсэ, крымская татарка, выросшая отнюдь не среди лилий и ландышей, повидавшая всякое, была поражена волной жестоких казней “изменников”. Она попросила у султана аудиенции и высказала все, что думает и о заговоре, и о любимой жене султана. Нужно ли говорить, что после тяжелого разговора султанша-мать прожила меньше месяца? Дело обошлось без шелковых шнурков – Восток умеет готовить яды, а становиться врагом Роксоланы было подобно подписанию себе смертного приговора. И султанша имела несчастье на себе испытать это правило стамбульского двора.
После смерти султанши-матери Роксолану объявили первой женой султана, а ее Селима – наследником престола. Но позиции надо было упрочить – и тут происходит то, что ни понять, ни осмыслить у меня лично не получается. Роксонала отдает приказ убить двух своих младших сыновей – трон должен быть только у Селима. Принцев утопили в Босфоре – их кровь не должна была пролиться на землю. Теперь можно было отыскать остальных детей султана – около сорока мальчиков разного возраста было убито после тщательного поиска, устроенного агентами Роксоланы.
И кто после этого дамы семейства Медичи? И кто такая после этого леди Макбет? Кто такая китайская императрица Ци-Си? Скромные гимназисточки в белых фартучках и с мамиными бутербродами в портфельчике?
Сорок лет была Роксолана женой Сулеймана Великолепного. Она долго и умело создавала себе славу покровительницы искусств и самой образованной женщины мусульманского Востока. Она прожила с султаном сорок лет – и умерла своей смертью, оставив безутешного султана горевать в относительном одиночестве.
Ей не суждено было праздновать триумфальное взошествие на престол ее рыжего Селима. Ей не суждено было увидеть, как над ним потешаются подданные – уже в юности Селим пристрастился к алкоголю и стал правителем Блистательной Порты уже будучи законченным алкоголиком. Его сердца хватило всего на восемь лет царствования – однажды оно просто остановилось, не выдержав всех возлияний султана. Благодарный народ прозвал его Селим-пьяница – с тем именем сын Сулеймана Великолепного и вошел в турецкую историю.
Такова правдивая история романтической героини украинского народа… Мдя…
В принципе ни чего особо нового не узнала, нас там не было и сказать чтото наверняка и совершенно точно не возможно, даже история ошибается(и искажается)…ее пишут люди, которые испытывают симпатии и антипатии во все времена. А с другой стороны спросите себя, чтобы вы стали делать окажись на ее месте, стать очередной жертвой того времени и места, или захотелось бы жить, даже наверное выжить? В душу заглянуть невозможно…что бы знать наверняка И СУДИТЬ…А насчет убийств, помоему вся оттоманская империя и до Роксоланы купалась в крови.
Мирра, я бы сдохла сама, но детей своих не убивала. В остальном – трудно сказать, как бы поступила, но детей убивать – это в любое время крайняя жестокость.
Вы можете думать и так, вы не на ее месте, а у них не гласный закон наследник должен быть один, остальных соперников устраняли тоже не самыми гуманными способами(история), и до Роксоланы. Это жестокая эпоха, я повторюсь в душу не заглянешь, а турки народ жестокий особенно в то время. За каждый поступок свое наказание, и в этой и в той жизни.
.
Мирра, законная чеченская супруга Селима, детей которых Роксолана убила, почему-то не убивала младшеньких ради старшеньких, хотя жила в том же гареме и те же годы. Мать, убивающая сама своих детей из-за мужчины, власти или денег, ужасала любой мир – хоть языческий, хоть христианский, хоть мусульманский.
Так что нам судить сложно – но некоторые поступки осуждались и современниками тех. кто их совершал.
законная чеченская супруга Селима,
Роксолана одна была законной женой, читайте историю: источники, архивы, ей удалось то что никто до нее не смог, она стала султаншей.
Если основываться только на фильмы или статьи авторов которых в интернете тьма, то истины там не увидите, одни слухи…А вообще почитайте Павла Загребельного “Роксолана”, он когда писал эту книгу работал с архивами в Турции.Эта книга есть как на русском так и на украинском. Может в чем то вы и пожалеете эту самую Роксолану.
Чушь собачья, один из младших сыновей Роксоланы дожил аж до 37 лет, и был казнен только после попытки поднять восстание против Сулеймана