Режиссер: Филлида Ллойд
В ролях: Мэрил Стрип, Джим Броудбент, Сьюзэн Браун, Элис Да Кунья, Айэйн Глен, Александра Роач, Эмма Дьюхерст, Оливия Колман
О фильме: События картины развернутся в 1982 году. Тогда премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер пыталась спасти свою карьеру накануне Фолклендской войны.
Мы всегда с нетерпением ждем фильмов с участием Мэрил Стрип – и на этот раз ожидания наши обмануты не были. Мы посмотрели фильм “Железная леди”. Что могу сказать – Стрип снова сотворила немыслимое: она снова была иная. Как эта гениальная актриса умудряется без грима перевоплощаться и быть совершенно другим человеком – не понятно. Но она это делает. Начиная с того, как она сыграла старуху, и заканчивая тем, как она сыграла молодую полную жизненных сил женщину, – все было исполнено невероятно правдиво. Другую актрису пригласили только для того, чтобы изобразить Тэтчер в 25 лет. Со всем остальным блистательно справилась неповторимая Мэрил.
Можно еще долго распространяться в комплиментах и возгласах восхищения, и всего этого будет мало – поэтому просто посоветую вам меньше меня слушать и увидеть ЭТУ игру самостоятельно.
А вот по поводу режиссуры и операторской работы хочется сказать отдельно. Чувствовалось, что режиссер – женщина: слишком много гордости было по поводу того, что Тэтчер – женщина, и того, как она уделывала мужчин, представлявших по фильму серо-черную массу вокруг яркой и независимой Маргарет. Но даже невзирая на этих феминистических тараканов фильм получился очень крепким, несравнимо более интересным, чем байопик о Гувере, снятый Иствудом.
Если говорить честно, перебивки с воспоминаниями немного раздражали, потому что надо было все время удерживать в голове происходящее – но только сейчас я понимаю, что скорее всего, это был режиссерский прием, который подталкивает зрителя к сочувствию к распадающейся психике главной героини, которая пытается удержать рушащийся под ударами Альцгеймера мир. Железная Леди невероятными усилиями воли остается на поверхности жизни, не позволяя ей превратиться в груду бессмысленных, не связанных с друг другом осколков. Это же проделываем и мы, пытаясь удержать сюжет в голове, понять, что идет за чем, какое событие предваряет, а какое – следует за каким.
Особую роль играет цвет – обратите на него внимание с самого начала – и вы увидите сюжет в сюжете. Игра режиссера с цветом – это очень интересная находка. Она не уникальна, просто в этом фильме есть действительно очень интересные моменты с синим и его оттенками, которых еще ни один режиссер не показывал (ну или я слишком плохо знаю историю кино, что тоже очень вероятно).
Ну и конечно – особенное внимание обратите на речь Тэтчер. ЧТО она говорит – и КАК. Давно я не слышала настолько умных слов в западном кинематографе.
А вообще – жаль, что мы живем в измельчавшем мире. Что нет в нем сейчас таких личностей, какими мог похвастаться 20 век. И Тэтчер очень хорошо объясняет происходящее – просто вслушайтесь, что говорит героиня Стрип. Она определенно была гениальной личностью, гениальным политиком… Жаль только, что если женщина становится гениальным политиком, то она уже никогда не сможет оставаться ни гениальной женой, ни гениальной матерью. По старой и доброй феминистической традиции эти моменты были мягко обозначены – и не более, а ведь в жизни все гораздо трагичнее и печальнее. Дети Маргарет Тэтчер были несчастливыми детьми, и мужу ее приходилось очень туго. Из тяжелого выбора – быть женой или политиком, Маргарет сделала выбор в пользу политики.
Ну что ж… семья ее пострадала… но зато нация – выиграла. И череда нынешних серых теней, обитающих на Даунинг Стрит 10, которые называются сейчас премьер-министрами Великобритании, – и чьи имена ничего не говорят людям, специально не интересующимся британской политикой, лишь подтверждают правило: яркая звезда Маргарет Тэтчер еще долго останется непревзойденной на политическом небосклоне всего мира.