Прометей / Prometheus

Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон,, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин, Шон Харрис, Рейф Сполл, Иман Эллиотт, Бенедикт Вонг, Кейт Дики, Патрик Уилсон, Люси Хатчинсон

В поисках сакрального знания группа ученых отправляется в самые темные и неизведанные чертоги вселенной. Именно там, в отдаленных мирах, находясь на пределе своих умственных и физических возможностей, им предстоит вступить в безжалостную схватку за будущее всего человечества.

Дорвавшись до пропущенных киноновинок, решила вот отчитаться по поводу просмотренного. И начну с весьма странного фильма Ридли Скотта “Прометей”.

Как известно, наше поколение воспитывалось на киногероях Шварцнеггера и Сталлоне, а также на чудовище, которого тайно или явно боялись все мои ровесники – речь идет о Чужом. Склизкое и совершенно нечеловеческое чучело гонялось за Сигурни Уивер на протяжении всех фильмов, его личинки проникали во все щели человеческого тела, от него не было спасения нигде, а еще по нему стекала какая-то зеленая кислота, которая разъедала все на своем пути. В общем, было чего бояться в темной комнате.

Повзрослев и пересмотрев фильм, повеселилась с себя-ребенка и надолго забыла про киношедевр. А тут – выходит анонс, что Ридли Скотт решил снять приквел к серии фильмов о Чужих.

По ходу ожидания выяснилось, что приквел уже будет не приквел, а отдельный фильм, где события будут происходить все в той же звездной системе, но на другой планете, и непосредственного отношения к “Чужому” фильм иметь не будет. Ну не будет и не надо – все равно трейлеры вызывали жгучий интерес и желание немедленно ринуться в кинотеатр для просмотра.

Что же в результате увиделось?

А вот что – Ридли Скотт решил, что мало осмысливать далекий космос и опасности, подстерегающие в нем – нет, надо еще пройтись по христианским ценностям и осмыслить по ходу и их, не теряя, так сказать, ни бюджета, ни рейтинга.

Как всегда бывает в таких фильмах, нашли очередную пещеру с очередной загадочной наскальной художественной разрисовкой, где маленькие человечки поклонялись большому, указывающему на некую звездную систему. Сопоставили рисунки со всеми известными рисунками древних цивилизаций – и обнаружили, что ну буквально все – от египтян до майя поклонялись этим гигантам. Соорудили корабль, послали экипаж. По старой доброй традиции экипаж был сформирован по всем правилам политкорректности: во главе корабля стоял чернокожий капитан. Пилотами служили латиноамериканец и китаец/японец (не понимаю я в различиях). Снежной Королевой-злым гением экипажа служила популярная нынче Шарлиз Терон, а главной героиней – еврейского типа спортивная девица с мало что говорящей фамилией Shaw.

Экипаж состоял из сплошных имбецилов – потому что попадая на чужую планету, эти “ученые” моментально начинали снимать шлемы и дышать местной атмосферой, совать руки, носы и пальцы в розетки прямо в пасть фаллического вида отросткам, оказавшимся спрутами чудовищ, заниматься незащищенным сексом, выпивать незнакомые жидкости и просто героически вести себя вопреки опасностям и невзгодам. Выгодно выделялся андроид Давид, которого совершенно гениально сыграл Майкл Фассбендер – актер настолько проникся образом, что глядя на него совершенно четко понималось – он не человек. Хоть и выглядит и действует как человек. Очень интересно проведенная роль.

Но вернемся к имбецилам – вопрос, почему было нельзя оборудовать корабль целой кучей Давидов и не посылать на просторы вселенной сборище людей, ведущих себя хуже подростков, мучал меня весь фильм. Ответа на вопрос я так и не дождалась. Зато поглядела на то, как режиссер пытался втиснуть в жанр научной фантастики веру и христианские ценности.

Ну вот судите сами: главная героиня – христианка. Она носит крест – и крест этот символизирует не ее убеждения (читай Никео-Цареградский Символ Веры, исповедуемый большинством христиан), а совершенно иррациональную веру. Ну вроде того, что вопреки “трехсотлетнему царствованию дарвинизма” (цитата из фильма) она верит в создателей человечества (!!! – И.А.). Потом она понимает, что демоны создатели были, а затем они покинули царское помещение. Потом она понимает, что создатели решили создать еще кое-что милое, склизкое и со щупальцами, которое потом трансформируется в чужих, чтобы уничтожить нас. А вначале нам вообще показывают, как все это было и каким образом происходило (зрелищно с точки зрения компьютерной графики, не скрою).

И потом в конце тетенька начинает верить, что она найдет создателей и они ей ответят на все ее вопросы. То есть она все время во что-то верит – и главное, что эта вера совершенно иррациональна.

При этом параллельно – происходят отчетливо символичные с точки зрения христианина вещи: снятие креста. Отречение от веры. Потом – возвращение креста на шею. И наконец – призываемое имя Божие спасает героине жизнь. И тот, кто это имя не призывает – гибнет, причем гибель эта происходит параллельно со спасением героини. Вот это – уже христианство. Когда Господь приходит на помощь своим чадам даже если Его имя призывается почти бездумно, в отчаянии предсмертной агонии. Происходит “положение души за други своя” – совершенно христианский подвиг.

Но как все это соединяется с предыдущими тезисами, я совершенно не могу понять. Вторые сутки думаю – и пасую.

Робкие попытки оправдания: “Если создатели создали нас, значит, и их кто-то создал” – звучат в фильме… Но создатели – настолько похожи на демонов, что просто страшно становится на них смотреть. Они безусловно злы – и творят только зло. Как все это соотносится с крестом и христианством – я просто не знаю.

Что в итоге. “Прометей” – фильм очень зрелищный. С точки зрения актерского мастерства он никакой, потому что главное в нем – спецэффекты, а не система Станиславского. Осмысление хотя бы каких-то фундаментальных вопросов – присутствует в виде такого винегрета, что я не берусь высказывать ничего осмысленного. Так что – смотрите сами и думайте тоже сами. Надумаете – делитесь.

3 thoughts on “Прометей / Prometheus”

  1. почему то последние несколько лет я фильмы не смотрю вообще; сюжет предсказуемый почти везде.

    Reply
    • Тут соглашусь… В основном – скукотень на скукотени сидит и скукотенью погоняет.

      Reply
  2. вспоминается библейское – “всё что будет – уже было. И нет ничего нового под солнцем”.

    Reply

Leave a Comment